Как научить слабовидящего ребёнка видеть и понимать окружающий мир.
консультация

Шкарлет Марина Михайловна

 Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно, по мере своего роста и развития. Если слабовидящий ребенок научится видеть и понимать окружающий мир, то его занятия в школе будут проходить более успешно. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как учить слабовидящего ребенка видеть и понимать окружающий мир»          Похожее изображение

 Умение видеть и понимать окружающий мир не дается ребенку от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно, по мере своего роста и развития. Процесс восприятия окружающего мира у детей начинает целенаправленно формироваться только при участии взрослого.

     У слабовидящего ребенка из-за зрительного нарушения начинают складываться неточные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже у дошкольника с нормальным зрением еще нет умений, целенаправленно изучать предмет, прослеживать его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, составляя отдельные части предмета, соотнося  существенные и второстепенные свойства предметов.

     Слабовидящий ребенок кроме всего прочего, не имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных от его глаз на большое расстояние. Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетные картинки в книжках, где одно изображение заслонено другим. Трудность узнавания связана еще с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки его восприятия. Поэтому родители слабовидящего ребенка должны научить его правильно зрительно обследовать предмет, учить выделять главные, существенные признаки, прослеживать форму предметов, анализировать, сопоставлять предметы между собой по общим и отличительным свойствам.

    Не всегда знакомство с предметным миром следует начинать с включения зрения. Там, где возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предметов с помощью осязания, слуха, обоняния, вкуса. Вначале ребенку можно предложить потрогать предмет рукой, провести пальчиком по контурам фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей умение активно использовать осязание для узнавания объектов. Очень полезна для развития осязания игра в «Чудесный мешочек», в который можно положить разные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь овощи, фрукты, предметы быта и т.д. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет: пальчиками провести по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали.

Картинки по запросу картинки чудесный мешочек

    Участие сохранных анализаторов в процессе восприятия при ослабленном зрении, обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого полнее сможет рассказать о вкусовых, обонятельных, осязательных признаках предметов. Все это ребенок может познать без участия зрения. А это важно для того, чтобы в своей самостоятельной деятельности слабовидящий ребенок смог умело использовать все органы чувств, для узнавания предметов и явлений, особенно там, где ему недоступно зрительное узнавание объектов.

     Необходимо учить слабовидящего ребенка правильно использовать остаточное зрение для знакомства с предметами. Для этого важно направлять зрительное внимание ребенка на то, какой формы предмет, сочетать зрительное прослеживание с движениями пальца по контуру предмета. Дети должны научиться видеть форму, цвет, размер, пространственное положение объектов. Всё это очень хорошо организовать в игре, потому, что в детском возрасте игра является ведущим видом деятельности.

       Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры, как «Угадай, что изменилось», «Найди ошибки на рисунке», «Угадай, чего не стало» и т.д. Например, в игре «Угадай, что изменилось» надо расставить на столе несколько предметов (не более четырех-пяти в ряд.) Предложить ребенку запомнить, в каком порядке стоят эти предметы. Затем ребенку закрывают глаза, а взрослый меняет предметы местами, после чего ребенок должен рассказать, что изменилось. Или в игре «Чего не стало» дети должны отгадать, какой предмет спрятал взрослый. Чтоб у ребенка поддержать интерес к игре, можно предложить варианты, когда отгадываете вы, а он прячет игрушку. В игру можно включить других детей, или взрослых членов семьи. При этом важно, чтобы ребенок не только называл предмет, но и мог подробнее рассказать какой он, где стоял. Это важно для формирования пространственного восприятия и понимания детьми пространственных признаков: спереди, сзади, в середине, слева, справа, около, между.

     Так же большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги: дети должны знать, где левая, правая, верхняя и нижняя сторона и название углов (правый верхний, левый нижний и т.д.). Для этого можно предложить различные игровые упражнения. Например: «На листе бумаги нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем — круг, в левом нижнем — треугольник, в правом нижнем — квадрат. Вначале можно вместо рисования предложить расположить игрушки, геометрические фигуры. Такие упражнения учат детей правильно называть местоположение объектов, учат соотносить конкретный признак с его словесным обозначением. Можно предложить детям игру «Кто скорее соберет игрушки и предметы, которые нарисованы на картинке». Для этого вырежьте и наклейте на лист бумаги изображения четырех-пяти игрушек. На полу рассыпьте такие же игрушки. Ребенок отбирает такие игрушки, которые есть у него на картинке. После того, как он выполнил задание, дайте ему возможность рассказать, какие игрушки он собрал, как с ними играют и т.д.

     Надо учить детей рассматривать картинки. Чем младше ребенок, тем проще должен быть сюжет картинки. Вначале рассматривайте картинки, где изображены различные предметы: посуда, одежда, игрушки, животные. Например, на картинке нарисовал мяч. Предлагаем ребенку назвать, что изображено. После того, как ребенок назовет предмет, берете картинку и проводите пальчиком по контуру мяча, говорите: «Мячик круглый». Ребенок тоже проводит по контуру и говорит вместе с вами, а затем повторяет один. Далее определяете, какого он цвета. Когда показываете предмет, одновременно следует назвать цвет словом. Чем старше ребенок, тем сложнее предлагаем ему картинки. С учениками 1-2 класса рассматриваем картинки, изображающие сюжеты из жизни, простые по содержанию, то с 3-х и 4-хклассниками, рассматриваем иллюстрации не только из жизни детей, но и взрослых.

     Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить детей видеть это явление в окружающей обстановке. Во время прогулок, играя с ребенком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью за угол дома, за большой забор, тогда вас не будет видно. При этом варьируйте задание: «Спрячься, чтобы было не видно совсем» или же «Спрячься так, чтобы видна была твоя рука, нога, голова и т.д.». Так в предметных ситуациях слабовидящие дети понимают, почему за забором не видно всего дерева, почему нельзя увидеть всю дверь дома, потому, что на ее фоне, стоит человек.   В другой игре, например: «Угадай, кто позвал?» могут принять участие: дедушка, бабушка, мама, папа, сестра или брат. Ребенок на слух должен определить, кто его позвал. Похожее изображение

      Вы всегда должны помнить, что многое из того, что окружает ребенка, может остаться для него неизведанным и непознанным, если взрослые не помогут ему всесторонне это познать. Если слабовидящий ребенок научится видеть и понимать окружающий мир, то его занятия в школе будут проходить более успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Это родительское собрание, на котором рассматривается проблема поведения учащихся в школе и дома. Форма проведения - дискуссионный клуб.Обсуждаются следующие вопросы: "Что значит быть культурным челов...

Презентация родительского собрания «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения».

Чудесен мир прекрасного! Каждый раз дети открывают в нём всё новые и новые уголки. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитро...

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

Сотрудничество с родителями способствует  успешной социализации детей в обществе...

Как научить детей видеть прекрасное в окружающем мире.

В статье даются рекомендации родителям учащихся начальной школы по воспитанию чувства прекрасного и эстетического восприятия окружающего мира....

Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.

Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...

Слабовидящий ребёнок. Особенности развития.

В статье раскрываются некоторые аспекты развития детей с нарушением зрения....