Творческие задания по развитию мыслительной активности младших школьников
методическая разработка

Ризаева Светлана Михайловна

Потенциальным способностям ученика придаётся мощь,сила, глубина, гибкость за счёт взаимодействия различных видов мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myslitelnaya_aktivnost.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Ризаева Светлана Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

ГКОУ ЦИО «ЮЖНЫЙ» города Москвы

Творческие задания

по развитию мыслительной активности младших школьников

В современном российском обществе образованность и интеллект по большей части относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость мышления, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в немаловажный фактор прогресса страны. Требования XXI века к школе, её выпускнику, к образовательному процессу существенно меняют главные стратегические ориентиры в деятельности школы.

Перед современной школой, активно внедряющей инновационные программы и реализующей концепцию развивающего обучения, доминирует первоочередная задача – развитие умственного, творческого потенциала и культуры мышления школьника в условиях общеобразовательной подготовки.

Поступательному развитию мыслительной активности школьников служит подспорьем разработка и использование учителем в образовательном процессе специальных заданий интеллектуального тренинга, постепенно усложняющихся от занятия к занятию, от класса к классу.

Интеллектуальный тренинг представляет собой систему творческих заданий, выполнение которых способствует развитию умственного потенциала ученика. Основными компонентами этого игрового комплекса являются упражнения на развитие способностей к анализу, синтезу, сравнению. Развитие умений выявлять причинно-следственные связи, противоречия, прогнозировать возможный ход развития событий, многогранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего, создавать новые идеи и представлять решение в знаково-символичной форме (простая модель, таблицы, схемы, графики).

Основу настоящего дидактического материала составляют специально разработанные для развития мыслительной активности младших школьников модули интеллектуальных тренингов. Их назначение – сделать встречу ребёнка с уроком живой, понятной, захватывающей. Каждый модуль носит интегративный характер, воссоединяет знания по русскому, математике, чтению, окружающему миру, что помогает ученику подходить к одной и той же проблеме с разных сторон.

Все занятия построены в логике технологии развивающего обучения и направлены на развитие мыслительной активности школьника. Потенциальным способностям ученика придаётся мощь, сила, глубина, гибкость за счёт взаимодействия различных видов мышления. Происходит обогащение словарного запаса, развитие рефлексивной позиции ученика, взаимообмен знаниями.

Примерные творческие задания по развитию мыслительной активности учащихся

  1. Вставь вместо знака «?» нужную цифру, букву, слово.

Рассмотри задание. В каждом столбике выяви определённую закономерность, установи соответствие меду словом и цифрой, словом и буквой, словом и словом.

Вода – 2                     Ветка – с                              Предмет – пена                               Водянка – 3               Веточка -с                            Качество -?                                                  

Подводные -?           Ветвистый -?                      Действия - пенится

  1. Разгадай правило, по которому записан каждый ряд чисел и продолжи его. Назови свои три числа по тому же правилу.

3018, 3028, 3038, …

1275, 3275, 5275, …

6043, 6243, 6443, …

  1. Назови лишнее слово, букву, число. Объясни свой выбор.

Разрушаешь, глядят, дружба, накормить

А Ф М с

244, 344, 544, 144

  1. Мысленно убери буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, узнайте слово.

ПФБКТХЕШСРЧЁШЗЦА

  1. Расшифруй слова.

Какое слово расшифровал зайчик. Напоминаем, что зайчик прыгает наискосок. Движение начинается от буквы «Т» вверх по диагонали.

О – Р – Б

Щ – А – В

А – Т – И

  1. Соедини стрелкой крылатые выражения, противоположные по значению. Объясни значение каждого из них.

Хоть иголки собирай                                     Воспрянуть духом

Заварить кашу                                                 Жить как кошка с собакой

В час по чайной ложке                                   Ни зги не видно

Повесить нос                                                   Работать не покладая рук

Душа в душу                                                    Расхлёбывать кашу

Сидеть сложа руки                                          Одним махом

  1. Проанализируй словесные ряды и впиши вместо пропусков необходимые по смыслу слова:

Батон – булочная, сапог - …

Лошадь – табун, журавли - …

Жаворонок – утро, сова - …

Окулист – глаза, стоматолог - …

Орех – кедр, жёлудь - …

Очки – солнце, зонт - …

  1. Отдели одно слово от другого:

Спутник от планеты: ЗЕЛМУНЛАЯ

Звезду от планеты: ВСОЕЛННЕЦРАЕ

Непонятно, враги они или друзья: КМЫОШШККАА

Одну мебель от другой: ССКТАУМЕЙЛКА

  1. Определи способ кодирования, найди новое слово.

12   1   26   1  (каша)

16   3   7   19   (?)

  1.  Из геометрических фигур на альбомном листе (1 квадрат, 2 ромба, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника) составь силуэт зайца.

  1.  Выполни вычисления и назови результат.

  • К числу букв в приставке слова «прекрасный» прибавь количество букв «В» в слове «здравствуйте».
  • Число главных членов предложения «Петя любит картофель и огурцы» умножь на количество слогов в слове «коллектив»
  • Умножь число букв в слове рисунок на количество согласных в нём.
  • К количеству существительных в ряду «жёлтый, желтизна, желтеть, желток, желчь» прибавь число букв в безударном слоге предпоследнего слова.  

  1.  Закончи высказывания. Назови слово – предмет.

Чёрная, красная, кабачковая …

Гороховый, грибной, куриный …

Куриное, черепашье, крутое …

Кедровый, лесной, земляной …

Дубовый, письменный, обеденный …

Любимая, родная, добрая …

  1.  Закончи высказывание на логическое следование.

Сегодня тёплый воскресный день. Значит завтра …

Лягушки и жабы живут только в пресной воде, значит …

Герань оздоровляет воздух в жилищах и улучшает сон. Значит это …

  1.  Сколько раз в приведённой ниже строке встречается цифра 5?

Написано 99 чисел: 1, 2, 3, …, 98, 99.

  1.  Установи «контакты» между словами. Подумай и объясни, как взаимосвязаны между собой приведённые ниже слова.

Оса – крылья

Липа – лист

Ворона – рябина

Облако – лев

Кот - ведро


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация парной и групповой форм работы на уроках русского языка как способ повышения мыслительной активности младших школьников

Происходящие изменения в современном образовании требуют применение новых способов обучения, педагогических технологий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении младших школьников. Несомн...

Курс «Интеллектика» - технология развития мыслительных способностей младших школьников.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития"...

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе.      Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...

Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.

Статья по  развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...