Использование визуальной поддержки при обучении детей с РАС
статья (2 класс)

Рахматова Анна Владимировна

Для ребёнка с РАС посещение новых общественных  мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать или направлять взрослого к выходу. Для того, чтобы уменьшить состояние тревоги и устранить нежелательное поведение у ребёнка целесообразно применять зрительную поддержку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Визуальная поддержка24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Для ребёнка с РАС посещение новых общественных  мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, закрывать уши руками, толкать или направлять взрослого к выходу. Для того, чтобы уменьшить состояние тревоги и устранить нежелательное поведение у ребёнка целесообразно применять зрительную поддержку.

Что такое «зрительная поддержка»?

Термин «зрительная поддержка» ( «визуальная поддержка») включает всё, что мы видим:

  • Язык жестов: выражение лица, движение тела, направление в сторону объекта, контакт глаз, расстояние между людьми.

  • Сигналы из окружения: расстановка мебели, печатные материалы, написанные сообщения, передвижения людей и предметов.

  • Способы организации и подачи информации: календари, еженедельники, знаки, расписания, список покупок, инструкции для пользования.

Зрительная поддержка делает нашу повседневную жизнь проще и продуктивнее. Она помогает нам организовать наше мышление и напоминает нам о том, что нужно сделать. Благодаря зрительной поддержке дети достигают намеченных целей и выполняют свои обязанности в полной мере и с меньшим стрессом.

Зрительная поддержка -  это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной форме, по с равнению с устной речью. Она помогает ученикам лучше понять, что именно происходит в их жизни,  помогает, усвоит новые навыки.

Зрительная поддержка нужна как ученикам младших классов, так и старших классов, если им нужно справиться с переменами или разобраться в сложных социальных событиях.

Виды зрительной поддержки:

Социальные истории

Карточки PECS

Таблицы отсчёта

Визуальное расписание

Что такое расписание активностей?

«…набор карточек или слов, помогающий выполнить последовательность активностей».

(McClannahan&Krantz,1999,р.3)

Расписание начального уровня, обычно включают набор фотографий- стимулов, которые представляют последовательность активностей.

Для чего нужны расписания?

Расписания помогают  справиться с нежелательным поведением

  •  Помогают делать определённые активности в определённое время
  • Делают нашу жизнь более предсказуемой и позволяют планировать будущие активности
  •  Снижают уровень стресса
  • Дают независимость
  • Помогают выбору и следованию активностям
  • Помогают социальным взаимодействиям
  • Снижают поддержку взрослого
  • Уменьшают стереотипы

Расписание помогает детям с РАС понять, что им ожидать от того или иного дня. Все виды деятельности обозначаются небольшой картинкой или фотографией и размещаются в расписании в определённой последовательности. Это хороший способ упорядочивания как домашней, так и школьной среды.

Форматы расписаний

  • Альбом с картинками или словами на каждой странице
  • Натуральные предметы
  • Список того, что необходимо сделать, содержащий картинки или слова
  • Написанные или напечатанные слова
  • Планировщики
  • Карманные компьютеры
  • Аудиозаписи расписаний

Типы расписаний

Охват активностей

  • Ежедневные
  • Уроки
  • На улице/спорт
  • Независимость
  • Игра, работа, сон, утро

Специфичные по активностям

  • Активности во время еды
  • Приготовление «перекусов»
  • Накрывать на стол
  • Готовить еду
  • Домашние рутины
  • Самообслуживание
  • Отдых

Комбинированные

  • Школьные расписания
  • Примеры комбинаций расписаний в школе
  • Ежедневники
  • Различные уроки
  • Несколько социальных взаимодействий
  • Обед
  • Игра

Расписание активностей после школы

  • Социальное взаимодействие
  • «Перекус» - расписание приготовления
  • Домашнее задание
  • Отдых, расписание отдыха

Материалы для начального расписания

  • Подставка или доска, на которой выкладывается расписание
  • Липучка
  • Защита для листов
  • Картинки или фотографии
  • Контейнеры для материалов

Подготовка окружения

  • Материалы всегда должны находиться в доступном месте( на полке или на полу в специальном месте)
  • Расписание активностей всегда располагается на одном и том же месте, на рабочей поверхности
  • Картинка с подкреплением  на линейке в конце активностей

 Выбор активностей

  • Сортировка по форме
  • Лото с картинками
  • Пазлы
  • Соответствие цветов
  • Нанизывание бус
  • Чашки-вкладыши
  • Мозаики
  • Аудиокниги
  • Рисование по точкам
  • Музыка на кассете
  • Книжка с картинками

Как выбрать подкрепление

  • Побеседуйте с родителями
  • Понаблюдайте за ребёнком
  • Определите, что ребёнку больше всего нравится
  • Проведите оценку подкреплений
  • Предлагайте ребёнку выбор из трёх предпочитаемых предметов до начала работы.

Последовательность следования расписанию

  • Выложить на линейке расписание активностей
  • Получить объект
  • Выполнить активность
  • Убрать объект на место
  • Убрать карточку с активностью в контейнер
  • Приступить к следующей активности
  • После завершения последней активности указать на карточку с подкреплением

  Зрительная поддержка определяется конкретной потребностью, она не зависит от возраста человека. По мере взросления учеников электронные носители становятся наиболее социально приемлемым способом для многих целей. В наше время для всего найдётся мобильное приложение.

Ссылки

  1. Hodgdon,L.(1995).Visual strategies for improving communication,Troy,MI:QuirkRoberts Publishing.
  2. Hodgdon,L.&Bryant,M.(2010)Practical communication tools for autism:Using visual strategies for lifelong success.Troy,MI:QuirkRoberts Publishing.
  3. Burke,Charron&Steinkamp(2011). The planner guide.Williamston,MI:The Planner Guide.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы

Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

  Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здо...

Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР

Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

«Использование песочной терапии при обучении детей с ОВЗ».

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя коррекционных классов становятся перспективным средством при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характер...

Использование визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР

Статья о том, как использовать метод визуального расписания в обучении детей с РАС и ТМНР...

Использование визуальной поддержки в работе с обучающимися с РАС и ТМНР

Визуальная поддержка – это любые наглядные предметы, которые способствуют коммуникации или предоставляют нам информацию. Очень важно понять, что визуальная поддержка может быть использована для ...