Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.
статья

Шилова Любовь Сергеевна

Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Цели и виды домашней работы, формы проверки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.

Чаще всего родителей волнует вопрос: существует ли документ, определяющий время, которое ребенок может потратить на выполнение домашнего задания?

Безусловно, что каждый учитель при планировании заданий на дом для учащихся руководствуется следующим нормативным актом:

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 СанПин 2.42.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее - СанПиН).

В соответствии с гигиеническими требованиями обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением дополнительных требований. Одними из таких требований является обучение без балльного оценивания знаний обучающихся и обучение без домашних заданий (п.10.10 СанПиНа).

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2  классе - 1,5 ч.,  в 3-4-м - до 2 часов.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. К сожалению, эти нормы очень трудно соблюсти с легко отвлекаемыми детьми. Следите ли вы за тем, как Ваш сын или дочь выполняет д/з? Отвлекается ли он всё время или делает организованные перерывы между предметами?

Часто слышишь от родителей: "А мой вчера 3 часа сидел только над математикой". Так он просто сидел (и в окно глядел) или он решал задачи и примеры?

Организуйте выполнение домашних заданий соответствующим образом, и тогда не будет проблем. Вначале уроки посложнее. Для кого-то это русский язык, а для кого-то математика. Делайте перерывы между предметами. Постарайтесь в выходные дни выполнить задание вперёд на устные предметы: окружающий мир, труд. Ведь всегда есть задания в тетради, которые требуют дополнительного времени. Разгрузите себе рабочую неделю!

Другое дело, если ребёнок медлительный, ему сложно всё даётся и тратится поэтому больше времени. Тогда может Вам выбрать программу полегче? Или с усилием и волей (Вы же хотите, чтобы Ваш ребёнок был не хуже других) двигаться дальше. Пусть даже на это потребуется больше времени! Не забывайте, что нагрузки с каждым годом обучения увеличиваются, а поэтому детей нужно готовить к этому с начальной школы.

А ещё очень важно соблюдение режима дня. Убеждена, что мало у кого в семье он существует. Тогда с этого и начните. Составьте режим дня вместе с ребёнком, обговорите все пункты, опираясь на его мнение. Красиво оформите и повесьте на видное место (желательно там, где рабочее место учащегося). Теперь дело за малым: соблюдать режим неукоснительно!

Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий нет полноценного усвоения и запоминания изложенного на уроке материала, а так же эти задания способствуют формированию у учащихся прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.

Выделяют шесть главных целей домашних заданий:

1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.

2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.

3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.

4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.

5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.

6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.

В школьной практике используют такие виды домашней работы, как:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • творческая;
  • дифференцированная;
  • одна на весь класс;
  • составление домашней работы для соседа по парте.

Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и

цели с содержанием урока.

Возможные формы проверки:

  • фронтальный контроль;
  • выборочный контроль;
  • взаимоконтроль учащихся при работе в парах;
  • самоконтроль учащихся.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое родительское собрание «Домашние задания обучающихся в начальной школе. Отношения семьи и школы».

Домашняя учебная работа– это самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков. Для домашней работы характерно отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Пригото...

Особенности восприятия школьной ситуации учащимися начальной школы с нарушением опорно-двигательного аппарата

Проведен анализ психолого-педагогической литературы по оценке школьной ситуации учащимися младшего школьного возраста. Рассмотрены работы психологов, дефектологов, учителей в аспекте данной проблемы (...

Особенности оценивания учебых достижений учащихся начальной школы.

Данная статья описывает условия для достижения оптимального общего развития каждого ребенка, способного к самоконтролю и самооценке своей деятельности....

Особенности организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС нового поколения.

    В новых ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, ...

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников....

Объем и особенности домашнего задания для школьников

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников...

Методический семинар «Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы на уроках технологии»

В образовательной системе на сегодняшний день появляется большое количество новых методов работы с детьми, однако и цели и задачи образовательного процесса в стандарте задаются иные, то есть для разви...