"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Каменко Людмила Николаевна

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы, а именно - трудности, связанные с несформированностью устной речи (ОНР или ФФНР) и с возникающими на этой почве дисграфией и дислексией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Сообщение на педсовете НОУ «Виктория»    

                                            02.11.2010г.

Подготовила: учитель начальных классов, учитель-логопед            КАМЕНКО Л.Н.                

   ТЕМА:   Трудные дети – это дети с трудностями в обучении 

               Развивающее обучение родному языку предполагает формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий социальной адаптации и культурологической включённости в современное общество.

               Можно сколько угодно говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники, компьютеров в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчётам, таких детей сегодня около 50% от общего количества школьников. Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся. Цель логопедической  службы своевременно выявить и преодолеть расстройства письма и письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.

               С целью построения эффективной коррекционной программы для каждого учащегося логопед проводит обследование состояния устной и письменной речи детей. Результаты этого обследования отражаются в логопедических заключениях. В соответствии с психолого-педагогической классификацией нарушения письма и письменной речи могут быть вызваны тремя основными причинами:

- общим недоразвитием речи (ОНР);

- фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН);

- фонетическим недоразвитием речи (ФНР).

               Общее недоразвитие речи – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: дефекты произношения, трудности различения звуков, качественная и количественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя и связной речи. ОНР является одной из наиболее сложных и с трудом подающихся коррекции формой речевой патологии

               Фонетико-фонематическое недоразвитие означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребёнка: дефекты произношения, трудности различения звуков, недостаточная сформированность анализа и синтеза звукового состава слова.

                Фонетическое недоразвитие речи – недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение.

                Сегодня я хочу остановиться именно на этих нарушениях, и для этого есть основания. Часто бывает так, что стереотипы неправильного произношения закрепляются, становятся стойкими и переходят в письменную речь. Обидно, что эти не столь сложные, по сравнению с ОНР, дефекты, которые могут и должны быть устранены с помощью систематических коррекционных занятий ещё до школы, сохраняются и закрепляются. Но ситуация усугубляется тем, что многие родители считают эти дефекты «личностными особенностями»,  «мелочью», на которую можно не обращать особого внимания – другое дело, когда ребёнок заикается или когда у него вообще не появляется речь. Однако беда родителей состоит в том, что они не могут представить себе заранее, когда и при каких обстоятельствах эти неисправленные в своё время у ребёнка звуки могут «встать ему поперёк дороги» и вызвать у него горький упрёк в их адрес. Вот только некоторые отрицательные стороны неправильного звукопроизношения.

              Прежде всего, дефектное произношение человеком даже одного только звука очень портит его речь и сразу привлекает к ней внимание окружающих. В этом случае даже вполне грамотная и глубокая  по своему содержанию речь как бы несколько «обесценивается» в глазах слушателей, хотим или не хотим мы это признать.

              Во-вторых, дефекты в произношении звуков отражаются на письме и приводят к появлению дисграфий, т.е. специфических нарушений письма (проблема обсуждалась на майском педсовете). А это значит, что будет страдать успеваемость по русскому языку со всеми вытекающими отсюда последствиями.

              Кроме того, неустранённый дефект  звукопроизношения очень часто приводит к появлению у человека «вторичных психических проблем», т.е. связанных с этим дефектом переживаний. Ведь с возрастом ребёнок начинает замечать, что его речь отличается от речи сверстников, которые к тому же нередко передразнивают, доводя иногда до слёз и до нежелания посещать школу.

              Для многих подростков именно неправильность звукопроизношения является основным препятствием для выбора профессии по душе. Это относится ко многим профессиям, связанным с речью. Бывает даже, что взрослые люди, обращающиеся к логопеду по поводу дефектов звукопроизношения, высказывают обиды в адрес своих родителей, не позаботившихся об этом своевременно. В результате такого легкомысленного отношения некоторых родителей к звукопроизношению мы получаем картину, которая ухудшается из года в год. Обратимся к цифрам:

- в 2008-09 уч. году нарушение звукопроизношения наблюдалось у 3 учащихся первого класса из 8, что составляет 37,5%;

- в 2009-10 уч. году – 4 учащихся из 8 человек, что составляет 50%;

- в 2010-11 уч. году из 8 первоклассников 6 имеют нарушение звукопроизношения, а это уже 75%.

                   А сейчас обратимся к таблице, которая отражает состояние письма, устной и письменной речи учащихся начальных классов школы «Виктория», а также результаты коррекционной работы за два последних учебных года.

       

      Сводная таблица состояния письма, письменной и устной речи        

            учащихся начальных классов НОУ «СОШ «Виктория»

                          Составила: логопед Каменко Л.Н.

Учебн. год

Общее колич. учащ-ся начальн.

школы

Кол-во учащ., имею-щих наруш.  письма,

письм. и устн.

речи

 Кол-во учащ. с ОНР и имеющих нарушен. письма, обусловл. ОНР

Кол-во учащ. с ФФН и ФНР и нарушен. письма, обусловл.

ФФН и ФНР

Кол-во учащ., посещ. занятия на лого

пункте

Полная коррек-ция  письма, устной и письм. речи

Значи- тельное улучше-ние состоя-ния уст. и письм. речи

Незна-читель-ное  улучше ние состоя-ния уст. и письм. речи

2008-09уч.г.

  27ч.

  14ч. 51,9%

    7ч.

   50%

   7ч.

   50%

  13ч.

  3ч.

  23%

  5ч.

 38,4%

  5ч. 38,4%

2009 – 10уч.г.

  29ч.

  15ч.

 51,7%

    6ч.

   40%

   9ч.

   60%

  11ч.

  4ч.

 36,4%

   2ч.

 18,2%

  5ч.

45,5%

2010 – 11уч.г.

  30ч.

  15ч.

 50%

    6ч.

   40%

   9ч.

  60%

  14ч.

               Что же могут сделать учителя в этой очень непростой ситуации?

                Первое и самое главное – обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратиться к специалистам, которых в Москве, по счастью, немало. Понять, что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшают ситуацию. Несколько советов из книги  «Пишу без ошибок» (русский язык с нейропсихологом), авторы Соболева и Емельянова:

- не торопите неуспешного ребёнка. Если он не успевает делать задание вместе со всеми, попробуйте давать индивидуальные задания.

- постарайтесь сделать так, чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух, если у него с этим проблемы.

-    воздерживайтесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике.

-  постарайтесь избегать оглашения на весь класс отрицательных оценок при неудачах.

-  попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке.

-   сравнивайте ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе, даже если в прошлом диктанте было 15 ошибок, а в нынешнем их ещё 10. Пусть ребёнок растёт от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.

Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при реш...

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

  Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе.Программы по математике  включают большой интересный ...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка.  Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...

статья "Создание условий детям с трудностями в обучении обычных классах сельской школы"

Данная статья предназначена педагогам образовательных школ которые реализируют инклюзивное образование и работают с детьми с трудностями в обучении, социальной адаптации. В статье раскрыты элементы ус...