Инновационный проект по теме "Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников"
проект на тему

Чуфенева Анастасия Юрьевна

Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_chufenyova_a.yu_.rar1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

659335, ул. Мухачева 228/1, г. Бийск, Алтайский край

Директор школы Викарчук Ольга Николаевна

тел. +7 (3854) 33-03-09

Электронная почта: bschool1@mail.ru

Официальный сайт: http://bschool1.edu22.info

Руководитель и тьютор проекта: Чуфенёва Анастасия Юрьевна

Тема инновационного проекта: «Управление учебно-исследовательской деятельностью младших школьников»

Цели и задачи проекта

Цель проекта: выявление и апробирование совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность осуществления процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

Задачи проекта:

- выявить специфику учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО;

- сконструировать модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников и внедрить в образовательный процесс начальной школы технологию ее реализации;

-  выявить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса управления учебно-исследовательской деятельностью обучающихся;

- разработать методические рекомендации по внедрению и реализации технологии управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников.

Сроки реализации проекта

Реализация инновационного проекта предполагает весь период обучения в начальной школе. Первоначальная апробация предлагаемой технологии  осуществлялась в течение 4 лет с 2009 по 2013 гг. В настоящее время деятельность в рамках проекта продолжается.

Сущность и практическая значимость опыта

Эффективность управления педагогом учебно-исследовательской деятельностью младших школьников обусловлена необходимостью выявлению специфики учебно-исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.

На теоретическом уровне:

- в структурировании содержания учебного материала в соответствии с этапами осуществления учебно-исследовательской деятельности;

- во взаимосвязи предметных знаний со способами их получения;

- в усвоении обучающимися совокупности теоретических понятий в учебном исследовании;

- ориентации на самостоятельность младших школьников в организации учебно-исследовательской деятельности.

В связи с этим, в практической деятельности организация с младшими школьниками учебно-исследовательской деятельности предполагает:

- тщательную и детальную проработку этапов учебного исследования;

- усвоение элементов методологии познания (обогащение научного словаря;

- овладение способами учебного исследования);

- погружение в учебно-исследовательское пространство;

- интерактивное сотрудничество между обучающимися, педагогом, родителями.

Сконструированная с учётом современных тенденций обучения модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников отражает взаимодействие между управляющей и управляемой системами, основанного на интерактивном сотрудничестве между субъектами образовательной деятельности и переход обучающихся из позиции «исполнителя» в позицию «соорганизатора» и «организатора» учебно-исследовательской деятельности.

Эффективность управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников обусловлена реализацией технологии управления, выстраиваемой на основе сочетания идей рефлексивного и педагогического управления, методов и механизмов управления (мотивационные механизмы, механизмы рефлексивной деятельности, механизмы стимулирования за индивидуальные и коллективные результаты) и ориентированная на поэтапное делегирование младшим школьникам полномочий в осуществлении рассматриваемой деятельности.

 Для успешного функционирования и развития процесса управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников выделена совокупность оптимальных организационно-педагогических условий:

- побуждение младших школьников к процессу познания на основе сохранения и развития исследовательского отношения к миру и самому себе;

- наличие единого учебно-исследовательского пространства (урочная деятельность, домашняя работа, внеурочная деятельность) для свободного выбора младшими школьниками путей и способов осуществления учебно-исследовательской деятельности;

- организация интерактивного сотрудничества посредством совместного погружения субъектов образовательного процесса (младших школьников, педагога, родителей) в проблемное поле решаемых учебно-исследовательских задач.

Практическая значимость инновационного опыта обусловлена тем, что спрос на инновационный продукт обеспечивается повышенным вниманием образовательных учреждений к целенаправленному и комплексному формированию у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и универсальных способов действий.

Результаты внедрения инновационного опыта:

- повышение качества обученности обучающихся.

- рефлексивное восприятие материала, перевод знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

- формирование коллективной и самостоятельной учебной деятельности младших школьников, диалоговых форм взаимодействия.

- высокий уровень сформированности предметных и метапредметных компетенций.

- увеличение количества победителей и призеров предметных и метапредметных конкурсов, олимпиад, исследовательских и проектных мероприятиях разного уровня.

Продукты, отражающие инновационный опыт и позволяющие обеспечить его распространение:

1. Чуфенёва А.Ю. Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир». – Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина», 2016. – 45 с.

2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Технология управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников: методические рекомендации. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2015. – 88с.

3. Чуфенёва А.Ю. Я провожу исследование: рабочая тетрадь. – Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина», 2016. – 36 с.

Разработанный продукт может быть использован в любой образовательной организации независимо от ее типа и вида, на всей территории Российской Федерации. Данные материалы адресованы всем участникам образовательного процесса: руководителям, педагогам, учащимся и родителям.

Апробация технологии управления учебно-исследовательской деятельностью и надпредметного курса проводилась в образовательных учреждениях г. Бийска. Опыт по данному направлению был представлен на международных, всероссийских, муниципальных педагогических конкурсах, методических и научно – практических конференциях, семинарах, а также опубликован в научно – методических и педагогических изданиях:

1. Чуфенёва А.Ю. Программа надпредметного курса «Я – исследователь, я познаю мир» // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 2.

2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Модель управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2014. – № 6.

2. Мокрецова Л.А., Чуфенёва А.Ю. Технологический аспект управления учебно-исследовательской деятельностью младших школьников // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (часть 11).

3. Чуфенёва, А.Ю. Учебно-исследовательская деятельность школьников как необходимое условие повышения качества образовательного процесса  // Развитие личности в образовательном пространстве: Труды 11-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 75-летию со дня рождения К. Г. Колтакова. – В 2 ч. – Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. – Ч 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...

Доклад на ШМО "Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников".

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

«Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников».

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его ...

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников.

Использование инновационных технологий, как средство активизации учебной деятельности младших школьников....

" Инновационные формы как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

В статье приводятся примеры эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста....

Использование инновационных технологий как средство активизации учебной деятельности младших школьников

В условиях модернизации Российского образования изменяются стратегия и тактика, техника и логика реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного процесса в школе, обновления его содерж...