Главные вкладки

    Проект (1 класс) на тему:
    "Проектная деятельность в начальной школе" Выступление на педагогическом совете школы.

    Каменко Людмила Николаевна

    Проектная деятельность - важное направление деятельности в сответствии с ФГОС, которое основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Анализ особенности этого метода содержится в этом выступлении.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                         Сообщение на педсовете НОУ «СОШ «Виктория» 05.11.2013

          по теме: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

          Подготовила: учитель начальных классов, учитель-логопед КАМЕНКО Л.Н.

          В рамках широкомасштабного эксперимента по модернизации образования несколько лет назад эксперты обнаружили, что младшие школьники вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых зависит от  уровня сформированности отдельных компонентов учебной  деятельности – правильного понимания и чёткого выполнения инструкции, понимания учебной задачи,  самооценки и самоконтроля.  У учащихся чётко прослеживается неумение пользоваться арсеналом учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации. Современные требования к качеству обучения смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». Всё более актуальным становится использование приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

     Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

         -  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

        -  развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

        - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

    -  были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

         -   реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

               Всем этим требованиям отвечает метод проектирования или проектной деятельности.

          В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

    Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

    Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

           Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

    Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

         Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

          Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).

         Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

         В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

        Требования к учебному проекту – совершенно особые:

     

    1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
    2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

    Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

    1. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

    Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

    1. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
    2. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

     Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

     То есть проект – это “пять П”:

     Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

     Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

     Образовательный проект – это  форма организации занятий,    предусматривающая    комплексный   характер деятельности     всех   его    участников    по   получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.      

     К организации проекта предъявляются следующие требования:

    1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
    2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
    3. Работа по проекту является исследовательской.
    4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
    5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем        допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
    6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
    7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.

    Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

     1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

    Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

     2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

    Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

     3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

     4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

     5.Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.

         По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

     1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

    2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

    Классификация проектов по продолжительности.

    1.        Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

    2.        Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

    Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

    - Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

    - Деловая игра.

    - Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

    - Диалог исторических или литературных персонажей.

    - Защита на Ученом Совете.

    - Игра с залом.

    - Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

    - Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

    - Научная конференция.

    - Отчет исследовательской экспедиции.

    - Пресс-конференция.

    - Путешествие.

    - Реклама.

    - Ролевая игра.

    - Соревнования.

    - Спектакль.

    - Спортивная игра.

    - Телепередача.

    - Экскурсия.

         При использовании метода проектной деятельности в начальной школе наблюдаются две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или старшей школы. Либо простое присваивание названия «проект» всему, что только ни делается. Конечно, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача. В которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Производимый «продукт» не является самоцелью. Его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том. Что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Отличие проектной задачи заключается в том. Что для решения этой задачи младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

         Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

         В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

    •        мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

    •        планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

    •        информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

    •        рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

         Если основная школа ставит своей задачей использование проектной деятельности в своём образовательном процессе, то к этому должна готовиться и начальная школа, включая систему проектных задач в свой образовательный процесс.  Если начальная школа строит свой образовательный процесс через систему проектных задач. То в основной школе должен быть обеспечен следующий шаг – переход к проектным формам учебной деятельности.

        Зачастую проектная деятельность представляет собой «достройку», нечто постороннее по отношению к обязательному учебному процессу; она, как правило,  осуществляется школьниками за пределами учебного времени. Что может вызывать перегрузки детей. Такая ситуация в школе связана с нежеланием менять всю образовательную среду. И при этом школы заявляют, что у них осуществляется проектная деятельность школьников. Однако реально вся эта деятельность не вписывается в собственно учебный процесс школы.  Проектные задачи могут дать  образовательные результаты только в деятельностной технологии (человеческая активность только в том случае является деятельностью, если она приводит к существенному  преобразованию ситуации, созданию чего-то нового в этом преобразовании), которая требует изменений в содержании образования, и в способах построения обучения, и в организации образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение педагогического опыта по теме «Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»

    Обобщение педагогического опыта по теме«Проектная деятельностьв начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения»...

    Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

    В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

    Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

    В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

    самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"

    В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов....

    "Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

    В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

    Выступление на педагогическом совете школы на тему «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО»

    Выступление на педагогическом совете образовательного комплекса на тему: «Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС НОО» адресовано в первую очере...