Советы родителям
консультация

Кораблева Елена Николаевна

Материал для папки "Советы родителям от психолога", в котором собраны рекомендации для родителей по различным проблемным вопросам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:


Если ребёнок часто обманывает.

Все маленькие дети иногда говорят неправду. В большинстве случаев они это делают потому, что не считают это чем-то недопустимым или безнравственным. Они убеждены, что нет ничего плохого в том, чтобы соврать, если этим поможешь другу или избежишь наказания. Никакие лекции, нотации, внушения тут не помогут и поведения не изменят.

Вместо этого, взрослые должны перестать ставить детей в такие ситуации, когда они вынуждены лгать, «чтобы спасти своё лицо». В отдельных случаях мы должны просто прощать, относя это насчет поведения, типичного для маленького ребёнка.

Иногда можно принять за ложь фантазии ребёнка. К обману фантазии никакого отношения не имеют.

Как предотвратить проблему.

- При всякой возможности старайтесь показать ребенку разницу между миром фантазий и реальным миром: «Конечно, играть в Бэтмана интересно, но он ненастоящий, его придумал писатель, а потом сняли фильм». 

- Постарайтесь не ставить ребенка в ситуации, когда он будет вынужден оправдываться. Не спрашивайте: «Почему ты так сделал?», лучше спросите: «Когда вы поссорились, что произошло?».

- У ребенка должно развиваться чувство собственного достоинства. Это возможно только тогда, когда он будет твердо знать, что его любят и принимают в любых ситуациях.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

- Если ребенок врет вам прямо в глаза, не уличайте его, не ругайте.

- Если вы твердо знаете, что ребенок сейчас лжет, скажите ему: «Ты рассказал очень занимательную историю», - давая понять, что отличаете ложь от правды.

- Никогда не спрашивайте у ребенка, правда ли то, что он сейчас рассказывает, потому что это как раз и поставит его в ситуацию обмана.

- Упорное вранье – сигнал того, что ребенок сильно неуверен в себе – он испытывает потребность «сочинить себя», чтобы быть долее значимым для окружающих.

Если обман связан с отрицанием совершения поступка, скажите: «Мы все иногда поступаем не так, как нужно. Ты хороший человек, давай вместе решим, как нужно сделать».

Если вам не нравятся друзья ребенка.

Прежде чем начать действовать, попробуйте сказать самому себе, что вам не нравится. Возможно, дело не в личных качествах этих детей, а в вашем предубеждении против их родителей, окружения и т. п.

Если проблема не в этом, понаблюдайте, в какие игры играют вместе дети, как складываются между ними отношения. Попробуйте понять, что привлекает вашего ребенка в его приятелях. Вполне возможно, он находит в них компенсацию своим трудностям. Например, вы слишком сильно опекаете и регламентируете жизнь вашего ребенка, он чувствует свою несвободу, а его приятель, наоборот, демонстрирует полную самостоятельность и самоинициативность.

В этом случае проблема не в друзьях ребенка, а в вашем отношении со своим ребенком.

Как предотвратить   проблему.

  • Постарайтесь своевременно рассказать своему ребенку, какие
    черты личности людей, какие игры вы считаете достойными.
  • Не забывайте говорить ему о лучших сторонах его друзей.
  • Приглашайте в гости детей еще до того, как ребенок будет иметь
    возможность знакомиться и заводить друзей самостоятельно.

Пожалуйста, сдерживайте свои эмоции, если ваше отношение к друзьям ребенка определено какими-то взрослыми мотивами.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Даже если вы твердо уверенны, что все дело в «невоспитанности» друзей, не устанавливайте жестких запретов на эту дружбу, - она может «уйти ы подполье». Будет лучше, если вы неназойливо и спокойно обратите внимание на хорошие качества этих ребят, а вслед за этим, выскажете свое твердое мнение об отрицательных. Здесь нельзя обойтись без примеров, именно поэтому следует сначала понаблюдать за детьми, тогда ваши высказывания будут иметь обоснованный вид.

                                                 


Стеснительные и замкнутые дети.

Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и люди часто говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления -низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

Как предотвратить проблемы,

  • Сделайте   так,   чтобы   ребёнок   чувствовал   себя   любимым,
    желанным, уважаемым.
  • Бережно относитесь к идеям и высказываниям   ребенка, даже
    если они очень робкие.
  • Как можно чаще проговаривайте для ребёнка его
    положительные, сильные черты, с тем, чтобы у него всё же
    формировался положительный образ себя.

• Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

—Не «давите» на ребёнка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

—Начните вместе с ребёнком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.

—Обязательно научите ребёнка нужным словам - как предложить другому ребёнку играть вместе.

—Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

—Ограничьте время, которое ребёнок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

—Не ждите скорых перемен.


Если в семье появился ещё один ребенок.

Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены - независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он ребенком нового папы или мамы, или его усыновили.

Как предотвратить проблему,

  • Рассказывайте детям о том, откуда берутся и как появляются на
    свет дети. На этот счет существует    много детских книг,
    которые помогут сделать это простым и естественным образом.
  • Поговорите о том, что семьи создаются, в том числе и об
    объединении семей, об усыновлении.
  • Разъясните, где и как развивается ребенок.
  • Разъясните, что прежде чем младенец вырастет, должно пройти
    много времени. Объясните, что за маленькими детьми
    нужно
    много ухаживать, поэтому взрослые   гораздо больше заняты
    маленьким.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Как можно больше привлекайте ребенка к приготовлениям к рождению малыша, тогда он будет чувствовать себя важным и нужным.

—В течение дня выделяйте время, посвященное только старшему ребенку.

—Дайте ребенку возможность рассказывать близким родственникам о том, как развивается малыш, чему уже научился, чему его «научил» он, старший.

—Примите, как должное, ревность и даже ненависть, которые могут возникнуть у старшего. Учтите, что многие дети, после того, как малыш родился, хотят «сдать его обратно». Предложите разные способы выплеснуть свои чувства и эмоции - рисовать, играть ...

—Помогите ему усвоить такие речевые обороты: «Не могла бы ты уделить мне внимание, когда маленький заснет?», «Ты не сможешь погулять со мной, когда с маленьким сидит папа?».


Рассеянные  дети.

В большинстве своём дети хотят справиться со своими проблемами, потому что видят реакцию взрослых, недовольных их поведением. Но по-настоящему справиться с проблемой можно, только выяснив её причины. Возможно, у ребенка нарушен слух, и он просто не слышит ваше задание, или он плохо видит и не может различить на расстоянии то, о чём вы спрашиваете. В конце концов, ребенок может задуматься, мечтать или фантазировать.

Как предотвратить проблемы.

  • Проверьте у врача - специалиста слух, зрение ребенка.
  • Попросите ребенка рассказать или нарисовать то, о чём он так
    долго раздумывал   (возможно, у него   огромный внутренний
    мир, и это совершенно другая сторона дела).
  • Постарайтесь, чтобы детская комната не выглядела слишком
    отвлекающее.
  • Терпеливо   повторяйте   задание   несколько   раз,   постепенно
    увеличивая объём информации, который вы даёте. Например,
    сначала: «Спроси у бабушки, где коробка с нитками». Затем:
    «Спроси у бабушки, где коробка с нитками, найди её и принеси
    мне черные нитки».

Kак справиться с проблемой, если она уже есть.

—Чаще занимайтесь с ребёнком один на один, так ему легче будет сосредоточиться.

—Для того, чтобы ребёнка ничего не отвлекало, когда он работает за столом, ставьте на стол невысокую картонную ширму.

—Давайте ребёнку знать, что его поведение улучшается: «Ты уже смог так на долго сосредоточиться, что собрал всю головоломку. Наверное, сейчас ты гордишься собой».

—Не пере нагружайте ребёнка заданиями, требующими максимального сосредоточения, чтобы не получить обратного эффекта - чувства сопротивления, скуки, отторжения.

—Обучайте необходимым навыкам в тот момент и на том содержании, когда ребёнок заинтересован. Например, когда ребёнок купается в ванной, посчитайте вместе с ним, сколько там флакончиков, какой из них самый высокий, в какой поместится больше воды и т. д.


Если ребёнок дерётся.

Гораздо более типичным такое поведение является для мальчиков. Вероятно, это объясняется целым комплексом причин - мужские гормоны, ожидаемые обществом модели поведения, более грубые игры. Девочки чаще выражают свою агрессию словом, выражением презрения, «отлучением» от себя. Прежде чем что - либо предпринять, убедитесь, что это именно проявление агрессивности, а не просто игра или неумение объяснять свои желания.

Дети видят модели такого поведения на улице, в популярных телепередачах и переносят некоторые действия в свои игры.

Многие дети ещё не в состоянии полностью контролировать сильные чувства и действуют импульсивно, не в состоянии понимать все возможные последствия своих действий.

Можно и нужно научить детей действовать по-разному в разных обстоятельствах: там, где нужно, уметь защитить себя, где нужно - уйти от драки.

Как предотвратить проблемы.

  • Ограничьте время просмотра боевиков и сериалов,  если не
    можете их исключить полностью.
  • Дайте  ребёнку  возможность   естественного   конструктивного
    выплеска энергии - не запрещайте бегать, вволю кататься на
    велосипеде и роликах, строить дома из стульев и т. п.
  • Сделайте дома подобие боксёрской груши.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Если дети начинают драться или бороться в неподходящее время, скажите им: «Сейчас у нас время спокойно играть (собираться на прогулку, готовится к обеду), а вот после вас сможете побороться, только возьмите матрац».

—Договоритесь с ребенком о некоторых правилах борьбы - не ставить подножку, не бить ногами.

—Если ребёнок отбирает игрушки и вещи у других, действуйте методом логических последствий: «Если ты отберёшь игрушку у Кости, что может быть дольше?».

—Помогите ребёнку осознать своё поведение. Как можно чаще, когда ребёнок спокоен, давайте ему понять, что его поведение улучшается: «Видишь», ты можешь без кулаков объяснить другим, что ты хочешь, и дети принимают твои идеи. Наверное, сейчас ты гордишься собой».


Дети с повышенным чувством ответственности.

Этих детей легко «проглядеть», потому что их проблема не проявляется в каких - либо нарушениях дисциплины или плохом поведении. Это дети, которые принимают все нужды окружающих слишком близко к сердцу, гораздо ближе, чем это было бы естественно в их возрасте. Ребенок просто бросается выполнять любое дело «для» и часто «за» другого ребенка или взрослого. На первый взгляд, такое поведение кажется положительным и полным альтруизма, но если это не происходит слишком часто и навязчиво, когда другие не хотят, чтобы им кто-то помогал и если сам «опекун» не забывает о своих делах и нуждах, и у него не возникают серьезные проблемы.

Как предотвратить проблему,

  • Помочь     ответственному    ребенку     получить     позитивную
    самооценку, основанную на проявлениях творчества: «Что из
    сделанного за сегодня заставляет тебя гордиться собой?»
  • Следить, чтобы дети менялись ролями в играх: «Ты уже была
    мамой, теперь мамой будет Ира».
  • Объяснить детям, как они могут помочь другим, ничего не делая
    за них, - « помоги найти ему ботинок, но не надевай ему на
    ногу»; «положи одну часть головоломки, но не составляй её
    всю».

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Непременно вмешивайтесь, если увидите примеры проявления гиперответственности. Скажите ребенку, что вы очень цените его помощь, но что сейчас ему надо заниматься своими делами

—Скажите ребенку, что вам нравятся его рисунки, и вы будете рады увидеть его новую работу (рисунок, поделку)

—Помогите ребенку, который стал объектом опеки, научите его отстаивать свою независимость: «Спасибо, я справлюсь сам».

—Поговорите с ребенком тогда, когда он спокоен и вас никто не слышит. Объясните ему, что вы его цените, любите. Выбирайте слова, характеризующие другие его положительные качества (не помощь).


Если    вам    не    нравятся    некоторые   черты характера вашего ребёнка.

Для начала вспомните свое детство. Вашим родителям все нравилось вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших родителей? Всё-таки не нравится?

Как быть.

  • Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сам
    не разберётесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
  • Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте s
    ребёнком - как, в каких ситуациях, они проявляются.
  • «Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень даже желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, ребенок, на взгляд родителей очень несобран, неаккуратен в своих вещах. Более внимательный взгляд на поведение ребенка открыл возможную причину этих явлений – у ребенка буйная фантазия, он все время что-то придумывает и беспорядок – следствие развитого воображения, большей степени, чем прямая неаккуратность.
  • Самое главное. Постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка. Осознайте сами их значимость и ценность. Дайте возможность знать и чувствовать это ребенку. Способствует развитию сильных сторон характера, это придаст ребенку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

                                                             


Одарённый   ребёнок.

Около пяти процентов детей, независимо от доходов семьи, возраста, национальности, рождаются одарёнными или талантливыми. Если не создать специальных условий для них, то, не реализуясь, способности могут найти выход в плохом поведении.

Одаренный ребёнок обладает одним или несколькими качествами:

  • обладает хорошей памятью, особенно долговременной;
  • владеет хорошим словарным запасом;
  • может сосредоточиться на долгое время;
  • легко усваивает информацию; обладает развитым чувством юмора;
  • очень наблюдателен и любознателен; любит книг;
  • устойчиво проявляет интерес к широкому кругу вопросов;
  • рано проявляет способность сопереживать другим; настойчив;
  • часто стремится в своих делах достичь совершенства;
  • предпочитает играть с детьми более старшего возраста;
  • использует привычные предметы нетрадиционным способом;
  • проявляет задатки лидера и владеет социальными навыками.

Как удовлетворить их потребности.

  • Предоставляйте   ребёнку   как   можно   больше   возможностей
    самостоятельно   принимать   решения,   организовывать   свою
    деятельность.
  • В   открытом   доступе   у   него   всегда   должны   быть   самые
    разнообразные материалы.
  • Если,    руководствуясь    своим    интересом,    ребёнок    чем-то
    увлеченно   занимается,   не   останавливайте   его,   дайте   ему
    возможность выполнить план.
  • Продвигайте его успехи, предлагая новые материалы, книги.
  • Получив  какой-либо  ответ,  просите  объяснить,  как ребёнок]
    пришел к такому выводу, решению.

Если ребёнок начинает плохо себя вести.

—Скучно, он дурачится - предложите ему более сложные задания.

—Изобретает свои действия, полностью противоречащие принятым. I Дайте ему возможность действовать так, как он хочет, если это не угрожает его | безопасности.

—Злится, если его прерывают - выделяйте больше времени для его| самостоятельной работы.

—Ненавидит получать указания - дайте возможность самостоятельно! распоряжаться своим временем и решать, как и когда делать те или иные дела.

Если ребёнок упрямится.

Причинами такого поведения далеко не всегда является личная особенность ребёнка. Чаще всего, это реакция на необоснованные требования взрослых, слишком регламентирующих, лишающих ребёнка инициативы и самостоятельности.

Подумайте, прежде чем предпринимать «ответственные меры».

Что значит упрямиться? Проанализируйте примеры упрямства. Спросите других членов семьи, педагогов, как отзывается ребёнок на их просьбы и предложения.

Как быть.

  • Если всё дело в ваших действиях - начните с себя. Пересмотрите
    ваши    собственные    требования    к    послушанию    ребёнка.
    Определите   ему   достаточное   пространство   для   проявления
    самостоятельности, инициативы.
  • Измените свой словарь.   Исключите   слова,   подчёркивающие
    негативные стороны действий ребёнка: «опять ты упрямишься»,
    «делаешь мне назло» и т. д..    Напротив, используйте слова,
    подчёркивающие эффективность действий, инициативы ребёнка:
    «ты решил  сам надеть ботинки,  и у тебя это  получилось»;
    характеризующие его лучшие стороны и достижения: «я так рада,
    что ты не забыл положить щётку на место», «я любуюсь твоими
    игрушками- там такой порядок». Кому же не захочется повторять
    и повторять свои хорошие действия, если мама их видит и так
    приятно оценивает?
  • Попробуйте разобраться, что не любит ребенок и чем совершенно безболезненно для вашего ребенка и для вашего родительского авторитета это можно заменить. Например, ребенок категорически отказывается от купания в ванне. Нельзя ли заменить омовение душем? Или спросить, что может сделать купание в ванне приятным?
  • Не пытайтесь переупрямить упрямца. Вы можете сдаться быстрее и тогда он и в другой раз найдет, как применить свою власть над вами.


В ор о в с т в о .

Если только ребенка не подучивает это делать кто-нибудь из взрослых, что встречается нечасто, то в большинстве случаев он это делает потому, что чувствует себя в чем - то обделенным. Такому ребенку кажется, что он лишен чего-то такого, что есть у других детей. Если дети обделены вниманием и заботой, они пытаются овладеть какими-то материальными объектами в качестве замены. Это приносит удовлетворение ненадолго, и они повторяют свои действия снова и снова. Взрослые люди тоже часто проделывают нечто в этом роде, когда начинают чувствовать себя одинокими, несчастливыми и нелюбимыми, только вместо воровства, они покупают себе подарки.

Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильно.

Как предотвратить проблему.

  • Позаботьтесь, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным
    вашим вниманием, заботой.
  • Помогите ребенку обрести чувство собственного достоинства,
    чтобы он не испытывал страданий от того, что у других есть
    нечто большее.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Если подозреваете, что ребенок взял чужую вещь, но до конца не уверены в этом, попросите его вывернуть карманы, когда поблизости никого нет. Если окажется, что ребенок ничего не брал, объясните ему причины вашего беспокойства и обязательно извинитесь.

—Если вы поймаете ребенка на воровстве, то спокойно попросите его положить предмет на место. Не стыдите его, не унижайте.

—Предоставляйте ребенку больше возможности выполнять роль лидера или вашего помощника. Это даст ему ощущение собственной значимости.

—Если другим детям становится известно, что ребенок ворует, поговорите с ними о том, что важно помочь ему справиться с этой проблемой.

—Обсудите вместе с другими членами семьи, с педагогами возможные причины такого поведения. Вместе их найти намного проще.


Дети с преждевременным, сексуальным развитием.

Если ребенку слишком много известно о сексе, если он совершает провокационные телодвижения, если пытается других детей вовлечь в игры, связанные с сексом, если пытается дотронуться до половых органов другого ребенка, то считается, что это ребенок с преждевременным, сексуальным развитием.

Причинами этого явления может быть то, что:

  • Ребенок усвоил, что таким образом он может быть более популярен у других детей.
  • Ребенок имитирует поведение своих родителей или разыгрывает сцены фильмов.
  • У ребенка низкий уровень самооценки, и такое поведение – способ почувствовать себя взрослым, обратить на себя внимание.
  • Ребенок когда-то подвергался сексуальным домогательствам.

Как предотвратить проблему

  • Дети испытывают совершенно естественный интерес к тому, как
    устроено их тело, поэтому надо без ажиотажа удовлетворить их
    любопытство:    спокойно    рассмотреть    друг    друга    в    бане,
    рассмотреть иллюстрации в книге.
  • Так как на детей льётся поток откровенной сексуальности через
    рекламу,  скажите  детям,  что такое  поведение  нормально для
    взрослых, но ЕЕ нормально для детей.
  • Проявляйте побольше интереса к ребёнку, с тем, чтобы повысить
    его самооценку. Учтите, когда взрослые не обращают на детей
    достаточно внимания, дети начинают искать разными средствами
    внимания родителей, других детей, людей и могут стать причиной
    недовольства или объектом насилия.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Если вы заметили, что дети увлечённо рассматривают гениталии друг друга, но при этом никаких действий не наблюдается, спокойно скажите им: «Нельзя трогать руками половые органы, потому что они очень нежные и их можно нечаянно поранить или запачкать, тогда они воспалятся.

—Если вам доведётся увидеть ситуацию, когда один ребёнок заставляет делать других то, что ему хочется, то непременно вмешайтесь. Помогите ребенку, которым начал манипулировать ребёнок с ПСР постоять за себя: «Я не хочу, чтобы ты это делал со мной».

—Чаще хвалите ребёнка с ПСР, когда он проявляет свои нормальные детские навыки.


Бели у ребёнка нет друзей.

Каждому человеку нужны друзья.

Друзья для ребёнка — это возможность вместе познавать окружающий мир - мир предметов, игр и человеческих отношений на доступном языке.

Отношения могут не складываться из-за стеснительности, неуверенности. Иногда дети не знают, что может быть интересно и привлекательно для других.

Как предотвратить проблему.

  • Помогите ребёнку почувствовать себя уверенным: говорите ему о
    том,   что   у   него   получается   хорошо,   какие   его   качества
    привлекательны для окружающих.
  • Расскажите, как вы приобрели друзей в детстве, в какие игры
    играли вместе с другими.
  • Подскажите, какие слова можно сказать, чтобы привлечь внимание
    другого ребёнка. Как реагировать на отказ.
  • Во   время   прогулок   во   дворе   и   сквере   побуждайте  ребёнка
    подходить к играющим детям, заводить знакомых и друзей.
  • Приглашайте     сверстников    ребёнка     в     гости,     обязательно
    придумывая     какое-либо     занимательное     дело,     например,
    совместную настольную игру.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Не утешайте себя мыслью, что ваш ребёнок более развит, более серьёзен, чем его сверстники, и ему просто не интересно и не нужно общение с ними. Не думайте, что общение с вами, даже очень занимательное, способно заменить детское общество.

—Оглядитесь вокруг, подумайте, кого из детей ваших соседей, друзей и знакомых могут заинтересовать те знания и умения, которыми располагает ваш ребёнок, кому могут показаться привлекательными ваши домашние игры. Договоритесь с родителями этих детей о визите к вам. Помогите детям познакомиться, начать разговор или игру.

—Примите участие в игре, постарайтесь быть естественным и непринуждёнными. Если чувствуете, что контакт между детьми налажен, оставьте их.

Возможно, ребёнок, долгое   время   изолированный   от сверстников, поведёт себя несколько необычным образом. Постарайтесь быть понимающим и снисходительным. Обязательно поговорите с ребёнком о его чувствах после визита.


Если ребёнок слишком много смотрим телевизор.

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандирует та или иная передача, не пытаются помочь ребёнку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему.

  • Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их    делает такими привлекательными для детей.
  • Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребёнком, чтения.
  • Пробуждайте ребёнка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.


Развод и новый брак.

Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым.

Возможно, вы сталкиваетесь с некоторыми изменениями в поведении ребенка - духом противоречия, вспыльчивостью, агрессией, плаксивостью, инертностью, - или другими.

Как предотвратить проблему.

  • Ребенок должен понять, что    детей любят и о них заботятся в любых семьях: и в' таких, где есть только мама или папа; и в таких, где есть только бабушка и дедушка; и в семьях, где есть приёмные родители.
  • На доступном содержании, дайте понять, что такое изменения, перемены.
  • Дайте детям возможность выплеснуть все накопившиеся чувства и эмоции - вволю рисовать, лепить, играть с песком и водой, двигаться под музыку.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Дайте понять ребенку, что развод произошел не по его вине, и он не мог бы остановить родителей.

—Помогите ребенку увидеть положительные стороны развода: «Нам с тобой станет легче, потому что больше никто не будет ругаться».

—Не старайтесь сказать ребенку, что ничего особенного не происходит, ведь он переживает столько отрицательных эмоций и столько боли.

 —Не следует из-за того, что ребенок переживает боль, все прощать ему или «носиться» с ним. Ему   будет легче, если он будет поставлен в достаточно устойчивые и обозначенные границы.

—Учтите, что ребенку, чьи мама и папа вступают в новый брак, нужно, чтобы его уверили в том, что из-за нового мужа или жены, сводных братьев и сестер, никто его не будет любить меньше. Просто появятся другие люди, которые тоже будут любить его и заботиться о нём, а может быть, родятся новые братики и сестрички, с которыми он сможет играть.


Если ребёнок плохо ест.

Время еды должно быть временем отдыха и удовольствия для всех. Тем не менее, дети, часто именно во время еды, втягивают нас в конфликты и начинают самоутверждаться самым неподходящим способом.

Как предотвратить проблему,

  • Вы - пример поведения за столом, поэтому должны есть вместе
    с ребенком, и то же, что и он.
  • Ребёнку следует предложить поесть, но ни в коем случае не
    заставлять есть насильно.
  • Предложите:   «Пожалуйста,   съешь   по   маленькому   кусочку
    каждого блюда, иначе это будет невежливо».
  • Ребенок   должен   иметь   право   отказаться   съесть   «даже   по
    маленькому кусочку». Если на ребенка не давить, то рано или
    поздно он начнёт есть нормально. Спокойный подход к еде
    способствует установлению у всех здорового отношения к ней.
  • За едой вовлекайте ребенка в спокойный разговор.
  • Почаще что-нибудь готовьте вместе.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Если ребенок слишком быстро заглатывает пишу:

—Объясните ребёнку, что пищу нужно прожёвывать медленно, чтобы организм мог взять из хорошо прожёванной пищи побольше полезных веществ, а это поможет ему расти высоким, красивым и сильным.

Если ребёнок ест слишком вяло:

—Накладывайте в тарелку пищу понемногу, постепенно добавляя её. Объясните, что с маленькой порцией справиться гораздо легче. Не заостряйте на этой проблеме слишком много внимания, чтобы не усугубить ситуацию.

Если ребёнок слишком разборчив в еде:

—Для начала начните давать ребёнку новую еду очень маленькими порциями. Не заставляйте есть его насильно. Постарайтесь задать за столом спокойный благоприятный тон, продемонстрируйте своё отношение к этой еде.


Смерть любимого человека.

Когда умирает близкий любимый человек, дети могут испытать скорбь и страх. Процесс этот может длиться долго, в зависимости от того, какое значение имел умерший человек в жизни ребенка.

Ребенок может верить, что умерший еще вернется.

Может испытывать гнев, так как ему кажется, что его бросил тот человек, которого он любил.

Может печалиться, плакать, чувствовать себя подавленным.

Может испытывать страх от процесса похорон.

И, наконец, ребенок смиряется с положением вещей, начинает понимать мир по-новому.

Как предотвратить проблему,

  • Время от времени читайте ребенку книги, где описывается чья-
    то смерть. Например, в сказке «Золушка» есть упоминание о том,
    что «мама ее умерла». Поговорите с ребенком о том, как он это
    понимает.
  • Если  умрет  какой-нибудь  известный  человек  (обычно  дети
    узнают  об  этом  из  разговоров  взрослых  или  из   выпусков
    новостей), поговорите о нём, как он жил, как будет продолжаться
    то, что он делал.
  • Если дети найдут умершее насекомое, птенчика или другого
    маленького зверька, воспользуйтесь этим, чтобы рассказать, что
    значит   «смерть»   в   физическом   смысле   -   неподвижность,
    молчание, полное отсутствие реакций.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Помогите ребенку выразить свои чувства - пусть они бьют или месят тесто, рисуют, забивают гвозди.

—Напишите вместе книжку о том, кто умер и о тех замечательных
вещах, которые он (она) успели сделать при жизни.        

—Если смерть произошла от болезни, объясните, что не все болезни приводят к смерти.

—Отвечайте на вопросы о смерти прямо и точно. Учтите, если дети начинают задавать такого рода вопросы, значит, они усиленно размышляют на эту тему.


Злость и жестокость.

Видеть в детях злость и жестокость всегда очень тревожно и неприятно. Мы задумываемся, не вырастут ли из них такие взрослые, которые идут на преступления, не обращая внимания на боль и страдания других людей.

Дети, которые часто проявляют злость и жестокость могут делать это из-за того, что чувствуют себя незащищенными, нелюбимыми. Или слишком часто видят образцы такого поведения вокруг себя.

Как предотвратить проблемы.

  • Проявлять к ребёнку эмпатию, дать понять, что он хороший,
    достойный любви человек, но некоторые его поступки вы не
    одобряете.
  • Признайте гнев, ярость ребёнка приемлемыми чувствами, но
    покажите другие способы их выражения: «Я знаю, что ты был
    зол.  Это нормальное человеческое чувство.  Если тебе не
    нравится то, что делает ..., ты скажи об этом словами или
    выбери для игры кого-нибудь другого». «Я понимаю, что ты не
    любишь пауков. Я тоже их не люблю и даже боюсь, но убивать
    их нельзя, лучше отойти в сторону, пусть скорее убегают к
    своим деткам».

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

—Вмешивайтесь каждый раз, когда видите проявления жестокости, и заставляйте ребёнка в полной мере осознать, к каким результатам привело его поведение.

—Поймите, что ребёнок, который проявляет жестокость, пытается «поднять» себя за счет того, что обижает других. Помогите этому ребёнку увидеть в себе хорошее, никак не зависящее от сравнения с другими: «Каждый человек очень важен. Вот ты так умеешь рисовать и так любишь делать это, что все дети с удовольствием просят тебя помочь».

—Не скупитесь на ласку, когда ребенок проявит хорошие чувства по отношению к другим.

—Помогите другим детям, по отношению к которым проявляется жестокость и насилие, постоять за себя: «Я буду играть с тем, с кем хочу», «Никто не имеет права делать мне больно».


Истерики

Совсем маленькие дети закатывают истерики потому, что им часто не хватает слов, чтобы выразить свои нужды. Неудовлетворённость от непонимания накапливается и выливается в слезах и криках. Ребенок, который регулярно закатывает истерики, и который не страдает задержками языкового и умственного развития, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество - слишком высокие или слишком низкие требования взрослых, пренебрежение к его потребностям или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями, чрезмерная избалованность или нехватка социальных навыков.

Как предотвратить проблему.

  • Продумайте, как предоставить детям достаточно возможностей
    для выхода чувств и эмоций.
  • Эмоциональных срывов будет меньше, если вы дадите ребенку
    возможность действовать по собственному плану и разумению
    ( с вашей поддержкой и присмотром ), т.е. не будете подавлять
    его инициативу и самостоятельность.

Как справиться с проблемой, если она уже есть.

Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы проблема осталась в пределах безопасности. Помните, что цель такого поведения - добиться желаемого или „выпустить пар „. В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное щи негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.

—Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от „ зрителей „ . Спокойно скажите ему: „ Бывает так, что человек очень сильно сердится, и это нормально. Но совсем НЕ нормально, когда этот человек начинает мешать всем остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться, к нам (к детям).

—Попросите, чтобы вместе с вами за ребенком понаблюдали более опытные люди, - возможно, вы, сами того не ведая, делаете нечто такое, что провоцирует ребенка на истерики.

—Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить проблему.


Упражнения, направленные на обучение

 ребенка приемлемым способам разрядки

гнева и агрессивности, а также

на реагирование негативной ситуации в целом.

1) КОМКАТЬ ИРВАТЬ БУМАГУ.

2). БИТЬ ПОДУШКУ ИЛИ БОКСЕРСКУЮ ГРУШУ.

3) ТОПАТЬ НОГАМИ

4) ГРОМКО КРИЧАТЬ, ИСПОЛЬЗУЯ «СТАКАНЧИК» ДЛЯ КРИКОВ

    ИЛИ «ТРУБУ», СДЕЛАННУЮ ИЗ ВАТМАНА.

5) ПИНАТЬ НОГОЙ ПОДУШКУ ИЛИ КОНСЕРВНУЮ БАНКУ

6) НАПИСАТЬ НА БУМАГЕ ВСЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ ХОЧЕТСЯ

    СКАЗАТЬ, СКОМКАТЬ И ВЫБРАСИТЬ БУМАГУ.

7) ВТИРАТЬ ПЛАСТИЛИН В КАРТОНКУ ИЛИ БУМАГУ.

8) ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОДЯНОЙ ПИСТОЛЕТ, НАДУВНЫЕ ДУБИНКИ.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Памятка-совет родителям и памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Поведение - это  зеркало, в  котором  отражается истинный  облик  каждого!  Не хочется быть навязчивыми, но даже самым замечательным родителям не помешает памятка-совет и...

Памятка родителю от ребёнка (советы родителям)

Родителям интересно будет прочитать, что думают дети об их отношениях....

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...