Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс
консультация

Карпович Татьяна Анатольевна

Материал для родителей по формированию навыков устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

1. Примерные задания для развития звукового анализа:

1) придумать слова с 3, 4, 5 звуками;

2) отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;

3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.

4) подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);

5) составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;

6) добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);

7) преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп и т.д.;

8) составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);

9) от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;

10) Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

1) придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;

2) придумать предложение с определенным количеством слов;

3) увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);

4) определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);

5) поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

1) повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;

2) определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;

3) разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

1) развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);

2) классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;

3) отгадывание загадок;

4) придумывать слова - «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;

5) объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

1) назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.

2) Где что храниться? (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);

3) назвать детенышей животных;

4) назвать профессии, например: «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи  серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

1) пересказ небольших текстов;

2) рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;

3) составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;

4) составить рассказ по сюжетной картинке;

5) составить рассказ по серии сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс

Развитие устной речи "Головные уборы" 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью...

программа по курсу устная речь 8 вид 4 класс

Программа составлена на основе авторской программы Бгажноковой на 2014-2015 учебный год, содержит календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 3 класса с ОВЗ

Предполагаемые  результаты обучения  (для учителя).·        Выполнять элементарные задания по словесной инструкции;·...

Рабочая программа по предмету "Устная речь" для обучающихся 2 класса с ОВЗ

Введение в программу раздела «Устная речь» обусловлено несовершенством речевой практики дошкольников с нарушением интеллекта, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудн...

«Коррекция устной речи обучающихся 2-х классов, с общим недоразвитием речи III уровня»

Программа, наряду с общеобразовательными задачами, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся, которая осуществляется разными...