Единый орфографический режим в начальной школе
статья

Доджиева Наталья Чантаевна

Единый орфографический режим

в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinyj_orfograficheskij_rezhim_v_nachalnoj_shkole_1.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Единый орфографический режим

в начальной школе

Содержание

Стр.

Требования к умениям выпускников начальной школы

2

Количество и назначение ученических тетрадей

3

Порядок ведения и оформления тетрадей

4

Оформление письменных работ по русскому языку

5

Оформление письменных работ по математике

7

Формы контроля  в начальной школе

9


Требования к умениям выпускников начальной школы.

Учащиеся начальной школы должны уметь:

*    говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

*    отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;

*    излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и. выводы);

*    правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываний;

*    строить высказывания в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, классном часе, экскурсии, в походе и т.д.)

*      отвечать громко, четко, с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Любое высказывание младшего школьника в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая логику и речевое оформление.

*     грамотно оформленным еле дует считать высказывание, в котором соблюдаются: правила произношения и ударения;

*     правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

*    правила   образования   и   изменения   слов,   а   также   образование        словосочетаний   и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

*      правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов,   заглавных   букв   в географических   названиях,   в   названиях   исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

*        Речь   учащихся   должна   быть   выразительной,   что   достигается   разнообразием эмоционально окрашенных средств речи.

Для совершенствования речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь говорящего, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

Количество и назначение ученических тетрадей

 Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

Математика и русский язык

Тетради №1 и №2 (для текущих работ)
Тетрадь №3 (для контрольных работ)

Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются, как тетради для творческих работ.

   Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)

    Для уроков окружающего  мира возможно использование тетрадей на печатной основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

       В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по музыке, иностранному языку, физической культуре (раздел «Шахматы»), факультативных курсов и др.

     В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных  работ по базовым предметам.

     В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

        В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.      Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.

       Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют  простой карандаш или ручку с зелёной пастой.

 

      Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.

     Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.

Порядок ведения и оформления тетрадей

·  Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

·  Пользоваться  ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания , а также   начертания геометрических фигур  выполняются   простым карандашом.

 

Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.    

     Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

Грамотное оформление надписей на тетрадях

Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители.

Тетради учащихся для 3– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

Надписи на обложках необходимо оформлять по образцу единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.

 

Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:

   Тетрадь                                                     Тетрадь

          для работ                                                  для работ

    по русскому языку                                  по математике

ученика (цы) 1 класса «Ж»            ученика (цы) 1 класса «Ж»

       школы № 463                                          школы № 463

    Петровой Елены                                     Петровой Елены

Нумерация класса пишется арабскими цифрами. 

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Оформление письменных работ по русскому языку

 После классной и домашней работы следует отступать две строчки

( пишем на третьей).

     При оформлении красной строки  делается отступ вправо не менее 1 см (один палец). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

В ходе работы строчки не пропускаются.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

   Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.

Справа строка дописывается до конца.

Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

   Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки.

В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки  препинания (запятые) не ставятся.

     Например:  ветер

                          восток

                          песок

        При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.

    Например:

        Ветер, восток, песок.

   При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

гласный-гл.,

 глухой-глух., звонкий-зв., согласный-согл., твердый-тв.,

существительное-сущ.

прилагательное-прил.

глагол-гл.

предлог-пр.

мужской род-м.р.

женский род-ж.р.

средний род-ср.р.

прошедшее время-прош.вр.

настоящее время-наст.вр.

будущее время - буд.вр.

единственное число-ед.ч.

     множественное число-мн.ч.

Название падежей указывается    заглавной буквой             (Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)

    Следует определить, что обозначения над словами выполнять простым карандашом или ручкой с пастой зелёного цветаВсе подчеркивания делаются только по линейке .

 

     Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.

      Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся:   мм,  м, см, ч, мин, км, кг, г и др.

         Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса.

        У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:

     1 - 2 класс – 2 строки, ежедневно.

     3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю

    При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом (либо зелёной ручкой) надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы

Оформление грамматических разборов согласно требованиям УМК.

·         Фонетический (УМК « Школа России»):

Липа – 2 слога

л [ л ’] – согл., непар., зв., мягк.,

и [ и ] - глас., уд.,

п [ п ] – согл., пар., глух., тв.,

а [ а ] – глас., безуд.,

4 б., 4 зв.

Синтаксический (УМК « Школа России»):

п.    прил.   сущ.         гл.            сущ.

На лесной полянке появились подснежники . (Повест., невоскл., распр.)

- По цели высказывания.

- По интонации.

- По наличию основ (подчеркнуть основу, определить, простое или сложное, устно).

- По наличию второстепенных членов (распростр. или нераспр., если предложение простое).

Морфологический(УМК « Школа России»):

Существительное

На полянке³ (на чём? где?) – сущ.

1. Н.ф. – что? полянка.

2. Ж. р., 1 скл.

3. В П.п., ед. ч.

4. Вт. член.

Прилагательное

Тонким³ (каким?) - прил.

1.Н.ф. – какой? тонкий

2. В ед. ч., м. р., Т. п.

3. Вт. член.

Глагол

Дует³ (что делает?) – глаг.

1. Н. ф. – что делать? дуть.

2. 1 спр.,

3. В наст. вр., 3 л., ед. ч.

4. Сказ. 

Оформление письменных работ по математике

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинается следующая работа)

Между видами упражнений в классной и домашней работе отступаются одна -две клетки вниз.

Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются четыре  клетки вправо (пишем на четвертой).

Дату нужно записывать посередине.

В любой работе отступается одна целая клетка слева от края тетради.

В тетрадях отмечаются номер заданий.

Слово «Задача»  пишется  посередине с указанием номера:    Задача №2

Оформление задач также требует соблюдения принятых норм.

Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы, допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:                                                                                                     

Маленькие- 7 м.                             М. -7 м.                                            Было  - 7 м.    

Большие  -   3м.         ?м.               Б.  -3 м.    на ск. м.больше ?        Взяли (Принесли) - 3м.

                                                                                                                  Осталось (Стало)-?м.         

 Существует несколько форм записи решения задач:

      а) по действиям, выражением, уравнением

  Ответ пишется полный:   Ответ: всего купили 10 мячей.

     б) по действиям с письменными пояснениями, по действиям с записью вопроса

  Ответ пишется кратко:         Ответ:10 мячей.

Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением.

   Допускается запись условия задачи в виде рисунка, графического изображения  и таблицы. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.

 

  При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

-         записать выражение полностью;

-         указать цифрами над знаками порядок действий;

-         расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;

-         записать окончательное значение выражения.

Приводим образцы оформления уравнений, как это требуют учителя математики в средней школе.

Х + 26 = 47

Х = 47 – 26

Х = 21

21 + 26 = 47

         47= 47

Ответ: Х = 21.

Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.

Оформление  записи задач геометрического типа:

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения нужно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным и письменным шрифтом, прописными и заглавными буквами латинского алфавита.

                                         А                    В

                                         N                    С

Слова  длинаширина прямоугольника не допускается обозначать кратко латинскими буквами.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычислите периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина –12 см                                      а = 12 см

Ширина – 6 см                                   в = 6 см

Периметр -? см                                 Р = ?см

Площадь - ? см2                                 S= ? см2                                         

1) (12+6)*2=36 (см)                           

2) 12*6=72 (см2)

 Ответ: Периметр-36 см, площадь -72 см2  или   Ответ: Р = 36 см,   S = 72 см2

При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования: - записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку - рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.

Образец: 675   564    на 78    в 7 раз.

Формы контроля  в начальной школе

Русский язык

 

1.  Контрольное списывание:

     - служит способом проверки и пунктуационных навыков;

    - работа может содержать одно – два дополнительных задания, связанных с текстом.

2. Контрольный диктант (с грамматическим заданием).

    - тексты предлагаемых диктантов должны соответствовать требованиям стандартов с учётом развивающих программ;

-   в диктанте 60% изученных орфограмм.

3. Словарные диктанты.

Критерии оценки словарных диктантов

«5»- без ошибок

«4» - 1 ошибка, 1 исправление

«3»-2 ошибки, 1 исправление

 «2» - 3-5 ошибок

4.Творческая работа.

- пишется 1 раз в 10-15 дней (проводить в соответствиями УМК).

Математика

- стержнем начального курса математики является арифметический материал.

1. Математический диктант (время проведения 5-7 мин).

2. Проверочные работы (время проведения 12-15 мин).

3. Контрольные работы (время проведения 35-40 мин).

Литературное чтение

   В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

- навык осознанного чтения в определённом темпе (вслух и про себя);

- умение выразительно читать и пересказывать текст;

- учить стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин) для классов возрастной нормы.

В I классе в конце года дети должны читать 30—40 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов.

Класс

Входной контроль

(сентябрь)

1 полугодие

(декабрь)

2 полугодие

(май)

Примечания

1

-

-

30(40)

 

2

30(40)

40(50)

50(60)

 

3

50(60)

60(70)

70(80)

 

4

70(80)

80(90)

90(100)

 

 

Отметки

«5»

«4»

«3»

«2»

 

Класс

I полугодие

II полугодие

1 полугодие

11 полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

11 полугодие

2

Не  менее 35 слов

Не  менее 50 слов

Не  менее 30 слов

Не   менее 45 слов

Не   менее 25 слов

Не   менее 40 слов

Не   менее 20 слов

Не менее 30 слов

3

Не менее 60 слов

Не менее 75 слов

Не менее 55 слов

Не менее 70 слов

Не менее 50 слов

Не менее 65 слов

До 35 слов

До 50 слов

4

Не менее 80 слов

Не менее 95 слов

Не менее 75 слов

Не менее 90 слов

Не менее 70 слов

Не менее 85 слов

До 60 слов

До 75 слов

 

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

-  во втором классе- 1/4 страницы;

-  в третьем классе- 1/3 страницы;

-  в четвёртом классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

·         искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

·         неправильная постановка ударений (более двух);

·         чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

·         непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

·         неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

·         неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

·         нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

·         нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

·         монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

·         не более двух неправильных ударений;

·         отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

·         слов при чтении вслух;

·         осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

·         неточности при формулировке основной мысли произведения;

·         нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

1.     способ чтения – чтение целыми словами;

2.     правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

3.     скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

4.     установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится:  формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единый орфографический режим в начальной школе

порядок ведения и оформления тетрадей...

Единый орфографический режим в начальной школе.

Методические рекомендации по оформлению тетрадей, ведению дневника и классного журнала. Количество контрольных работ и критерии оценок....

"Единый орфографический режим в начальной школе"

Данный материал содержит требования к единому оформлению учебных тетрадей и школьных дневников в начальной школе....

Единый орфографический режим в начальной школе

Статья содержит все требования к ведению тетрадей по математике и русскому языку, ведению дневников, классного журнала....

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе.

Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (УМК "Школа России")....

Орфографический словарь начальной школы

Программа: Школа РосииКласс: 3Предмет: Русский языкДанная презентация может быть полезна учителю начальных классов на уроках русского языка при работе со словарными словами на буквы Л, М, Н....