Как помочь ребенку стать внимательным?
методическая разработка (1 класс)

Шатько Татьяна Александровна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon практические материалы67 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

« Как помочь ребёнку стать внимательным »

Цели:

 познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;

 изучить упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания  учащихся.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный педагог- психолог, библиотекарь.

Методические рекомендации по теме собрания:

Успехи каждого ребенка в учебе и других видах деятельности зависит от сформированности у него способности быть внимательным, поэтому собрание на данную тему следует проводить с родителями учеников 1 класса в начале учебного года. Материал собрания содержит теоретическую часть, психологический практикум, практические советы  по развитию внимания у  детей. Собрание проводится с привлечением педагога-психолога и библиотекаря школы.  

Подготовительная работа:

 приглашение родителей на собрание;

 проведение анкетирования родителей;

 анализ результатов анкетирования родителей (проводится школьным педагогом-психологом);

 подготовка выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах развития учащихся младшего школьного возраста (совместно со школьным педагогом- психологом, библиотекарем);

  приглашение школьного педагога-психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников;

описание игр для родителей (на отдельных листах).

 Форма проведения - собрание – практикум

Оборудование:

 выставка литературы о внимании, о психологии познавательных процессов личности ребенка;

 оборудованные места для родителей;

листы с описанием развивающих игр и упражнений;

 реквизиты для игр: мяч, карандаши;

 компьютер для показа презентации;

 квадратики трех цветов: красного, зеленого, синего для проведения рефлексии;

 рекомендации для родителей – «Узелки на память».

Ход проведения собрания:

1. Установление свободной и доверительной атмосферы

Звучит музыка. Родители занимают места за столами,

 в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

2. Сообщение классным руководителем темы и целей собрания и причин, побудивших провести подобное собрание:

 -Тема нашего родительского собрания «Как помочь ребёнку стать внимательным».

Цели собрания:

 познакомить вас, уважаемые родители,  с понятием «внимание» и его основными свойствами;

 изучить в ходе собрания  игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию  внимания  учащихся, таким образом, собрание имеет практическую направленность.  

Слайды 2,3

3.Родителям образовавшихся групп предлагается продолжить

следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для  выполнения задания - 3 минуты).

Слайд 4

4. Представитель каждой группы зачитывает коллективно предложенную фразу. (Классный руководитель обобщает мнение родителей)

5. Выступление педагога-психолога о результатах анкетирования родителей и о методах развития внимания у детей младшего школьного возраста. (Анкета для родителей «Выбор пути». Приложение 1)

Слайд 5

Слайд 6

6. Выступление классного руководителя «Внимание требует внимания»:

Успехи ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным.

 Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:

                         Жил человек рассеянный

                         На улице Бассейной.

                         Сел он утром на кровать,

                         Стал рубашку надевать,

                         В рукава просунул руки-

                         Оказалось это брюки…

                         Вместо шапки на ходу

                         Он надел сковороду,

                        Вместо валенок перчатки

                         Натянул себе на пятки…

Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную и значимую часть, необходимую для принятия правильных решений, в определенный момент, необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны.

Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей.

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания  можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.

 Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа.

      Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания.  Ответы на них вам поможет найти педагог-психолог школы.  (Родители задают вопросы)

      К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я  предлагаю познакомиться на нашем родительском собрании.

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

7. Психологический практикум

Учитель раздает родителям листы с описанием  игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10  минут каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми и одну из наиболее понравившихся игр проводят со всеми присутствующими. (Приложение 2)

8. Выступление библиотекаря

Обзор литературы, представленной на выставке.

9. Заключительный этап

- В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам  следующие рекомендации («Узелки на память») (Приложение 3)

10. Итог собрания

- В заключение собрания  предлагаю представителям  каждой группы родителей  продолжить фразу: «Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…»

Слайд 14

11. Рефлексия.

Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цветов.

Красный цвет – «считаю информацию, полученную на собрании полезной»;

синий цвет – «считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной»;

зеленый цвет – « мне на собрании было не интересно».

12. Минута благодарности

- Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе   собрания  и  желаю вам успехов в воспитании детей.

Слайд 16

Анкета для родителей «Выбор пути»      Приложение 1

1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий?

( подчеркните один из предложенных ответов)

    - да;

    - трудно сказать (и да, и нет);

    - нет.

2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

    - да;

    - трудно сказать (и да, и нет);

          - нет.

3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________

Приложение 2

Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО »

Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово: «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»:

- Ну, начали! Повторите – «стол».

Играющие повторяют: « Стол».

- Повторите – «Окно».

Играющие говорят: «Окно».

- Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д.

Игра « НЕ СОБЬЮСЬ»

1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или числа, делящиеся на 2. Вместо чисел говорить слово «гоп» и т. п.

2.Игровые упражнения.

 Даны напечатанные тексты (для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы).

- Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.).

- Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин).

-Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.).

Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро.

Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?»

- Я предлагаю вам, уважаемые родители,  внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л».

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.

-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:

- Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

- Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

«Узелки на память»  Приложение 3                          слайд 15

-Помогите вашим детям стать внимательными

-Приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания

-Играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства  внимания

-Научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»

-Не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления

-Учите детей быть наблюдательными, умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом.

               Список использованной литературы                                             слайд   17

Занимательная азбуковедение /Сост. В.В.Волина/ М., 2008.

Пекелис В.Д. Как найти себя. М., Просвещение. 2009.

Познавательные процессы личности методика их развития /Под ред. Е.Н. Степанова. Псков, 2009.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: «ВАКО» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Подробный конспект родительского собрания по теме: "Как помочь ребенку стать внимательным". В конспекте отражены этапы подготовки, проведения собрания, анкеты для родителей, игры для развития внимания...

Конспект на родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

Гений-это внимание. Не важно, кто сказал, важно, что это так.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания. Познакомить родителей с методами и приемами р...

«Как помочь ребенку стать внимательным».

Родительское собрание №3  в первом классе «Как помочь ребенку стать внимательным»...

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Советы педагога,психолога, игры и упражнения для тренировки внимания...

родительское собрание "Как помочь ребенку стать внимательным"

В презентации предоставлены материалы, которые позволяют родителям первоклассников познакомиться с понятием "внимание", видами внимания и его  качествами. Для развития каждого качества внимания п...

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....