"В школу без дефектов речи".
консультация

Сошина Ольга Сергеевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей 
«В школу без дефектов речи».

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Готовность к школе не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ребенку справиться со школьной программой.

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:

  • хорошее физическое развитие ребёнка;
  • развитый физический слух;
  • развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
  • нормальное функционирование ЦНС;
  • владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространственные и временные представления, счетные операции);
  • произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
  • познавательная активность, желание учиться, интерес к занятиям, любознательность;
  • коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль психологическая готовность к школьному обучению, т.е. Осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

Это следующие критерии:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа АУИ; анализ обратного слога гласный- согласный типа АП; слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки -гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваютс я умения работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме ( палец- пальчик, рука- ручка, дом- домик, домишко), выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных(стол- настольная лампа, посуд - посудный шкаф, книга - книжный шкаф и т.д.)..
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, свои желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети сами начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными, обидчивыми.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или по артикуляции (шипящих- свистящих; звонких -глухих; твердых- мягких, р -л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло -различительного значения этих звуков в словах (бочка-почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной проявления вторичного дефекта ( дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

Поэтому основная задача родителей -обращать внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, выполнять рекомендации логопеда, предотвратить трудности общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если семья и детский сад, а в дальнейшем школа закрыты друг для друга, то ребенок в таком случае находится между двух огней. Отсюда конфликты, непонимание не усвоение ребенком программы детского сада, школы.

А мы с вами заинтересованы в том, чтобы ребенок получил как можно больше знаний, умений и навыков, которые послужат ему базой для дальнейшего обучения.

Дошкольный возраст является сензетивным периодом для формирования многих способностей и качеств. Если вы, каждый день, будете заниматься с ребёнком по 15-20 минут в течение года, то эти занятия принесут огромную пользу вам и вашему ребенку, помогут ему подготовится к школьному обучению.

 

Советы учителя-логопеда родителям.

  1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения речевой материал должны соответствовать возрасту.
  2. При общении с ребенком всегда следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте непременно объясните.
  3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
  4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит слишкомтихо, напоминайте ему: «Говорить надо внятно, четко и не спеша».
  5. Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ваш ответ?». Если у вас есть диктофон или магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но и со временем будут хорошим подарком для вашего ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Части речи. Имя прилагательное". 3 класс.

Проверочная работа по курсу "Русский язык" по теме "Части речи. Имя прилагательное" 3 класс. УМК ПНШ....

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы (раздел «Устная речь»)

Данный материал состоит из примерных устных высказываний и вопросов для беседы по  основным темам, изучаемым в курсе М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 4 класса,  и может быть использован ...

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи

Преодоление трудностей обучения в школе нарушения письменной речи, устной речи...

Проблемы дефекта речи в начальной школе

Речь не является врожденной способностью человека, она развивается в процессе физического и умственного развития. Речь служит показателем общего развития индивида и формируется под влиянием речи взрос...