Выступление на семинаре по теме «Методы и приёмы по формированию коммуникативных УУД"
учебно-методический материал по теме

На данном семинаре рассматривались коммуникативные УУД, формы работы, направленные на их формирование, методические приемы технологии критического мышления и технологии модерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_dlya_seminara.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема семинара.

  1. Под самостоятельной учебной работой 

обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

  1. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой — форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, заранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

  1. Цели самостоятельной работы.

Самостоятельная работа учащихся проводится с целью:

  1. систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений школьников;
  2. формирование умений использовать справочную и специальную литературу;
  3. развитие познавательных способностей и активности школьников: творческой инициативы, , ответственности и организованности;
  4. формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию;
  5. развития исследовательских умений.

5.Функции самостоятельной работы

  1. выработка способности работать самостоятельно;
  2. развитие познавательной активности;
  3. стимулирование творческого мышления;
  4. повышение культуры умственного труда, интереса к работе;
  5. осмысление приобретенных знаний ("что сделано самим, лучше запоминается");
  6. формирование умения планировать время;
  7. выработка ответственности и инициативы.

6.Признаки самостоятельной работы

  1. наличие задачи, проблемного вопроса, особого времени на решение;
  2. проявление умственной нагрузки;
  3. проявление самостоятельности, сознательности, активности.

7.Уровни самостоятельной деятельности школьников

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

  1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

  1. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

  1. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

  1. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.

8.Типы самостоятельных работ

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

  1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика.

  1. Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

  1. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

  1. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

        Каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ. Наиболее распространённые и эффективные распечатаны для вас. Большая часть этих видов самостоятельных работ может быть составлена для различных уровней самостоятельной учебной деятельности учащихся.

9.По форме организаци 

самостоятельные работы можно разделить на

индивидуальные,

 фронтальные

 групповые. 

10. Самостоятельная работа — это такое средство обучения, которое: 

  1. в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

  1. формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объем и уровень знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

  1. вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний;

  1. является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

В данном выступлении отражены методы и приёмы организации ситуации успеха на уроке, без которых некоторым детям невозможно поверить в собственные силы....

Выступление на семинаре по теме "Формирование функциональной грамотности младших школьников»

Выступление на семинаре для учителей начальных классов  по теме "Формирование функциональной грамотности  младших школьников»...

Выступление на РМО по теме "Методы и приёмы формирования функциональной грамотности в начальной школе."

Функционально грамотная личность - это личность , свободно  ориентирующаяся в окружающем её мире, самостоятельная, инициативная, способная принимать нестандартные решения. Эменно эти качества сег...

Выступление на семинаре по теме : «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС»

Доклад по теме «Использование средств и инструментов информационно-коммуникативных технологий для активизации познавательной деятельности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС...