Родителям о суициде Статья
статья

Шилова Лариса Юрьевна

Данный материал подготовлен для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_suitside.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗРЯ ТЫ ДУМАЕШЬ О СМЕРТИ…» РОДИТЕЛЯМ О ПОДРОСТКОВОМ СУИЦИДЕ

По данным Следственного комитета РФ, в 2017 году произошло 692 суицида несовершеннолетних, в 2018 году больше на 14 % – 788 суицидов. В статистику входят только доказанные случаи. Суицидальные попытки, когда ребенка удалось спасти, в эту цифру не входят, часто оставаясь «личным семейным делом». Любая суицидальная статистика всегда приблизительная, но даже примерные цифры внушают серьезные опасения. Следовательно, суицидологом можешь ты не быть, а основы предупреждения суицидального поведения знать обязан. Большинство случаев относится к крупным городам. Чем больше город, тем меньше уровень вовлеченности окружающих в дела семьи, чаще подростки остаются со своими проблемами один на один, ниже альтруистическая активность. Чем меньше населенный пункт – тем лучше жители знают друг друга, ситуация вокруг ребенка как на ладони, нормы взаимовыручки выше, больше шансы получить помощь. АГРЕССИЯ,

НАПРАВЛЕННАЯ НА СЕБЯ Выделяют три формы аутоагрессии в зависимости от осознанности и целенаправленности: Суицид или суицидальные попытки – осознанные действия, целью которых является завершение жизни. Суицидальные эквиваленты – неосознанные действия без цели завершения жизни, которые могут приводить к незапланированному летальному исходу (например, непредвиденные травмы, виктимность, рискованное поведение). Самоповреждения – осознанные действия без цели завершения жизни, направленные на причинение неопасного вреда телу. В случае обнаружения суицидальной попытки, суицидальных эквивалентов или самоповреждений ребенка необходимо показать детскому психиатру, чтобы исключить проблемы со здоровьем; после этого рекомендуется курс психотерапии, чтобы скорректировать нежелательные поведенческие проявления и помочь родителям и ребенку выработать новые стратегии совладания с ситуацией.

 ПРИЧИНЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА 

Социальные факторы: частые конфликты с близкими, дистанцированность и отчужденность в контактах с родителями, суицидальное поведение в семье, проблемы в психическом здоровье, физическое или сексуальное насилие, буллинг (травля) в школе, травмы первой любви, переживание смерти близкого человека, алкоголизм, наркозависимость одного из родителей1. Профилактикой будут: близкие и доверительные отношения с родителями, здоровая психика близких и своевременные обращения за помощью к психологу или психиатру, физическая безопасность ребенка, адекватный здоровый образ жизни родителей, воспитание уверенности, критичности, коммуникативной компетентности. Опасный возраст – подростки в разных сочетаниях и с разной силой собирают в своем возрастном кризисе чувства изоляции, беспомощности, ощущение безнадежности и собственной незначимости – эмоции, способствующие суицидальной активности. Они наиболее уязвимы, поскольку их жизненные возможности быть субъектом, автором действия возросли, но механизмы психологической защиты еще слабые, формирующиеся. В подростке одновременно живут вызывающее хамство и самоуверенность с ранимостью и чувствительностью. Что бы ни вытворял ваш подросток, ему все еще очень нужна помощь и поддержка взрослого. Как в той детской истории про папу пингвина, решая вопрос «Отшлепать или обнять?», выбор лучше делать в пользу последнего. Чем более конфликтно ведет себя подросток, тем больше он нуждается в «теплом» взрослом. Даже демонстративная попытка суицида, из желания напугать родителей, случайно может закончиться летальным исходом. Ко всем проявлениям суицидальной активности подростка (высказывания, угрозы, действия) следует относиться максимально серьезно. «Эффект Вертера» – подражательные самоубийства. Суицидальный поступок воспринимается подростками как эффектный, драматический признак смелости. Способствуют такому видению суицида судьбы известных актеров, музыкантов, широкое освещение в интернете случаев подросткового суицида. Обратите внимание на сферу увлечений подростка и оцените благополучие представленных там персонажей. Не нужно пугаться интереса старших подростков к теме смерти – он соответствует возрастным особенностям. В юности свойственно переосознавать жизнь с точки зрения ее конечности и распределения имеющегося жизненного времени. Насторожить должна чрезмерная поглощенность ребенка личностью, закончившей жизнь преждевременно и по собственной инициативе (К. Кобейн, Ч. Беннингтон и др.).

ПРИЗНАКИ ПОВЫШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА

Частые жалобы, капризы, сосредоточенность на своих страданиях, слезы; злобная депрессивность, раздражительность; ненависть к благополучию других людей; снижение двигательной активности, отказ от деятельности (все время лежит); необоснованно рискованные поступки; отсутствие позитивных планов на будущее, пессимизм, самообвинения; оценка прошлого в негативном ключе, выискивание старых обид; безразличие к себе и окружающим, прекращение заботы о внешности; физические симптомы: стесненное дыхание, головная боль, проблемы со сном, чувство физической тяжести, нарушение менструального цикла; раздаривание собственных любимых вещей или преподнесение «прощальных» подарков окружающим; сообщения о суицидальных намерениях в шутку или в форме обещаний; рассуждения о том, что жизнь зависит от конкретного человека или его отношения («Жить без нее не могу», особенно в период первой влюбленности); поиск информации о способах суицида2. Если вы наблюдаете у ребенка перечисленные выше проявления – возможно, нужно понаблюдать за ребенком более пристально и в случае необходимости обратиться к специалисту.

АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Уровень суицидального риска будет значительно ниже, если в жизни подростка присутствуют: эмоциональная привязанность (родные, друзья, любимые педагоги, домашние животные); родственные связи и обязанности (помощь старшим, забота о младших); чувство долга, чести (представления об ответственности, сферы, в которых подросток берет на себя ответственность в школе и дома); ценность жизни как таковой (как дара свыше, как возможности сделать что-то полезное); наличие планов на будущее и цели жизни (прогнозирование, умение ставить ближние и долгосрочные цели); здоровый образ жизни (культура заботы о физическом «Я»); умение видеть возможности, воспринимать жизнь позитивно (умение принимать трудности как посильное испытание, как возможность научиться чему-то новому); вера, духовность (принадлежность религии). Список антисуицидальных факторов можно использовать как тест: представьте вашего подростка и оцените, насколько свойственны ему эти качества по пятибалльной шкале. Если у вас получилось большинство 4 и 5 – отлично. Если нет – вы видите по цифрам от 1 до 3, в каких направлениях имеет смысл поработать. Создавая близкие, доверительные отношения с подростком, родители мягко отслеживают эмоциональное состояние ребенка, присутствующие в его жизни стрессовые факторы, переживания, смену интересов. Внимательное отношение к ребенку, налаженное взаимопонимание, укрепление внутренних ресурсов личности подростка (уверенности, самоуважения, критичности мышления) является основной профилактикой суицидального риска.

Источники: 

Любов Е. Б. Клинико-социальное бремя близких жертвы суицида: если бы… // Суицидология. 2017. Т. 8. № 4 (29). С. 56–76. Сакович Н. А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. М. : Генезис, 201

Источник: https://www.psyh.ru/roditelyam-o-podrostkovom-suitside/
© Наша Психология


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Памятка для родителей"Внимание, суицид!"

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СУИЦИДА ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ПОДРОСТКА ОТ СУИЦИДА?...

Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»

Статья содержит рекомендации по формированию правильной грамотной речи у детей...

Родителю: помогаем ребенку стать успешным

Пропуск букв, их перестановка при письме, зеркальное написание -   ошибки, указывающие на трудности в освоении правописания. Существуют простые методы, используя которые, родители помогут ре...

Что должны знать родители о суициде? (Памятка)

В данном материале несколько профилактических памяток, к которым должны придерживаться дети и взрослые.......

Родительский всеобуч «Могут ли родители помочь ребенку стать грамотным?»

Ознакомить родителей с особенностями форми­рования грамотности младших школьников;  актуализировать для родителей проблему гра­мотной речи в воспитании детей; ознакомить родител...