ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал на тему

Ополева Наталия Петровна

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edinyy_orfograficheskiy_rezhim.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕДИНОМУ ОРФОГРАФИЧЕСКОМУ РЕЖИМУ, УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

  1. Ведущий учитель начальных классов:
  1. формирует у учащихся; представление о богатстве русской речи, регулярно обучая нормам литературного языка;
  2. уделяет особое внимание всем формам письменной речи как новой и более трудной для младших школьников. Следит за ведением тетрадей, единообразием надписей, грамотным оформлением всех записей в них. Не оставляет без исправления орфографические и пунктуационные ошибки;
  3. предусматривает при планировании любого вида работы развитие связной речи и обучение выразительному чтению;
  4. использует все формы внеклассной работы в деле совершенствования речевой культуры.

1.2. Учителя - предметники, ведущие в начальных классах:

  1. учитывая, что в начальной школе закладываются основы грамоты и речевой культуры, не допускают в своей речи неточности в формулировках и выборе слов;
  2. активно используют выразительное чтение вслух как средство эмоционального и логического осмысления текста;
  3. грамотно, разборчивым почерком оформляют все виды записей: на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся и т.п.
  4. настойчиво учат младших школьников самостоятельной работе с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предмету, тематическим каталогом;
  5. систематически проводят работу по обогащению словарного запаса учащихся терминологией изучаемого предмета.

1.3. Учащиеся начальной школы должны уметь:

  1. говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
  2. отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  3. излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и. выводы);
  4. правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказываний;
  5. строить высказывания в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, классном часе, экскурсии, в походе и т.д.)
  6. отвечать громко, четко, с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно. Любое высказывание младшего школьника в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая логику и речевое оформление.

     Грамотно оформленным следует считать высказывание, в котором соблюдаются:

  1. правила произношения и ударения;
  2. правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;
  3. правила образования и изменения слов, а также образование словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;
  4. правила орфографии и пунктуации: не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

     Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием эмоционально окрашенных средств речи.

     Для совершенствования речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь говорящего, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

1.4. Преподавание отдельных предметов.

     Русский язык и чтение.

Исходим из того, что:

  1. во-первых, языковое образование школьника - это процесс познавательной деятельности, направленный на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика как личности;
  2.  во-вторых, результат языкового образования - это уровень готовности школьника к полноценной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

     На уроках русского языка и чтения учитель должен:        

  1. обеспечивать культуру речевого поведения (общения);
  2. при работе над языковым материалом добиваться уяснения логики высказываний;
  3. создавать простор для самовыражения каждым учеником;
  4. совершенствовать умения учащихся в правильном употреблении терминов и специфических выражений;
  5. уделять особое внимание правильности передачи основного содержания текста учащимися.

Математика.

На уроках математики важно постоянно следить за развитием математической речи учащихся:

  1. математически грамотным чтением условий арифметических задач и разнообразных математических выражений;
  2.  правильным употреблением числительных, как в устной, так и в письменной речи;
  3.  уместным употреблением математических терминов, чему в немалой степени способствует периодическое проведение терминологических диктантов.

На всех уроках следует добиваться обстоятельных доказательных ответов, никогда не отказываться от их обсуждения.

2. ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ТЕТРАДЯХ

2.1. Русский язык.

  1. С целью создания у учащихся 1 класса ситуации успеха на уроках обучения письму учащиеся пишут простым карандашом в прописях. По усмотрению учителя, часть упражнений в обычных тетрадях может быть выполнена тоже карандашом.
  2. Запись в тетрадях начинать с самой верхней линии.
  3. В период обучения грамоте дата записывается учителем: число и месяц цифрами. В дальнейшем учащиеся сами записывают число – цифрами, месяц – словом, и только с четвертого класса число и месяц записывают словами.
  4.  Каждый вид работы выполняется с красной строки.
  5. Пропуск между видами заданий в классной (домашней) работе не допускается. Слово «упражнение» при выполнении соответствующего задания пишется.
  6.  Между классной и домашней работами пропускаются 2 строки.
  7. Подчеркивание и выделение орфограмм в 1-4 классах осуществляется простым карандашом или ручкой с зеленой (или синей) пастой.
  8. В течение года ведутся две рабочие тетради по русскому языку и со 2-го класса вводятся отдельные тетради для контрольных работ и для творческих работ.
  9. Ошибки, допущенные учащимися в рабочих тетрадях, зачеркиваются и исправляются учителем.
  10. Отметка за работу (с момента ее введения) ставится справа, высотой в рабочую строку. В рабочих тетрадях допускаются оценочные суждения, сделанные учителем, начиная с 1 класса.

2.2. Математика.

  1. При записи на новой странице отступ: сверху, справа, слева – 1 полная клетка, внизу не дописывается 1 полная клетка.
  2. Число (дата) пишется арабскими цифрами, месяц прописью. В период обучения грамоте дата записывается учителем посередине строки. В дальнейшем учащиеся сами записывают дату.
  3. Между строками пропускается 1 клетка.
  4. Поля проводятся простым карандашом на 4 полные клетки.
  5.  Между работами (классной и домашней) пропускается 4 клетки.
  6. В письменных работах слово «Задача» пишется посередине строки без значка, обозначающего номер, например: «Задача 44». В 1 классе примеры оформляются порядковым номером задания (без слова «примеры» и знака №); со второго класса допускается введение знака №. Слово «примеры» в начальной школе не пишется.
  7.  Между столбиками примеров пропускаются 4 клетки,.
  8.  В течение года ведутся две рабочие тетради и с 2-го класса тетрадь для контрольных работ.
  9. Отметки за работу (с момента введения) ставятся справа, высотой в 1 клетку.

Примечания:

  1. В 1 классе по всем предметам необходимо использовать положительную оценочную характеристику. Не следует применять какие-либо знаки, заменяющие отметку (звездочки, цветочки, другие символы).
  2.  Работа над ошибками, допущенными в рабочих и контрольных тетрадях по русскому языку и математике, проводится систематически. Слова «Работа над ошибками» пишутся на следующей строке после отметки.
  3. Исправлять ошибки нужно следующим образом:
  1. неверно написанную букву (цифру) или пунктуационный знак необходимо зачеркнуть косой линией, часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого учителем делается правильная запись;
  2. ошибки, исправленные учениками, зачеркиваются ручкой, и сверху делается правильная запись.
  1. Итоговые контрольные работы по русскому языку и математике выполняются, как это отмечено выше, в специальных тетрадях, предназначенных для этого вида работ, и поэтому слова "контрольная работа" не пишутся. В тетрадях по русскому языку записывается вид работы: диктант, изложение, сочинение. То же относится и к обозначению кратковременных контрольных работ, выполняемых в обычных тетрадях.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ ТЕТРАДИ

Учащимся рекомендуется подписывать тетрадь по следующему образцу:

            Тетрадь                                                                              Тетрадь

для работ                                                                               для работ

по русскому языку                                                            по математике

ученика (цы) 2 класса «А»                                             ученика (цы) 2 класса «А»

                                                                                               МАОУ СО школы №12

 МАОУ СО школы №12                                            ст. Михайловской                                                                   ст. Михайловской                                                         Петровой Елены                                                               Петровой Елены

  1. ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ  К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКОВ.

  1. Ученик сам заполняет лицевую сторону обложки дневника, записывает названия предметов, Ф.И.О. преподавателей, расписание, звонков, уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий.
  2. Записи в дневниках (оценки, подписи) оформляются учителем фиолетовой пастой.
  3. Для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница, которая обязательно заполняется.
  4. Ученик ежедневно записывает в дневнике расписание уроков, а домашние задания отмечает в графах того дня, на который они делаются; в период каникул в дневнике фиксируются планы внеклассных и внешкольных мероприятий.
  5. Родители обязаны систематически просматривать, подписывая дневник.
  6. Сведения об успеваемости ученика заполняются в дневнике в течение всего учебного года.
  7. Учитель осуществляет систематический контроль за ведением дневников и принимает меры к устранению недостатков и небрежности в их оформлении.

5. ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

  1. Классный журнал – государственный нормативно-правовой документ, ведение которого обязательно для каждого учителя.
  2. Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета четко и аккуратно, без исправлений.
  3. Оформление страницы «Оглавление»:
  1. Названия предметов записываются согласно утвержденного базисного учебного плана.
  2. Курсы вариативной части учебного плана записываются в соответствующей образовательной области.
  1. Ведение предметной страницы:
  1. Наименование предмета пишется со строчной буквы.
  2. Фамилия, имя, отчество учителя, ведущего предмет, пишется полностью.
  3. В списке обучающихся в алфавитном порядке указываются полностью фамилии и имена.
  4. В случае выбытия учащегося напротив его фамилии делается запись: « выбыл(а) с …(дата выбытия)». В дальнейшем в список обучающихся он не вносится.
  5. Учитель обязан систематически проверять, оценивать знания учащихся, используя отметочную систему, начиная с 3-го класса. Отсутствующие отмечаются буквой «н» ежеурочно, общее количество пропусков в конце четверти вносится в сводную ведомость.
  6. Текущие отметки следующей четверти (полугодия) выставляются без пропуска одной клетки после итоговых четвертных (полугодовых) отметок.
  7. На левой странице журнала ежеурочно выставляется дата. В клетках для отметок может быть записан только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, Н. Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» не допускается. Отметки за контрольные письменные работы выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа. Выставление двух отметок через дробную черту в одной клетке за одну работу допускается только после проведения диктанта с грамматическим заданием. Отметка за творческую работу (изложение и сочинение) выставляется одна, в соответствии с датой проведения данного вида работы.
  1. Итоговые отметки за каждую четверть выставляются после записи последнего урока по данному предмету, не пропуская клеточки и не отделяя их вертикальной чертой.
  2. Темы проводимых занятий записываются согласно календарно-тематическому планированию. Не составляет исключение и адаптационный период обучения в первом классе, когда четвертый урок проводится в нетрадиционной форме. При записи темы урока в журнале следует отмечать нетрадиционные формы его проведения, например: урок – экскурсия, урок – путешествие т.д. Название одного урока не должно занимать более одной графы.
  3. Все страницы журнала заполняются учителем в соответствии с указаниями к ведению классного журнала в 1-4 классах, имеющимися в журнале.

Методические рекомендации подготовили

Е.Н.Еременко, зав.каф.НО,

О.А.Кирюхин, Э.Н.Боброва, ст.преподаватели кафедры НО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс.

Основные требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 1 класс. Информация для родителей....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу 2 класса учащиеся должны знать:¨природа живая и неживая; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животные ...

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса

Умения, которые приобретает ребенок после окончания 1 класса...

Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 1 класс ( разработка)

Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 1 класс...

Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 2 класс ( разработка)

Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 2 класс...

Диагностические карты уровня результатов учащегося (ейся) начальной школы- 3 класс (разработка)

Диагностические карты уровня результатов изучения курса по литературному чтению, математике, русскому языку, окружающему миру учащегося (ейся) начальной школы- 3 класс...