Родительское собрание "Развитие у ребёнка мелкой моторики рук"
консультация

Сухарникова Наталья Александровна

В материале даны советы родителям, как избежать трудностей при подготовке руки к письму и игры, которые окажут  необходимую поддержку вашим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему

«Развитие у ребенка мелкой моторики рук»

Цели:

Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию

 мелкой моторики рук.

Оборудование:

Плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант);

 Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

Ход встречи:

1. Организационная часть

Воспитатель. На занятии с детьми я предложила им отгадать загадку:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять да пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы)

Наши ребята сразу догадались, о чем идет речь. Речь шла о пальцах. Поэтому я предлагаю сегодня поговорить о  развитии мелкой моторики рук у ребенка. Так как от развития мелкой моторики очень сильно зависит письмо школьников.

«Значение работы по развитию мелкой моторики рук у  ребенка»

Уважаемые родители все ваши дети будут обязательно школьниками и будут учиться писать. Почему так важно подготовить руку ребенка к письму? Потому, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка. Обычно ребенок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические процессы как память и внимание, связная речь. Однако педагоги начальной школы отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности при овладении

навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка руки  к письму, а не обучение ему. Поэтому мы с вами должны помочь нашим детям развивать мелкую моторику рук.

Если вы, наблюдая за ребёнком, видите, как он  активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании,  вас это должно насторожить. В таком случае дошкольник заменяет умение менять  направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа,  лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Если ребенок рисует слишком  маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти  при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать  одним движением окружность диаметром примерно 3-4см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или рисовать ее он будет в несколько приемов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.

Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем

самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые

упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»),

не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания

(застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной составляющей подготовки

к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том,

что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения

пальцев рук  расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и

активизируя  соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и

соседние зоны, отвечающие за речь ребёнка. Один из выдающихся педагогов

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».

Развивать тонкую моторику руки можно не только в дошкольном учреждении, но в домашних условиях, поэтому сейчас я коротко расскажу  о играх, которые вы  можете применять и дома:

Работа с красками – штриховка  (для развития рук полезно обводить любые вкладыши, не менее полезно их заштриховывать). Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от белого, еле заметного  до яркого, темного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях, ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Есть готовые игры, которые продаются в магазине. Не смотря на то, что эти игры оформлены всегда красочно, детям они быстро надоедают. Поэтому лучше всего, если у вас дома есть кукла, у которой на одежде есть  пуговицы, клёпки и шнурки. Дети с большим удовольствием будут переодевать куклу, шнуровать ей обувь.

Игры с конструктором, мозаикой. Эти игры направлены не только на развитие мелкой моторики, но и на развитие логического мышления, внимания и воображения.

Лепка из глины и пластилина. Самое важное, при работе с пластилином

его подготовить. Ребёнку даём кусочек пластилина и просим его разминать с помощью пальчиков. Лучше всего использовать советский пластилин, так как он твёрдый и для того чтобы его размять требуется больше усилий. Работая с пластилином, ребёнок обязательно должен учиться лепить не только крупные детали, но мелкие. Очень хорошо «размазывать» пластилин, создавая  какаю - либо картинку.

Нанизывание бус, бисера. Нанизывать можно все

что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.д. можно

составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев

деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.

Сматывание цветных ниток в клубочек или наматывание  нитки,  на какой – либо предмет.

Работа с бумагой и ножницами.

Пальчиковые игры — важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить мелкую

мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

Очень нравятся детям игры с прищепками. Нужно вырезать из картона различные формы: круг – солнышко, треугольник – елочка, полукруг – елочка. Пусть ребенок сам попробует придумать какую–нибудь  фигуру. Можно предложить игры со спичками. Выкладывание узоров по памяти, по образцу. Примеры игр для развития тактильной чувствительности пальцев рук:

· Угадывание фигур, цифр или букв, "написанных" ладонях рук.

· Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.

· Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.

· Перекатывание карандаша между пальцами.

Задания, которые могут развивать моторику руки:

1. игры с нитками;

2. уход за срезанными и живыми цветами;

3. чистка металла;

4. переливание воды. Это мытье посуды, стирка белья, переливание воды из одного стакана в другой. Эти занятия не только развивают моторику, а также успокаивают детей.

5. собирание разрезных картинок;

6. разбор круп;

7. рисование карандашами или красками.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель. На информационный стенд мы поместили калейдоскоп интересных  игровых упражнений для развития мелкой моторики рук. Некоторые из них воспитанники уже выполняли на занятиях в группе, и сейчас мы сможем посмотреть самые лучшие варианты.

А теперь позвольте спросить:

Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече?

Какие выводы вы для себя сделали?

Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

К сожалению, о проблемах ребенка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать.

(вручаю каждому участнику памятку «Развитие у ребенка мелкой моторики рук»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики руки у ребёнка.

Чем больше развивать пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить....

Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...

Развитие мелкой моторики – залог успешного развития речи ребёнка

Источник знаний находится на кончиках пальцев» – так говорил В. Сухомлинский и мы с вами точно знаем, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малыша.Одним из способо...

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка дома.

Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребёнка дома....

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

Подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствуют не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физ...

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребёнка»

laquo;Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики  ребёнка»...