Мастер-класс для родителей в воскресной школе при КИУ НФ по теме: «Методы кинезиотерапии в формировании межполушарного взаимодействия у школьников»
методическая разработка

Малютина Олеся Юрьевна
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физиологического здоровья человека через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют всесторонне развивать психические процессы и корректировать их с позиции причинного подхода к проблеме. Мастер-класс направлен на просвещение участников по теме формирования нейропсихологического пространства школьника, на воспитание активной позиции родителей в психическом развитии детей, на знакомство с кинезиологическими упражнениями и методикой их проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей в воскресной школе при КИУ НФ по теме:

«Методы кинезиотерапии в формировании межполушарного взаимодействия у школьников»

Задачи:

  1. Просвещение по теме формирования нейропсихологического пространства школьника.
  2. Воспитание активной позиции родителей в психическом развитии детей.
  3. Познакомить с кинезиологическими упражнениями.

План встречи:

  1. Мини-лекция с элементами дискуссии.
  2. Практическая часть.
  3. Рефлексия встречи. Обмен опытом.

Ход:

  1. Мини-лекция с элементами дискуссии.

Тезисы:

-Определение кинезитерапии и её актуальность в современном мире обучения детей.

- Мишель де Монтень говорил: «Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

-Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физиологического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

- Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях.

- Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление. Возникшее в 60-х годах XX века, как синтез древневосточных учений (философия, медицина) и современных наук (генетика, информатика, кибернетика, психонейрофизиология, психология, педагогика).

- Основателем научной кинезиологии считается Асклепиад, живший более 2000 лет назад в Древней Греции.

- Принцип восточной медицины – лечить больного, а не болезнь – является базовым в кинезиологии.

- Из общей кинезиологии выделились самостоятельные направления:

- Образовательная кинезиология.

- Гимнастика ума.

- Нейрокинезиология.

- Спортивная кинезиология.

- Медицинская кинезиология и др.

-Как устроен наш мозг?

-Мозг делится на правое и левое полушарие.

-Ребёнок рождается с не зрелым мозгом и его развитие происходит в течение всего детства ребёнка, включая и школьный возраст. Лобная доля формируется до 12 лет. Развитие мозга во многом зависит от того, какую «пищу» мы ему дадим, как будем развивать и нагружать…

https://vodakanazer.ru/wp-content/uploads/2019/01/2719304.jpg

http://bigslide.ru/images/33/32102/960/img3.jpg

-Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие.

-Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.

-Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей.

Тест на межполушарные нарушения (работа в парах): 1 участник (ребёнок) руку держит за спиной, второй участник (родитель) прикасается карандашом к фалангам всех его пальцев спрятанной руки по очереди, кроме большого (всего 8 вариантов). 1 участник должен показать большим пальцем на открытой руке к какой фаланге пальца было прикосновение. Если не правильных ответов у ребёнка будет больше 30 %, отмечается предрасположенность к дислексии, дисграфии, свидетельствует о нарушении межполушарного взаимодействия.

-Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

-Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).

- В чём помогают методы кинезиотерапии?

-Кинезиологические упражнения позволяют улучшить память, внимание, речь, мышление, пространственные представления, снизить утомляемость, повысить различные способности, способствуют стрессоустойчивости организма, помогают корректировать дислексию, развить мелкую моторику, самостоятельность ребёнка, они несут в себе возможность радостного творческого учения, перспективного формирования учебных навыков и умений, позитивного личностного роста

-Кинезиологические упражнения позволяют у детей и взрослых

-создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта. При подготовке детей к школе и в начальном блоке школы необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела, которое соединяет полушария. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

-повышать точность выполнения действий при работе на компьютере,

во время управления автомобилем и другими сложными устройствами,

посредством выполнения простых и легких упражнений;

-расширять поля видения, умения слушать и слышать, чувствовать свое

тело;

-формировать уверенность при публичных выступлениях, собеседованиях, переговорах, экзаменах;

-осознавать собственную значимость;

-развивать творческие способности, спортивные навыки;

- Как часто надо заниматься?

- Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг человека как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций организма. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.

- В идеале- проводится 1 курс упражнений каждый день. Упражнения очень просты и практичны, их можно выполнять в любое время и в любом месте для повышения эффективности деятельности.

- По мере усвоения упражнений они усложняются и будут интересны и очень полезны в выполнении не только детям, но и их родителям. Постепенно увеличивается и время на их проведение.

Рекомендации по применению:

·  Занятия можно проводить в любое время;

·  Ежедневно, без пропусков;

·  Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

·  Требуется точное выполнение движений и приемов;

·  Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

·  Если предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс

упражнений лучше проводить перед работой;

·  Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять

от 5 – 10 до 20 – 35 минут в день;

·  Каждое упражнение выполняются по 1 – 2 минуте;

·  Упражнения можно проводить в различном порядке и сочетании;

  1. Практическая часть.

Выполнение участниками упражнений:

Упражнение «Колечко».

Поднимаем вверх ладошки обеих рук и начинаем перебирать пальцы на обеих руках, соединяя в кольцо с большим пальцем поочередно указательный, средний, безымянный и др. Выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем обеими. Ведущий меняет темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Можно использовать при этом текст стихотворения, который произносится в слух.

Упражнение "Пальчики шалят".

Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу: а) на правой руке; б) на левой руке; в) на обеих одновременно. Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя. В усложненном варианте добавляем игру "Путаница": а) просим: "Делаем то, что слышат наши ушки, а не то, что я показываю", – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним; б) даем установку: "Делаем то, что видят глазки, а не то, что слышат ушки". В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности.

Упражнение  "Веселые карандаши".

На стол выкладывается 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими одновременно. Затем по одному выкладываем карандаши на стол: а) правой рукой; б) левой рукой; в) обеими руками одновременно. При выполнении упражнения группой детей можно провести соревнование на самого быстрого и ловкого или на самого аккуратного – и другие упражнения.


Зеркальное рисование.

На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, участникам предлагается  рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.

Упражнения с кистями рук (презентация прилагается).

Позы делаются с усложнением: отдельно одной рукой одна поза, затем этой рукой делается по очереди со сменой несколько поз, затем двумя руками- одинаковые позы, затем разные позы каждой рукой. Варианты поз могут быть самыми разными. Затем позы выполняются двумя руками стоя, в движении. Затем можно подключить ещё стихи. Таким образом, в идеале в итоге получается: показ поз двумя руками+ движения телом, ногами+ чтение стихотворения. Такая позитивная нагрузка на самые различные зоны головного мозга обоих полушарий развивает у них способность взаимодействовать.

Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Упражнение «Визуализация»: нарисуй своё имя, напиши его, расскажи- какое оно на ощупь, на вкус…

Упражнение «Отгадай». Один участник придумывает и изображает руками животное, второй- отгадывает его.

Упражнение «Рисунки на спине». Участники рисуют по очереди на спинах друг друга формы, цифры, буквы и отгадывают их.

Упражнение «Рисунки в воздухе». В воздухе воображаем и рисуем глазами и языком восьмёрки, круги, квадраты…

Упражнение «Пейзаж». Двумя руками одновременно рисуем на листе бумаги с усложнением: сначала одинаковые элементы, затем разные. При этом они сначала похожи, затем сильно отличаются друг от друга. При этом нельзя останавливать руки попеременно, рисуют обе руки без остановки. Затем рисуем закрытыми глазами.

Упражнение «Общий рисунок». Участники рисуют на одном листе на единую тему двумя руками.

При выполнении упражнений постепенно ускоряется темп работы, работать можно с открытыми глазами и с закрытыми глазами.

  1. Рефлексия встречи. Обмен опытом.

По своей природе мозг наш ленив, работает с минимальным количеством энергии. Когда мы делаем что-то новое, мозг начинает активно искать решение. Поэтому очень полезно делать каждый день что-то новое, например, пойти на работу новой дорогой…

В последние годы идет усложнение школьных программ. Так, например, программа начальной школы уплотняется за счет дополнительных предметов (английского, риторики и др.). И ребенок, по тем или иным причинам не готовый к условиям "массового" общеобразовательного класса, оказывается в незавидном положении. В процессе обучения его постоянными спутниками становятся тревожность, неуверенность в себе, страх перед плохой отметкой. Довольно часто результатом этого является формирование у ребенка так называемой "ориентации на неуспех".

Психологический анализ причин стойкой школьной неуспешности показывает, что у достаточно большого числа детей трудности связаны с недоформированностью до необходимого уровня целого ряда психофизиологических функций, лежащих в основе успешного обучения каждого ребенка. Это так называемые уровни доинтеллектуальной деятельности, к которым относятся фонематический слух, зрительный анализ, артикуляция, мелкая моторика, пространственная, временная и количественная ориентация, координация в системе "глаз – рука", слухоречевая и зрительная память, внимание, образное восприятие.

Родителям, учителям и воспитателям необходимо обратить особое внимание на необходимость своевременного формирования этих психофизиологических функций еще при подготовке детей к школе. Также очень важным является раннее выявление именно этой зоны трудностей у неуспевающих детей с целью организации и проведения коррекционных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Учитель и родитель - конструктивный диалог"

Мастер-класс был проведен на Форуме молодых специалистов. В данном материале рассказывается о том, как можно организовать первое родительское собрание в 1 классе, какие приемы знакомства с родителями ...

Выступление на семинаре по теме «Методы и приёмы по формированию коммуникативных УУД"

На данном семинаре рассматривались коммуникативные УУД, формы работы, направленные на их формирование, методические приемы технологии критического мышления и технологии модерации....

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Самообразование по теме: «Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе»

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его самор...

Активные приёмы обучения как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. Мастер-класс. (Из опыта работы учителей начальной школы МБОУ «Гимназия №6» Соловьевой М.П. и Бикбаевой С.И.)

      Вспомним свои школьные годы, как   нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, нас огорчала необходимость читать скучные учебники, решать задачи и...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....