Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников
статья

 

 

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители и учителя своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_sis_ml.shkolnikov.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, но не в форме скучных наставлений и принуждения, а в виде тактичной поддержки. Родители и учителя своим образом жизни, поведением, отношением к труду, к окружающим способствуют формированию у детей правильных целей самовоспитания и самообразования.

Умение осознать значение учебы для будущей жизни и деятельности ощутимо сказывается на отношении школьника к обучению и самообразованию. Самосовершенствование школьника, таким образом, приобретает общественное значение.

Какие же средства самовоспитания и самообразования могут положительно влиять на духовный мир и умственную работоспособность учащихся? Их много. Школьник должен научиться не только ставить перед собой цели (например, экономить время, доводить до конца начатое дело), но и проявлять силу воли, настойчивость в преодолении познавательных и других трудностей. Воспитание в себе целеустремленности неотделимо от воспитания трудолюбия, требовательности к себе, внутренней собранности и дисциплины.

Составной частью самовоспитания является самообразование — умение самостоятельно работать в соответствии с личными интересами и запросами. Не секрет, что одни школьники ограничиваются только программным материалом, а другие стремятся получить обширную дополнительную информацию, проявляя при этом инициативу и глубокую заинтересованность.

Итак, на пути дальнейшей разработки теории развития личности, развивающего обучения выстроились пять проблем.

По словам А. А. Ухтомского, самые важные для человека и общества доминанты поведения, которые следует воспитывать, — это доминанта постоянного нравственного совершенствования и доминанта творчества, искания истины.

Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантными в психическом развитии, необходимы три группы условий:

  1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития.
  2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности, наличие определенного опыта успеха и достижений
  3. Адекватные целям стиль и методы внешних воздействий: условий обучения и воспитания и уклада жизнедеятельности.

Выполнение этих условий составляет организационную основу новой технологии. Доминанта самосовершенствования личности становится в педагогическом процессе целью и средством, включая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.

Самосовершенствование личности — процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества.

В технологии саморазвития личности ставится многообещающая цель — создать и поддерживать у учащихся доминанту на самосовершенствование, на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя. Создание у учащихся доминантной этой мотивации поможет в решении многих сегодняшних проблем образования, в частности, главной проблемы — в создании мотивации учения без внешнего принуждения.

Технология саморазвития личности включает в себя все сущностные особенности развивающих технологий, но имеет принципиально новое качество, заключающееся в том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

  1. в самоутверждении (через самоуправление, свободу выбора занятия по интересам);
  2. в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление и реализация своих способностей и сил в положительной деятельности);
  3. в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  4. в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

На удовлетворение этих потребностей направлена вся учебно-воспитательная работа школы, включая клубную сферу, социум, все его воспитательные институты.

Учебно-воспитательный процесс, дающий удовлетворение всех интересов и потребностей ребенка, повышает уровень общей мотивации к школе, к школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к учебным предметам. Введение человековедческого психолого-педагогического курса значительно расширяет арсенал инструментальных средств, используемых педагогами для индивидуализации процесса обучения и решения проблем мотивации.

Создание положительной Я-концепции заключается в применении личностно ориентированной педагогики, личностного и индивидуального подходов к ребенку, построение системы сотрудничества педагогов и взрослых. Ребенок должен учиться победно, быть результативным и поощряемым во внеурочной среде.

Итак, в технологии саморазвития провозглашается новая и приоритетная цель — формирование самосовершенствующейся личности.

Литература

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.
  2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2009.
  3. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания – М.: Академия, 2000.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 2008.
  6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика: Уч. для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям. - 2-е изд., перераб. и доп.; Под ред. С.Я. Батышева. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2009. - 904с.
  7. Болотов, В.А. «Начальное профессиональное образование: проблемы и перспективы развития» Профессиональное образование №9 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педагогов, н...

Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе

В представленной статье описывается построение модели управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт...

"Проектная деятельность как условие самосовершенствования младших школьников"

Творческий проект как форма реализации деятельностного подхода  в обучении и воспитании младших школьников....

Инновационный проект по теме "Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"

Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младши...

Управление самообразованием и самосовершенствованием младших школьников

Школьный возраст — это пора, когда начинается процесс самовоспитания и самосовершенствования, подготовки к будущей самостоятельной жизни. В этом важном деле обязательна помощь родителей и педаго...

Компетенция личностного самосовершенствования младших школьников

Выступление на педагогическом совете школы 2018...