Дети с трудностями в поведении.
статья (1 класс)

Богатырева Татьяна Николаевна

Учёные и практики к группе трудных  относят детей разных категорий.

Это дети, имеющие проблемы разного рода: гиперактивность, агрессия, девиантные отклонения, застенчивость, тревожность.

Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Агрессия – поведение ребёнка, противоречащее нормам и правилам.

Застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью.

Необходимо вовлекать таких детей на уроках в игру, которая поможет изменить их отношение к себе и другим. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материалы для родительского собрания.

 

Учёные и практики к группе трудных  относят детей разных категорий.

Это дети, имеющие проблемы разного рода: гиперактивность, агрессия, девиантные отклонения, застенчивость, тревожность.

Гиперактивность – состояние ребёнка, при котором двигательная активность и возбудимость превышает норму, является неадекватной и непродуктивной.

Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Данное состояние проявляется в неуместной активности, суетливости, неусидчивости, болтливости, нетерпеливости.

С такими детьми необходимо вести коррекционную работу: поддерживать единые принципы в отношении к ребёнку в школе и дома; избегать диррективных указаний, одёргиваний ребёнка; помогать и поддерживать ребёнка, осуществлять совместную деятельность.

Агрессия – поведение ребёнка, противоречащее нормам и правилам, приносящее физический или моральный ущерб одноклассникам, вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Отсюда у них возникает желание дать «отпор» обидчику.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что общение становится нормой жизни для ребёнка.

Непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей приводит к озлоблению, агрессивности. Ребёнок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации.

Детская агрессия может быть следствием разного рода причин: нарушения внимания, проблем общения с одноклассниками или взрослыми, неудач в учёбе. Поэтому важно понять, когда агрессия ребёнка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития.

Коррекция агрессивности: спокойное отношение в случае агрессии, переключение внимания, позитивное обозначение поведения, снижение напряжённости ситуации, контроль своих негативных эмоций, демонстрация не агрессивного поведения.

Девиантность – это отклонение от общепринятых норм, когда поведение младшего школьника не вписывается  в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несёт угрозу для окружающих.

Признаки девиантных форм поведения у детей:

  1. Неблагополучная  обстановка в семье – отсутствие одного из родителей; неполная или конфликтная семья, семья, где родители пьют, ведут паразитарный образ жизни, совершают незаконные поступки.
  2. Педагогические ошибки в воспитании – неумение родителей аргументировать запреты и прививать дисциплину, постановка жёстких рамок поведения и нарушение  этих же рамок самими родителями, злоупотребление запретами.
  3. Психологические причины – вспышки гнева, капризы, требование внимания к себе.

У детей  младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно психолого – педагогическое сопровождение.

Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Важную роль в жизни детей играют эмоции. Они могут быть положительные и отрицательные. Подавленностью, плохое настроение ребенка, растерянность могут быть проявлением повышенного уровня тревожности.

Под  тревожностью в психологии понимают склонность ребёнка переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи - непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, низкой самооценкой, на уроках они зажаты и напряжены, отвечают на вопросы тихим голосом, могут заикаться. Они склонны к вредным привычкам невротического характера: грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы – это снимает у них эмоциональное напряжение.

С такими детьми необходимо вести коррекционную работу: повышать самооценку ребёнка; учить ребёнка снимать мышечное напряжение, расслабляться; обучать ребёнка управлять собой в ситуациях, вызывающих наибольшее беспокойство.

Ещё одной трудностью в поведении младшего школьника является застенчивость.

Немецкий психиатр Фридрих Шольц образно определяет застенчивость так: «...в то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое — застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента».

У младших школьников застенчивость сопровождается: повышенной тревожностью, мнительностью, неуверенностью в себе, робостью.

Детская застенчивость и замкнутость является следствием того, что ребёнка не научили общаться.

Застенчивые дети боятся двигаться, танцевать под музыку, у них нередко плохо сформированы навыки речевого общения, такой ребёнок уклоняется от общения со сверстниками.

С такими детьми необходимо вести коррекционную работу: помогать в установлении эмоционального контакта; использовать групповые формы работы с целью тренировки взаимодействия ребёнка с одноклассниками; помогать ребёнку в преодолении его страхов; завоевать доверие ребёнка, помочь забыть ему о неудачном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении.

Необходимо вовлекать таких детей на уроках в игру, которая поможет изменить их отношение к себе и другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА?

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЁНКА? Закон 1. Нужно учить ребенка соблюдать определенные правила поведения терпеливо и постепенно. Закон 2. Запреты и требования должны быть ги...

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

«Причины трудностей в поведении учащихся»

Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Особенности педагогической работы с детьми, имеющими трудности в поведении и общении

В настоящее время растет число детей, имеющих те или иные трудности в обучении и развитии. Так, по сообщению ТАСС от 9 октября 2015, в России около 70% школьников имеют психические расстройства и...

Методическая разработка курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>>

Пояснительная записка         Учебная программа курса <<Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей с трудностями в социализации>> предна...

Дети с трудностями в поведении: тревожность, агрессивность

Многие годы обучения в начальной школе было ориентировано в основном на обеспечение познавательного развития детей. Младший школьный возраст предполагает не только овладение  знаниями, умениями и...