Консультация для родителей "Математический планшет и конструктор ТИКО"
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Романова Татьяна Викторовна

Материал знакомит родителей с возможностями "Математического планшета" и "Конструктора ТИКО". Такую консультацию желательно проводить в форме мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskiy_planshet_i_konstruktor_tiko.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Математический планшет и конструктор ТИКО»

Многие считают, что для подготовки дошкольника к школе и развития школьных навыков необходимо и достаточно научить его читать по слогам, считать, а также развить мелкую моторику, тем самым подготовив руку к письму. На самом же деле, чтобы ребенок успешно усваивал школьную программу, ему, в первую очередь, необходимо развивать интеллект в целом: восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь. Лучше всего это делать в игре. ИГРА - является  ведущим  видом  деятельности  ребенка.

Значение  игры трудно переоценить: играя, ребенок познает мир, свойства предметов, совершенствует ручные  движения,  развивает умственные  операции.

Сегодня мы с вами познакомимся с двумя развивающими играми, возможности которых невероятно широки.

  1. Сказка

Встретились однажды дерево, пластмасса и резина. Заспорили они: кто из них важнее? Никак не могли они решить этот вопрос. Каждый вспоминал, сколько в мире есть полезных и красивых вещей из дерева, пластмассы и резины. Отправились они за советом к Мудрецу. Выслушал Мудрец вопрос "Кто важнее" и лукаво улыбнулся. "Все вы нужны, людям плохо пришлось бы без вас. Будет лучше, если вы будете не спорить, а дружить. Оставьте мне по своей частичке и приходите завтра".

В недоумении ушли материалы от Мудреца, что можно сделать из них троих?

На следующий день они увидели, что из дерева Мудрец сделал ровную дощечку, из пластмассы маленькие гвоздики, а из резины – тоненькие растягивающиеся резинки. Взмах руки мастера - и гвоздики оказались наполовину вбитые в дощечку. Мудрец что-то прошептал, хлопнул в ладоши и резиночки стали растягиваться на гвоздиках. Дерево, пластмасса и резина удивленно переглянулись. На дощечке получились рисунки! Поклонились материалы Мудрецу и, взявшись за руки, отправились создавать все новое, нужное, красивое.

Так получилась игра «Математический планшет».

Математический планшет придумал математик Калеб Гатеньо в конце 1950-х гг. Математическая доска - это возможность исследовательской деятельности для ребенка, содействие его психосенсомоторному, когнитивному развитию, а также развитию творческих способностей. Это пособие помогает развить мелкую моторику рук, пространственное и ассоциативное мышление, воображение, умение действовать по заданному образцу.                                      .
Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности.                               .
На игровом поле можно конструировать буквы и цифры, и все, что в голову придет. Пособие помогает объяснить такие геометрические понятия, как: отрезок, угол, периметр, площадь, многоугольники, диагональ, радиус, диаметр и т.д.                      
Математический планшет даст возможность в играх осваивать систему координат.

Помогает развивать умение делить предмет на несколько равных частей.

Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете. Занимательные задачи, игры с буквами и цифрами, способствует развитию интереса, любознательности.

Игра «Считаем этажи»

Цель:

развивать умения определять пространственные направления на листе бумаги, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, вверх – вниз) на ограниченной территории, знакомиться с системой координат.

Учитель читает стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять, точек в строчке ровно пять.

В столбиках теперь считаем и друг друга проверяем.

Раз, два, три, четыре, пять, а всего их двадцать пять,

Этих точек в доме этом, называемом «Планшетом».

Буква «А» этаж первый заняла, а второй у буквы «Б»,

Третий — «В», четвертый – «Г», а на пятом буква - «Д».

Все квартиры занимают, рисовать нам помогают.

Дети перебирают пальчиками штырьки Планшета: слева направо, вверх – вниз.

Уважаемые родители и дети. Перед вами математический планшет и карточка с игрой.  Мы предлагаем вам выполнить задание на карточке и рассказать всем, чему можно научиться, выполняя задание.

 «Возможности конструктора ТИКО»

В то время, когда высшее руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии, работодатели испытывают трудности с инженерными кадрами. Днем с огнем не найти грамотного инженера-технолога, жалуются они. А начинается этот «конструкторский голод» тогда, когда вузам не набрать на инженерные специальности студентов, потому что выпускники школ не жалуют черчение, физику, математику. «Фронтальный разрез», «развертка» и иные пространственные понятия ставят в тупик – и становится ясно, что сфера образования не должна оставаться в стороне, если хочет быть адекватной государственному заказу на модернизаторов производства и инноваторов. Стоит как можно раньше начинать развивать в детях навыки конструирования, математическое мышление и любопытство к точным наукам.

Что такое ТИКО?

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это  полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов.

Конструктор прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и взрослых. ТИКО разрабатывался по заданию Министерства образования как учебное пособие, рекомендован Академией Наук РФ и РГПУ им. Герцена. В Австрии аналог ТИКО используется в обучении от детских садов до университетов.

ТИКО - это не только игрушка, это полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников. Приобретая своему сыну или дочке  ТИКО, вы поможете ему легко и естественно освоить важные понятия и знания об окружающем мире.

Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери».

Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Ребенку открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера и становится посильным выговорить не каждому взрослому знакомые слова «икосаэдр», «додекаэдр» и др.

Что развивает ТИКО:

Т - творческие умения

И - интеллектуальные умения

К - коммуникативные умения

О - организаторские и оценочные умения

Основные развивающие задачи ТИКО:

занять ребенка активной творческой деятельностью,  укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур, познакомить ребенка с различными геометрическими телами.

Что развивает ТИКО

Творческие умения – дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым развивая воображение и творческое мышление.

Интеллектуальные умения – чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить – какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; что нужно сделать для того, чтобы фигура была прочной и устойчивой

Коммуникативные умения – дети очень увлекаются совместным ТИКО-конструированием, в процессе работы они активно общаются, совместно решают возникшие в ходе конструирования проблемы, развивая тем самым коммуникативные умения.

Так, все-таки, детский конструктор "ТИКО" - это игра или обучение?

Известные российские педагоги считают, что один из девизов обучения должен быть "Обучаемся, играя". Попробуйте сказать ребенку: "Играй" - он будет весело играть, потому, что это весело. Если скажете: "Теперь давай учиться" - это будет скучно и грустно.

Занимаясь с ребенком, внимательно следите за его состоянием, незаметно переключая его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребенка это тоже игра, игра для родителей, ставка в которой - будущее вашего ребенка.

Как играть.

В процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Ваш ребёнок удивит вас, придумывая и собирая фигуры из ТИКО! Фантазия детей безгранична, и с помощью этого конструктора ваш ребенок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы.

 В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей разного возраста, а также для использования в качестве методических пособий педагогам. В составе ТИКО треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.

Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки — к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур  и геометрических объемных фигур.

Откройте своему ребенку многообразие трехмерного мира с конструктором ТИКО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование конструктора ТИКО на уроках окружающего мира

Использование конструирование на уроках окружающего мира при изучении темы Млекопитающие животные,Животные леса и другие....

Использование конструктора ТИКО во внеурочной деятельности

Конструктор ТИКО помогает при работе во внеурочное время...

Создание условий для формирования универсальных учебных действий с помощью деталей конструктора «ТИКО».

Цель: показать некоторые возможности использования конструктора «ТИКО» на уроках в начальной школе....

«Использование конструктора ТИКО на уроках и во внеурочной деятельности»

Несколько лет назад  я познакомилась с замечательным кон-структором ТИКО и сразу стала использовать его в своей работеЧто такое ТИКО?Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО...

Конспект интегрированного урока математики и технологии "Танграм - математическая головоломка", с использованием конструктора ТИКО.

Цель: формирование зрительного соотнесения геометрических фигур при составлении какого-либо образа с помощью конструктора ТИКО.Задачи:формировать у младших школьников элементарные геометрические и про...

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка моделирования "Геометрика" с использованием конструктора ТИКО

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Геометрика» разработана разработана в соответствии с требованиями внеурочной деятельности, обозначенной в федеральных государственных стандарт...