"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы, а именно - трудности, связанные с несформированностью устной речи (ОНР или ФФНР) и с возникающими на этой почве дисграфией и дислексией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на педсовете НОУ «Виктория»
02.11.2010г.
Подготовила: учитель начальных классов, учитель-логопед КАМЕНКО Л.Н.
ТЕМА: Трудные дети – это дети с трудностями в обучении
Развивающее обучение родному языку предполагает формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий социальной адаптации и культурологической включённости в современное общество.
Можно сколько угодно говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники, компьютеров в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 50% от общего количества школьников. Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Цель логопедической службы своевременно выявить и преодолеть расстройства письма и письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.
С целью построения эффективной коррекционной программы для каждого учащегося логопед проводит обследование состояния устной и письменной речи детей. Результаты этого обследования отражаются в логопедических заключениях. В соответствии с психолого-педагогической классификацией нарушения письма и письменной речи могут быть вызваны тремя основными причинами:
- общим недоразвитием речи (ОНР);
- фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);
- фонетическим недоразвитием речи (ФНР).
Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: дефекты произношения, трудности различения звуков, качественная и количественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя и связной речи. ОНР является одной из наиболее сложных и с трудом подающихся коррекции формой речевой патологии
Фонетико-фонематическое недоразвитие означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность анализа и синтеза звукового состава слова.
Фонетическое недоразвитие речи – недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение.
Сегодня я хочу остановиться именно на этих нарушениях, и для этого есть основания. Часто бывает так, что стереотипы неправильного произношения закрепляются, становятся стойкими и переходят в письменную речь. Обидно, что эти не столь сложные, по сравнению с ОНР, дефекты, которые могут и должны быть устранены с помощью систематических коррекционных занятий ещё до школы, сохраняются и закрепляются. Но ситуация усугубляется тем, что многие родители считают эти дефекты «личностными особенностями», «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания – другое дело, когда ребёнок заикается или когда у него вообще не появляется речь. Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти неисправленные в своё время у ребёнка звуки могут «встать ему поперёк дороги» и вызвать у него горький упрёк в их адрес. Вот только некоторые отрицательные стороны неправильного звукопроизношения.
Прежде всего, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая по своему содержанию речь как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать.
Во-вторых, дефекты в произношении звуков отражаются на письме и приводят к появлению дисграфий, т.е. специфических нарушений письма (проблема обсуждалась на майском педсовете). А это значит, что будет страдать успеваемость по русскому языку со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Кроме того, неустранённый дефект звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических проблем», т.е. связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребёнок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко передразнивают, доводя иногда до слёз и до нежелания посещать школу.
Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. Это относится ко многим профессиям, связанным с речью. Бывает даже, что взрослые люди, обращающиеся к логопеду по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. В результате такого легкомысленного отношения некоторых родителей к звукопроизношению мы получаем картину, которая ухудшается из года в год. Обратимся к цифрам:
- в 2008-09 уч. году нарушение звукопроизношения наблюдалось у 3 учащихся первого класса из 8, что составляет 37,5%;
- в 2009-10 уч. году – 4 учащихся из 8 человек, что составляет 50%;
- в 2010-11 уч. году из 8 первоклассников 6 имеют нарушение звукопроизношения, а это уже 75%.
А сейчас обратимся к таблице, которая отражает состояние письма, устной и письменной речи учащихся начальных классов школы «Виктория», а также результаты коррекционной работы за два последних учебных года.
Сводная таблица состояния письма, письменной и устной речи
учащихся начальных классов НОУ «СОШ «Виктория»
Составила: логопед Каменко Л.Н.
Учебн. год | Общее колич. учащ-ся начальн. школы | Кол-во учащ., имею-щих наруш. письма, письм. и устн. речи | Кол-во учащ. с ОНР и имеющих нарушен. письма, обусловл. ОНР | Кол-во учащ. с ФФН и ФНР и нарушен. письма, обусловл. ФФН и ФНР | Кол-во учащ., посещ. занятия на лого пункте | Полная коррек-ция письма, устной и письм. речи | Значи- тельное улучше-ние состоя-ния уст. и письм. речи | Незна-читель-ное улучше ние состоя-ния уст. и письм. речи |
2008-09уч.г. | 27ч. | 14ч. 51,9% | 7ч. 50% | 7ч. 50% | 13ч. | 3ч. 23% | 5ч. 38,4% | 5ч. 38,4% |
2009 – 10уч.г. | 29ч. | 15ч. 51,7% | 6ч. 40% | 9ч. 60% | 11ч. | 4ч. 36,4% | 2ч. 18,2% | 5ч. 45,5% |
2010 – 11уч.г. | 30ч. | 15ч. 50% | 6ч. 40% | 9ч. 60% | 14ч. |
Что же могут сделать учителя в этой очень непростой ситуации?
Первое и самое главное – обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к специалистам, которых в Москве, по счастью, немало. Понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшают ситуацию. Несколько советов из книги «Пишу без ошибок» (русский язык с нейропсихологом), авторы Соболева и Емельянова:
- не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задание вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания.
- постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим проблемы.
- воздерживайтесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике.
- постарайтесь избегать оглашения на весь класс отрицательных оценок при неудачах.
- попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.
- сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их ещё 10. Пусть ребёнок растёт от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
"Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.
Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при реш...
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике включают большой интересный ...
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников к школе"
Доклад к пед.совету.Презентация...
Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"
Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...
Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА: «Качество образования – залог успеха школы».
Материал содержит основные рекомендации по повышению качества знаний школьников....