Главные вкладки

    самоанализ педагогической деятельности на высшую квалификационную категорию " Проектная деятельность в начальной школе"
    учебно-методическое пособие (3 класс) на тему

     Брит Ольга Александровна

    В самоанализе раскрыта тема реализации  методотов и форм работы по проектной деятельности в начальной школе. Использованы эффективные средства для достижения высоких результатов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoanaliz_brit.docx37.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    С А М О А Н А Л И З

    педагогической деятельности

    учителя начальных классов

    Муниципального казенного общеобразовательного учреждения

    средней общеобразовательной школы № 92

    Барабинского района Новосибирской области

    БРИТ ОЛЬГИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

    Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.  Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

    Инновационный поиск новых средств привёл к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, проектно-исследовательской деятельности.

     Тему «Проектная деятельность в начальной школе», над которой я работаю, считаю актуальной,так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах

    Поэтому перед собой я поставила такую цель:

    -развивать познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути через проектную деятельность.

    Для реализации цели  поставила такие задачи:

    1.Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме; (приложение№1)

    2.Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения поставленной цели;

    3.Выбрать наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

    4. Использовать проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.

     В настоящее время реализую Федеральный государственный образовательный стандарт. Из  Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, выбрала следующие учебники: литературноечтение (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева); математика(Е.Демидова,С.А.Козлова, А.П.Тонких);русский язык (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина);окружающий мирА.А.Вахрушев,О.В.Бурский,А.С.Раутиан).

    Учебники позволяют организовать индивидуальную работу, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения.  В этих учебниках имеются задания на развитие творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания.

    Огромную помощь  в реализации Федеральных   государственных образовательных стандартов  и обучении оказывает оснащение  кабинета, который аттестуется ежегодно.   В  нём имеются технические средства: компьютер, проектор, телевизор, ДВД.  Накоплен богатый материал по предметам индивидуального и общего пользования. Составлен каталог имеющихся фильмов, презентаций. Ежегодно пополняется книжный фонд. Немаловажную роль играет и связь с детской библиотекой. Учащиеся являются активными   её посетителями,  используют материалы  для подготовки к урокам  и к внеурочной деятельности.

    По образовательной системе «Школа 2100» работаю второй  год.

    В основе реализации этой программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

    - ориентацию на достижение цели- развитие личности обучающегося;

    -опору на современные образовательные технологии деятельностного типа;

    -технологии продуктивного чтения;

    -проблемно-диалоговую технологию;

    -технологию оценивания образовательных достижений.

    Поэтому работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

    Исходя из этого, стараюсь организовать  педагогическую поддержку развития индивидуальности ребенка, с учётом индивидуальных особенностей и создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

    Становление личности учащихся, несомненно, происходит на уроках и поэтому необходимо  создать условия для максимального раскрытия их творческих способностей, быстрого и качественного усвоения программного материала. Для этого я использую разные типы уроков: интегрирование, уроки-семинары, зачёты, конкурсы, уроки-экскурсии, путешествия, конференции. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые  и исследовательские ситуации, с учётом индивидуальных способностей учащихся, которые помогают включиться  в творческий поиск решения учебных задач.

    Для эффективности урока использую такие формы обучения:  фронтальные, индивидуальные, работу в парах и группах; а так же  методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские.  При обобщении и закреплении пройденного материала применяю различные виды  контроля: зачёты, тесты, взаимопроверки,  деловые игры. При объединении учебной и игровой деятельности дети учатся самостоятельно добывать знания с помощью познавательной литературы, энциклопедий, выступлений с докладами. У них развивается  любовь к предмету, активность, любознательность, быстрота мышления, зоркость.

    Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

    Включаю школьников в проектную деятельность  постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты(приложение№2).

    В 1 классе учу выбирать тему проекта, определяю, как ребёнок будет работать индивидуально или в группе. Первоклассник может обычно работать только индивидуально, но постепенно приучаю детей к работе в группах. Часто работая в группе, дети не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. Учу их работать с книгами в  библиотеке, искать нужную информацию. Помогаю оформлять проекты и их защищать,  используя индивидуальную работу с учащимися.

    Так как это наши первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы их делали вместе с родителями.

    Для работы я выбраласледующие принципы организации проектной деятельности:

    учёт интересов детей; учение через деятельность (проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации); сотрудничество участников педагогического процесса; свободное творчество в выборе темы проекта.

             На основе этих принципов сложилась  методическая система работы над проектами. И отсюда выбор основных образовательных технологий:

    Технология проектирования предполагает самостоятельную деятельность ученика, в начальной школе под чутким руководством учителя и вовлечения ученика в решение значимой для него проблемы, которая требует разрешения, так одна технология предполагает использование другой.

    Технологии проблемного обучения. В ходе решения проблемной ситуации ребёнок получает самостоятельно добытые знания, источником которых является его личный опыт, который важен не только для него, но и для его одноклассников.

    Технология развивающего обучения вытекает из технологии проблемного обучения. Развивающее обучение немыслимо без постоянного учебного общения, при котором учащийся, поняв, чего он не знает, не умеет делать, сам начинает активно действовать, восполняя недостаток знаний и включая в этот процесс учителя.

    Информационно-коммуникативные технологии, которые не только используются мной для поиска нужной информации, но и для создания презентаций.

    По выбранной теме собираются все сведения, которые интересны детям. После сбора информации идёт работа над проектами. Другими словами, сбор сведений происходит не только для выполнения проектов, но и для реализации интересов детей.

          В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

    1 этап. Погружение в проект.

    На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

    2 этап. Организационный.

     На втором этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

    3 этап. Осуществление деятельности.

     Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

     4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).

    На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

    5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).

    Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

    Источниками добываемой информации служат: книги; фильмы; беседы с взрослыми; наблюдения.

    Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

    • необходимыми знаниями, умениями и навыками  в содержательной области проекта;

    • специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

    Формирование общеучебных умений и навыков осуществляю в рамках урочной  и внеурочной деятельности.

    В рамках традиционных учебных занятий использую:

    •  проблемное введение в тему урока;

    •  постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

    •  совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

    •  групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

    •  постановку вопроса (поиск гипотезы);

    •  формулировку предположения (гипотезы);

    •  обоснованный выбор способа выполнения задания;

    •  поиск дополнительной литературы;

    •  подготовку доклада (сообщения);

    •  самоанализ и самооценку, рефлексию.

    Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: исследовательские,  социального взаимодействия, оценочные, информационные, презентационные,  рефлексивные.

    Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

    Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение  строю на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

    У обучающихся  в моём классе формируются  основные универсальные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе. Ведущими характеристиками моего выпускника начальной школы становятся  его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения.  Воспитание мною ученика-исследователя – это процесс, который открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них. А это значит,  используемая  мною  в работе проектная деятельность  даёт положительный результат в формировании учащихся

    Конечно, большая работа проводиться учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками, необходимо заинтересовать ребят проектом. Заранее   продумываю, кто из ребят, чем будет заниматься, учитывая их желания. Сама  подбираю необходимый материал по теме проекта.

    В 4 классе  такая работа проводится на более серьёзном уровне. Мои ученики принимали  активное участие в районном конкурсе творческих исследовательских работ, заняв 1, 2 место. Во Всероссийском конкурсе КИПР-2012-они стали Лауреатами конкурса (приложение№3).

    Информационные коммуникационные технологии на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю  вместе с детьми  презентации,оформляемисследовательские работы, проекты. Учу детей создавать небольшие тексты, готовить  сообщения к урокам  окружающего мира и литературы. Наработанный материал учу применять не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности.  

    Для моей системы воспитательной работы, как классного руководителя, характерен аналитический подход к решению воспитательных задач. На основании изучения классного коллектива, определяю воспитательные цели и задачи. Воспитательную работу в классе планирую, исходя из анализа предыдущего года.

    Использую разнообразные формы внеурочной деятельности: классные часы, диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы. Класс разделён на группы, которые имеют сменные поручения. Смена  поручений позволяет учащимся проявить себя, повышается самооценка ребёнка, снижается уровень тревожности.

    Большое внимание уделяю занятости учащихся во внеурочное время. Результатом этой работы сталостопроцентное посещение  кружков. У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха и я как учитель поддерживаю их. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Портфолио позволяетотслеживать индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём без сравнения с достижениями других учеников. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуально и важно.

    Одной из составляющих системы воспитательной работы в классе является тесное сотрудничество с родителями. В работе с родителями я использую следующие формы: родительские собрания, заседания родительского комитета, индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники, спортивные соревнования,  открытые уроки, посещение семей.

     Таким образом, педагогическая система  способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ  успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди моих учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение(приложения№4-7).

    Мои ученики являются активными участниками конкурсов разных уровней.Победы школьников  подтверждают результативность моей работы(приложение№8).

    Более 15 лет являюсь руководителем кафедры учителей начальной школы. Веду активную работу по внедрению современных технологий. В тесном контакте работаем с педагогическими коллективами Муниципальных дошкольных образовательных учреждений, школ города. У нас уже  сложилась своя  система  работы по преемственности между учителями начальной школы и воспитателями детских садов. Проводим совместные педагогические советы, семинары, даём открытые уроки и мероприятия.

    С 2008по 2012 год была руководителем экспериментальной площадки   с «Федеральным научно-методическим центром им.Л.В.Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В.Занкова». По плану совместной работы проводились: семинары, открытые уроки, участие во Всероссийских конкурсах.

            Опытом своей работы  делюсь с коллегами на заседаниях районных ишкольных методических объединений учителей начальных классов, педагогических советах(приложение№9). Являюсь активным пользователем многих педагогических сайтов: Центр развития мышления и интеллекта, zavuch.info, ЦПМ"Новые идеи"kipr-edu,  дистанционный образовательный портал «Продлёнка», PEDMIR.RU, PEDGAZETA.RU, ЮНЫЙ УЧЕНЫЙ,  «Большая перемена» МИНОБР.ОРГ, infourokru, ЦПТ им.К.Д.Ушинского

    «Новое образование»,www.easyen.ru. На сайте Современный образовательный портал в 2013 году создала свой персональный сайт (приложение №10). Участвую в конкурсах (приложение№11). Систематически занимаюсь самообразованием, повышаю квалификацию (приложение№12).

    За высокие профессиональные достижения в деле обучения и воспитания школьников отмечена Благодарностью Министерства образования,науки и  инновационной политики Новосибирской области (2010г). Награждена дипломами за подготовку победителей Всероссийских олимпиад: Генеральным директором ООО «МИНОБР.ОРГ» (2013г), Всероссийским центром дистанционного образования и развития г. Самара (2013г), Администрацией портала «ЮНЫЙ УЧЁНЫЙ» (2013г), Благодарностью Администрации социальной сети за активное участие в работе сайта социальной сети работников образования (2013г) (приложение№13).

    Планирую дальнейшее изучение современных педагогических технологий и эффективное внедрение их в свою педагогическую деятельность.

    Учитель начальных классов:                О.А.Брит


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

    «Проектная деятельность в урочное и во внеурочное время в начальной школе»

    Содержание.1. Введение2. Проектная деятельность в урочное и во внеурочное  время3. Роль родителей в проектной деятельности4. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?...

    Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

    Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

    Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

    Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

    Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...