Проект Росмолодежи "Родительский университет"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Любка Елена Ивановна

Для каждого ребенка семья является необходимым источником и ресурсом развития, получения первого жизненного опыта во взаимодействии с внешним миром. Именно в системе детско-родительских отношений происходят важнейшие психологические процессы, влияющие на формирование личности ребенка. Однако сегодня между родителями и детьми наблюдается социокультурный разрыв, что является актуальной проблемой, так как важным условием гармоничных отношений в семье выступает наличие именно взаимопонимания.

С целью содействия в решении проблем детско-родительских отношений в рамках реализации гранта от Федерального агентства по делам молодежи с декабря 2020 года осуществляется социально-значимый проект «Родительский университет», руководителем которого является Зинатуллина Азалия Маратовна.Проект стал победителем конкурса молодежных проектов в 2020 году (Приказ от 15 декабря 2020 г. № 448).  Совместно с членами команды проекта, молодыми психологами, Гукасовой Мариной Павловной, Саликовой Эвелиной Марией Вячеславовной, а также с одними из лучших российских практических психологов Ульяниной Ольгой Александровной и Любка Еленой Ивановной были разработаны практические рекомендации для родителей по воспитанию детей от рождения до 18 лет.

Познакомиться с рекомендациями для родителей Вы можете по ссылке: http://frcp.ru/metodicheskoe-obespechenie/roditelyam/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Низкая успеваемость младших школьников

Дети поступают в первый класс в 6-8 лет, и начало школьной жизни связывается с прохождением кризиса семи лет. В период кризиса семи лет личность ребёнка претерпевает серьёзные изменения: происходит усложнение эмоционально-мотивационной сферы, ведущей деятельностью становится учебная деятельность, ребёнок по-новому оценивает своё место в мире и т.п. Первым фактором, который может негативно повлиять на успеваемость младшего школьника, является психологическая неготовность к школьному обучению, которая может проявиться при слишком раннем поступлении в школу. Личностная неготовность к обучению выражается в мотивационной незрелости и становится причиной пробелов в знаниях и низкой продуктивности учебной деятельности. Интеллектуальная неготовность к обучению непосредственно ведёт к низкой успеваемости, потому что ребёнок оказывается неспособным понять и правильно выполнить требования учителя.

Поступление в школу меняет привычный уклад жизни ребёнка. Изменяется режим дня, место в системе общественных отношений, возникает новый круг общения, помимо родителей авторитет приобретает личность учителя, появляются права и обязанности, связанные с новым положением «школьника». Второй причиной возможной неуспеваемости школьника могут являться трудности при адаптации к новому образу жизни. Адаптация происходит постепенно на фоне постоянной учебной нагрузки и связанной с ней повышенной утомляемости. «Для многих первоклассников особенно в начале учебного года характерными изменениями в организме являются дезадаптивные состояния, которые позволяют говорить о «школьном шоке» или «школьном стрессе». Но от ребёнка в таких условиях требуется не просто соответствовать новому статусу, но преуспевать в занявшей центральное место в его жизни учебной деятельности[1].

Родителям

Успеваемость – очень важный показатель компетентности, но в начальной школе он отражает не только успешность освоения учебной программы, но и успешность адаптации ребёнка к новым условиям. Объясняя неудачи ребёнка исключительно ленью и низким уровнем умственных способностей, постоянно ругая его за плохие отметки, не пытаясь разобраться в ситуации, можно нанести ему серьёзную моральную и психическую травму. Необходимо понимать, что причины низкой успеваемости разнообразны, ими могут быть психологическая неготовность к школьному обучению, слабое здоровье, характер мотивации, взаимоотношения в семье ученика и др. Задача родителей неуспевающего ученика – правильно понять причины его неуспеваемости и помочь ему стать успешным в учёбе, учитывая его индивидуальные особенности.

Помочь ребенку можно следующими способами:

  1. создайте комфортную и учебную атмосферу в его комнате, за его столом. Важно, чтобы для обучения у ребенка были необходимые предметы, тетради, книги и т.д. Также необходимо исключить отвлекающие факторы;
  2. отмечайте любые достижения и успехи ребенка, делайте это искренне. Так, с каждым разом у него будет расти уверенность в себе;
  3. если ребенку трудно справляться с какими-то заданиями, то помогите ему, но при этом давайте ему возможность самостоятельно искать пути решения сложных задач, даже если вы видите, что он сейчас ошибается. Пусть лучше он поймет сам, что неправильно выбрал способ решения, чтобы во второй раз сделать иначе;
  4. если ребенок делится с вами выполненным заданием или прочитанной книгой, то слушайте его внимательно. Для него очень важно делиться с вами чем-то новым;
  5. учите ребенка самостоятельно выполнять учебные задания без многочисленны напоминаний и просьб. Для этого, прежде всего, показывайте своим примером, как вы, например, ведете ежедневник с выполненными делами, наклеиваете стикеры на видные места, ставите напоминания на телефон и т.д.;
  6. развивайте вместе с ребенком полезные привычки: вовремя ложиться спать, чередовать интеллектуальные и физические нагрузки, гулять на улице и др.;
  7. для ребенка очень важно развивать творческие способности, необходимо найти такое творческое занятие, которое ему очень будет нравиться (рисование, пение, игра на инструментах, актерские курсы по самовыражению и т.д.);
  8. находите вместе с ребенком в учебе то, что его особенно будет заинтересовывать, и важные для него смыслы и цели. Если у него будет мотивация, то он сам будет стремиться к успешному освоению знаний. Ребенок с удовольствием делает хорошо только те вещи, которые его по-настоящему увлекают.
  9. библиотерапия:
  • Бианки В.В. Лесная газета: сказки и рассказы. М.: Издательство АСТ, 2015. 317 с.;
  • Богдарин А.Ю. Зачем телефону соты? М.: Издательство АСТ, 2018. 48 с.;
  • Вайткене Л.Д., Филиппова М.Д. Настольная книга юного ученого.  М.: Издательство АСТ, 2018. 162 с.;
  • Василюк О.С. Универсальная энциклопедия младшего школьника. М.: Эксмо, 2019. 256 с.;
  • Пришвин М.М. Кладовая солнца. С вопросами и ответами для почемучек. М.: Издательство АСТ, 2016. 190 с.;

Полезные ресурсы:


[1] Дувалина О.Н., Карачун Е.А. Причины неуспеваемости учащихся младших классов // Colloquium-journal. 2019. № 8-4 (22). С. 73-75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ. "ДОГОВОРИМСЯ С НЕПОСЕДОЙ".

Советы психологов и специалистов для родителей и педагогов при общении с гиперактивными детьми. Материал можно использовать как  на родительском собрании так и на родительском стенде....

Родительские университеты

Университет психолого-педагогических знаний для родителей:«Семь советов о том, что надо и чегоне надо делать в каникулы».Уважаемые родители, предлагаем Вашему вниманию советы специалистов нашей прогим...

Материал с курсов Челябинского педагогического университета 2013год апрель

Описание диагностики по Забрамной.Воспитательная работа. Диагностика. Инклюзия. Примеры контрольных работ. Психологические особенности. Теоретические основы обучения...

Университет семейного воспитания (УСВ) на тему: «ПЕРВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ»

Сотрудничество школы и семьи является базовой  основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.Советы родителеям от социального педагога. ...

Университет семейного воспитания (УСВ) на тему: «ПЕРВЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ОТМЕТКИ»

Сотрудничество школы и семьи является базовой  основой для решения проблем неуспеваемости ребёнка.Советы родителеям от социального педагога. ...

Родительский университет.

Цель: вооружение родителей современными психолого – педагогическими знаниями о психологическом , физическом и интеллектуальном развитии ребенка на различных этапах его жизни.Основные задачи:- ознакоми...