Подготовка детей 6-7 лет к усвоению грамоты
консультация

Боркова Ирина Вячеславовна

Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_detey_6-7_let_k_usvoeniyu_gramoty.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка детей 6-7 лет к усвоению грамоты

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению грамоте, т. е. имели бы развитый фонематический (речевой) слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели держать карандаш и различать строчки в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко и свободно овладеют в школе процессом чтения и письма.

Ребенок начинает практически пользоваться родным языком с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С началом обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, он должен усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

       Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, по уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.

Под развитием речи понимается работа над произношением, словом, предложением и связной речью. 

В настоящее время обучение грамоте в школах осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. В основе его лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ); наряду с разложением предложений на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).

К. Д. Ушинский так определяет задачи занятий по звуковому методу обучения грамоте: 1) приучать глаз и руку ребенка к письму элементов букв, слух — к нахождению отдельных звуков в слове, язык — к отчетливому произношению звуков; 2) приучать детей к тому, чтобы их внимание останавливалось на словах и звуках, чтобы они умели различать и складывать слова; 3) вместе с тем упражнять все способности ребенка, возбуждать его самодеятельность.

Разработанный К. Д. Ушинским метод известен под названием метода «письма — чтения»: письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению; чтение осуществлялось прежде всего синтетическим путем, т. е. путем соединения звуков в целые слова, и следовало за письмом.

Изучение звуков и букв К. Д. Ушинский строил не в алфавитном порядке: сначала ребенок изучал гласные, потом знакомился с согласными на основе выделения их из слова, в котором все звуки, кроме одного, были ему знакомы.

Ознакомившись с первыми звуками и буквами, ученики писали слова и даже предложения, состоящие из этих букв, например: осы, усы, у осы усы. Смысл написанных слов детям был ясен, и они их свободно прочитывали. Через 10—15 уроков вводился печатный шрифт, и дальше обучение грамоте велось с использованием двух шрифтов — печатного и письменного.

К. Д. Ушинский показал, что в обучении грамоте письмо и чтение органически взаимосвязаны, дополняют друг друга и сообща помогают детям овладевать грамотой.

К. Д. Ушинский показал, что в процесс обучения грамоте необходимо включить анализ живой речи детей. Он разработал конкретные методические приемы, позволявшие детям выполнять звуковые аналитико-синтетические упражнения.

Всю работу по обучению письму и чтению пронизывают два процесса: звуковой анализ, т. е. разложение слов на слоги и звуки, и синтез, т. е. соединение звуков в слоги, слогов в слова, составление слов из букв разрезной азбуки. Ребенок должен усвоить звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Чтение и письмо идут паралелльно и одновременно; при обучении письму используются те же приемы анализа и синтеза, что и при обучении чтению.

Приведем примерное построение урока чтения в букварный период, где ясно видно сочетание анализа и синтеза.

Анализ

1. Выделение из речи предложения.

2. Деление предложения на слова и выделение «исходного» слова.

3. Деление слова («исходного») с изучаемым звуком на слоги.

4. Выделение и изучение нового звука.

5. Знакомство с печатной буквой.

Синтез

6. Составление слогов и слов из букв разрезной азбуки.

7. Чтение составленных слов.

8. Чтение новых слов по букварю.

9. Чтение предложений по букварю.

Конечно, анализ и синтез здесь не выступают в чистом виде. В каждом приеме, который относится к анализу, присутствует элемент синтеза и наоборот. Поэтому деление это довольно условно. Однако в каждом случае анализ или синтез преобладает.

Считая, что «чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения», а звуковые формы слова — «это определенная организация звуков в их временной последовательности». Д. Б. Эльконин наметил систему специальных занятий, которые обеспечивали бы детям возможность производить практические предметно-материальные действия звукового анализа слов и одновременно позволяли установить, основные отношения, характеризующие звуковую форму слова.

Практически это осуществляется так. На начальном этапе обучения детям даются картинки с изображением каких-либо предметов, названия которых нужно проанализировать. Причем анализ этот должен производиться без участия букв, так как они могут направить действия ребенка не на выяснение строения слова, а на «символизацию звуков буквами».

Под каждой картинкой помещается графическая схема состава слова — название, которое должно быть проанализировано. Эта схема состоит из клеток по числу звуков.

Одновременно дети получают несколько картонных квадратиков синего, зеленого и красного цвета.

Анализ слова производится следующим образом. Ученик произносит вслух слово — название изображенного на картинке предмета; затем последовательно называет звуки, входящие в состав слова, определяя при этом, какой из звуков гласный, а какой — согласный. Соответственно заполняются квадратиками клеточки схемы: красными обозначаются гласные, синими — согласные.

Практически это осуществляется так. Например, детям дается картинка с изображением мака. Дети произносят название предмета — «мак». Затем анализируют: «М-м-м-а-к», — они тянут первый звук, стремясь установить, какой он — гласный или согласный. Определив качество звука, накрывают первую клетку схемы слова, помещенной под картинкой, синим квадратиком. «М-а-а-а-к»,— продолжают далее ученики устанавливать качество второго звука. Сделав это, они закрывают вторую клетку красным квадратиком. «Мак-к-к»,— завершают анализ дети и покрывают последнюю клеточку синим квадратиком. Все это служит подготовкой к новой ступени в обучении детей грамоте.

Следующая ступень состоит в знакомстве с гласными буквами. Дети анализируют звуковую форму слова, «овеществляя» свой анализ квадратиками, только вместо красных квадратиков на этот раз подставляются гласные буквы — сначала а, потом я и т. д. Новая ступень — знакомство с согласными буквами — осуществляется последовательной заменой синих и зеленых квадратиков нужными буквами. Еще одна ступень — «словоизменение» — состоит в том, что дети с помощью индивидуальных небольших абаков (планки с тремя-четырьмя окошечками и движущимися лентами в каждом из них) отрабатывают механизм ориентации на гласную и овладевают слоговым чтением.

В первом и третьем окошках — ленты с изученными согласными буквами, во втором и четвертом — с гласными буквами. Например, в первом окошке фиксируется буква м, в третьем — к. Во втором окошке абака протягивается лента (картонная полоска), дети в зависимости от появляющейся в окошке буквы называют слова. «Мак,— говорят они,— это цветок». «Мяк — такого слова нет»,— произносят они, увидев в окоаке букву я. «Мок — это слово; мок под дождем».

Параллельно со всеми этими видами работ ученики выполняют упражнения в чтении слов, предложений, а затем и текстов.

Данные современной лингвистики показывают, что наиболее целесообразным для полнейшей реализации принципа частотности является такая последовательность изучения звуков и букв: о, а, и, н, с, т, к, р, л, в, е, п, у, м, ы, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, щ, ь (разделительный), ф, ъ.

Сначала в букварь вводятся самые употребительные в русском языке буквы (звуки), затем идут менее употребительные и наконец группа малоупотребительных;

2) на выступлении слога как основной единицы чтения. В рамках некоторых слогов выделяется вспомогательная единица чтения — согласный за пределами сочетания согласный-гласный (с + г: ма, ни, шу и др.) или гласного, равного слогу (астра, окна) , т. е. читается так: руч-ка, стол, ас-тра, ок-на;

3) на установке на максимальное развитие мышления и речи учеников;

4) на уравнивании возможностей в выполнении учебных заданий детьми разной степени дошкольной подготовки в ходе обучения их грамоте;

5) на идейно-тематической целостности букваря при всей его многоплановости;

6) на связи с традицией и опорой на достижения отечественной методики.

Чтение — это речевая деятельность, связанная с выявлением и осознанием смысловой информации на основе воссоздания звуковой формы слова по определенным правилам, диктуемым своеобразием графики данного языка. «Своеобразной особенностью русской графики является слоговой принцип обозначения звуков. Он состоит в том, что в качестве единицы чтения и письма выступает слог: сочетание согласной и гласной букв представляет цельный графический элемент; например, чтобы прочесть твердое или мягкое в словах вал, вял, необходимо обращать внимание на следующую за в гласную букву а или я (ва — вя)».

Именно этот принцип и должен быть практически усвоен ребенком, обучающимся чтению.

При чтении первых же букварных слов внимание детей обращают на ударение, которое организует нормальный звуковой образ слова и открывает возможность раннего практического знакомства учащихся с безударными гласными, с расхождением написания и произношения. Важно также отметить, что овладение алгоритмом чтения опирается на четкое разграничение гласных и согласных, сведения о которых приобретают в глазах детей реальную практическую значимость.

Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте опирается на учение о фонемах. Фонемы — это основные звуки речи, с помощью которых происходит различение слов (дом — дым, сон — сор, рука — река) и их форм (рука, руке, руки).

В русском языке 42 основных звука — фонемы. Каждая из них — это опорный звук нашей речи. Для обозначения на письме 42 фонем русского языка имеются 33 буквы. Из них 20 согласных букв, хотя согласных звуков гораздо больше. Гласных букв в русском алфавите 10, а звуков только 6.

Наше письмо передает лишь основные, сильные фонемы и на передает слабых фонем (вариантов фонем). Безударные гласные (гроза, столбы) и звонкие согласные, произносящиеся в конце или в середине слова как глухие (столб, травка), являются вариантами фонем, однако обозначаются они теми же буквами, что и основные звуки речи. Особых букв для обозначения мягких согласных фонем в русском алфавите нет. Мягкость согласных обозначается гласными буквами и, я, ю, е, ё, а также буквой ь, которые следуют за согласными. В этом случае (в положении после мягкой согласной фонемы) буквы е, ю, я, ё обозначают основные гласные звуки э, у, а, о. Поэтому иногда получается расхождение между чтением и письмом, несоответствие буквы звуку.

В соответствии с вариантом звукового метода, который нашел воплощение в действующем в школе более двух десятилетий букваре, а также азбуке семейного обучения, детям сначала дают слова, в которых каждая буква соответствует определенному звуку — фонеме. Порядок расположения звуков, изучаемых при обучении грамоте, определяется степенью трудности их изолированного произношения. Так, сначала даются сонорные согласные, л, м, н, р, так как каждый из этих звуков можно произносить длительно, без всякого искажения. Смычные же к, п, г, б, д, не допускающие длительного произношения, изучаются позже.

Мягкие согласные также изучают в более поздний период, так как усвоение их представляет трудности.

При обучении грамоте соблюдается строгая последовательность в чтении слогов. Усвоение детьми приемов чтения открытого двухбуквенного слога типа ма, ша, му, является, по выражению К. Д. Ушинского, «ключом к овладению грамотой». Одновременно дети овладевают чтением двухбуквенных обратных слогов типа ум, ом. Следующей ступенью по степени возрастания трудности является чтение трехбуквенных закрытых слогов типа шар, пар, нос. Если ребенок овладел чтением прямого открытого слога, он легко преодолевает и эту трудность.

Сначала дети читают трехбуквенные слоги со стечением согласных в начале слога (два, три), потом переходят к чтению четырехбуквенных слогов со стечением согласных как в начале, так и в конце слога (танк, стол) и наконец читают пятибуквенные слоги (вдруг, столб и т. д.).

При составлении букваря обязательно учитываются трудности в чтении слов. К чтению трудных слов дети подводятся постепенно. Сам процесс чтения начинающего обучаться грамоте ребенка качественно отличается от чтения уже умеющего читать. Последний подавляющее большинство слов воспринимает как знакомые графические образы, узнает слова по некоторым опорным буквам. Он обладает «полем чтения» или «полем зрения». При движении глаз по строке он делает несколько пауз, причем число их увеличивается в зависимости от трудности текста: чем труднее текст, тем меньше «поле чтения».

У начинающих обучаться грамоте «поле чтения» ограничено одной буквой. Он должен вглядеться в каждую букву слова и вспомнить соответствующий ей звук. Поэтому с самого начала обучения много сил тратится на то, чтобы выработать у ребенка на изученных буквах «поле чтения», равное слогу. Слог должен стать для детей основной единицей чтения. Дети узнают, что слог — часть слова. Практическим путем учитель подводит к пониманию слогообразующей роли гласной (в этом ее главное отличие от согласной) — гласная образует слог, а согласные звуки (буквы) могут в слоге быть, а могут и не быть. Чем раньше дети поймут слогообразующую роль гласного звука (гласной буквы), тем легче будет им делить слова на слоги, а значит, и читать, а в дальнейшем у них будет меньше пропусков гласных при письме.

На начальной ступени обучения чтению понимание значения слова отделено от его зрительного восприятия. Ребенок, зрительно восприняв слово, произносит его и как бы повторно воспринимает на слух. Только после этого он осознает значение слова, если оно прочитано правильно и знакомо ему. Поэтому начинающий читать часто делает неправильное ударение в словах. Ему трудно объединить отдельные слоги в целое слово. Этому мешает медленный темп чтения. Ребенок часто забывает прочитанные слоги и снова возвращается к ним. Поэтому на первых порах для чтения даются знакомые детям двухсложные слова, в этом случае ребенку легче связать части слова в целое. Тем самым вырабатывается навык сознательности чтения.

Подготовка детей к школе в настоящее время включает работу, направленную на повышение языковой культуры детей.

Хотя в настоящее время в детском саду детей не обучают читать, будет хорошо, если они усвоят понятие о звуке как простейшем элементе слога и слова, научатся воспринимать (слышать, различать) звук в любом положении его в слове, устанавливать последовательность звуков в словах и слогах, сливать звуки в слоги и слова. С термином «звук» детей знакомят тоже в детском саду. Детям дают общее представление о звуке как о явлении, которое рождается определенным способом (голосом человека, ударом колокола, свистом ветра, шумом мотора, движением поезда и т. п.) и может быть воспринято слухом.

Одновременно с работой, направленной на знакомство детей с предложением, словом, слогом, на вооружение их первоначальными умениями в звуковом анализе и синтезе, следует проводить и некоторую работу по подготовке детей к письму.

Ребенок должен сидеть так, чтобы между грудью и столом оставался просвет в 3—4 см. Это можно проверить, поставив кулачок малыша между грудью и столом. Спина касается спинки стула. Ноги ребенка обязательно должны находиться на подставке парты или же стоять под прямым углом на полу, если ребенок сидит на стуле,— они сообщают устойчивость всему туловищу. Голова должна быть слегка наклонена вперед так, чтобы между глазами и тетрадью было расстояние в 25—30 см. Локти от туловища отстоят на 10 см и выступают локтевыми суставами за края поверхности стола, парты.

Рука пишущего располагается так, чтобы мизинец и безымянный палец, полусогнутые в сторону ладони, служили опорой для всей кисти пишущей руки. Карандаш или ручка кладется на сочленение ногтевой и второй фаланг среднего пальца, слева поддерживается подушкой большого пальца, а сверху «покрывается» указательным пальцем. Он должен находиться в одном сантиметре от кончика карандаша. Карандаш должен своим верхним концом быть направлен в правое плечо.

Тетрадь нужно положить так, чтобы левый нижний угол страницы, отведенной для письма, приходился на середину груди ученика, а весь нижний край тетради с линией стола, обращенной к ребенку, образовывал угол в 25°.

Обучению письму элементов букв предшествует большая подготовительная работа, когда дети занимаются обводкой и штриховкой геометрических фигур и конкретных изображений овощей, фруктов и т. д. 

Можно познакомить детей с разлиновкой тетрадей, научить их «видеть» строку, ставить точки, соединять их прямыми линиями.

Для тренинга навыков чтения предлагаю  использовать слоговые таблицы Н.В.Нищевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека :"игровые упражнения для дошкольников для лушчего усвоения грамоты"

В настоящее время необходимо воспитать  свободную, полноценную  личность, поэтому нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с обществом. Для этого   д...

Рабочая программа ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ к учебному предмету «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» Учителя начальных классов Осиповой Ольги Александровны

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверс...

Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс 2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение).

Рабочая программа по предмету «Русский язык: подготовка к усвоению грамоты» АООП обучающихся с РАС (вариант 8.3) 1 класс  2-ой год обучения. (Индивидуальное обучение)....

Речевые игры с детьми по подготовке к усвоению грамоты

Давайте поговорим о том, как же лучше подготовить  детей к овладению грамотой в школе. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие...

Программа платных дополнительных образовательных услуг по подготовке детей к школе «Раз ступенька, два ступенька…» (общеразвивающей направленности) для детей дошкольного возраста 6 лет.

Рабочая программа по  подготовке детей к школе  составлена в соответствии и на основании  следующих нормативно - правовых документов:  Ффедерального государственного образоват...

Авторская рабочая программа по подготовке детей к школе по обучению грамоте «Ученье – путь к умению" (возраст: 5-6 лет)

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫразностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мел...

Презентация "Подготовка детей к грамоте. Игровые приемы"

В последние годы отмечается увеличение числа детей, имеющих трудности в усвоении материала по обучению письму и чтению в школе. Обучение грамоте в игровой форме   поможет ребенку избежа...