картотека :"игровые упражнения для дошкольников для лушчего усвоения грамоты"
картотека по логопедии на тему

   В настоящее время необходимо воспитать  свободную, полноценную  личность, поэтому нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с обществом. Для этого   детям   необходимо как можно раньше овладеть речью, говорить  правильно, выразительно и чётко.  Формирование у детей правильной слоговой структуры  для воспитателя является одной из важнейших задач, поскольку  искажение слогового состава слова влияет как на  усвоение чтения,  так и на усвоения  письма. Нарушение слоговой структуры слова заключается в нарушении  числа слогов, перестановке или добавление слогов, нарушение  последовательности слогов,  уподоблении слогов, смешение элементов слогов. Основная значимость по развитию правильной слоговой структуры  возложена на воспитателей в детском саду, так как именно в детском саду идет подготовка к обучению грамоте.   

       Предлагаю, несколько упражнений на формирования слоговой структуры слов, состоящих из открытых слогов. Упражнения я провожу как во время занятий, так и в индивидуальной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Игровые  упражнения  с дошкольниками для лучшего усвоения грамоты»

   В настоящее время необходимо воспитать  свободную, полноценную  личность, поэтому нужно устранять всё, что мешает свободному общению ребёнка с обществом. Для этого   детям   необходимо как можно раньше овладеть речью, говорить  правильно, выразительно и чётко.  Формирование у детей правильной слоговой структуры  для воспитателя является одной из важнейших задач, поскольку  искажение слогового состава слова влияет как на  усвоение чтения,  так и на усвоения  письма. Нарушение слоговой структуры слова заключается в нарушении  числа слогов, перестановке или добавление слогов, нарушение  последовательности слогов,  уподоблении слогов, смешение элементов слогов. Основная значимость по развитию правильной слоговой структуры  возложена на воспитателей в детском саду, так как именно в детском саду идет подготовка к обучению грамоте.  

       Предлагаю, несколько упражнений на формирования слоговой структуры слов, состоящих из открытых слогов. Упражнения я провожу как во время занятий, так и в индивидуальной форме.

Упражнение 1

Цель: четко проговаривать  слово, состоящее из открытых слогов.

 развивать слуховое внимание

Дополнительный материал: мяч

Ход упражнения:  воспитатель бросает мяч и называет первый слог, а ребенок добавляет слог. Затем называет слова полностью и возвращает мяч. Дети стоят в кругу, воспитатель в середине.

Речевой материал:

но……  ТА;  ды …..НЯ ; му…..  ХА;  соба…КА;  ка….. ША;  ру….. КА; сапо….ГИ; маши….. НА; мали….НА; газе….ТА; голо…..ВА; мы….ЛО;   лу…  НА ; моло….КО; воро….НА; коле….СО;  пана….МА; лопа….ТА; бана….НЫ; моне…ТА; мину….ТА; поле…..НО; пома….ДА;  лу… ЖА ; ва….ТА; ва….. ЗА;   мы….ЛО; со…..ВА; ту …..ЧА

Упражнение 2  

Цель: определить длинное или короткое слова.

развитие внимания и умения дифференцировать слов на короткие и длинные

Дополнительный материал: полоска бумаги длинная, короткая. Картинный материал

Ход упражнения: воспитатель произносит  четко слово по слогам и показывает картинку, дети показывают соответствующую полоску.

Речевой материал:

Еж; сорока, кот, дым, пуговица, гусеница, волосы, корова,  дом, машина, шар, рубаха, помада, лопата, сыр, радуга

Упражнение 3

Цель :  четко и правильно  произносить  предложенные слова из открытых слогов.  

Развивать логическое мышление

Учить соотносить  признак с предметом  и показывает картинку

Дополнительный материал:  предметные картинки

Ход упражнения:

Воспитатель называет признаки того или иного предмета, а ребенок отгадывает.

Рыжая,  хитрая ……… ЛИСА

Голубое,  безоблачное      НЕБО

Прозрачная, льется ………ВОДА

Добрая, ласковая ………….МАМА

Кислые, круглые…………..ЛИМОНЫ

Рогатая,  бодливая …………КОЗА

Парное, белое……………..МОЛОКО

Упражнение 4.

Цель:  правильно  произносить слова, состоящие из открытых слогов.

развивать  слуховое внимание, память.  

Дополнительный материал : предметные  картинки.  

 Ход упражнения: дети стоят в кругу. Воспитатель на ухо говорит слова одному ребенку, он передает его по цепочке. Последний  ребенок слова говорит вслух.  Если правильно произнесено слово, то воспитатель открывает картинку.

Картинный материал: посуда, кофе,  нога, собака, лисица, машина, мыло, коза, роза, луна, вода, дерево, голуби, липа, ракета, пижама, киви.

Упражнение 5

Цель: учить правильно   произносить слова , состоящие из открытых слогов.

развивать внимание, память.

Дополнительный материал: предметные картинки

 Ход упражнения : Воспитатель показывает картинку,  произносит к ней слова. Дети хлопают, когда слышат правильное произношение слова.  

Речевой материал:

Тонема, МОНЕТА, номета

Кохе, гофе, КОФЕ

ЛОПАТА, лотапа, патола

МОЛОКО, мокко, локо

Согака, СОБАКА, сокаба

Магабу, БУМАГА, габума

Манина, МАЛИНА, нинама

КОПЫТО, тапыто, топыко

НОТА, нта, ната

Муга, МУХА, мука

Исы, ВЕСЫ, всы

Упражнение 6.

Цель   учить правильно, проговаривать слова, состоящие из открытых слогов.

закрепить обобщающие понятия

развивать внимание и мышление.

Дополнительный материал : предметные картинки.  

 Ход упражнения: Воспитатель произносит  обобщающее слово одной группы, среди этих слов ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его. На доске висят картинки, которые помогают ребенку.

Речевой материал:

огурец, МАЛИНА, мыло : ягоды

 платье, ПАНАМА, футболка : Головной убор

мука, ДЫНЯ, картошка: фрукт

ТОМАТЫ, бананы, мак : овощи

дерево ,ЛИСА, качели: животное

МУХА, сыр, пион : насекомое

ВОРОНА, вода, медведь: птица

лилия,  ЛИПА , луна: дерево

Упражнение 7.

Цель: учить четкому  произношению слова, состоящие из открытых слогов

развивать память.

Дополнительный материал: предметные картинки.

Ход упражнения

Воспитатель произносит слово, если на доске есть такое название, то ребенок показывает и произносит слова.

Речевой материал: посуда, кофе,  нога, сова, коса, туча, собака, лисица, роза, зубы, машина, мыло, коза, роза, луна, вода, дерево, голуби, липа, ракета, пижама, киви, нота, собака, радуга, муха, лопата, дерево, вата, дыня, муха, липа, мыло, лото, небо, радуга,

Упражнение 8

Цель: закреплять произношения слова, состоящие из открытых слов.

развитие память

Ход упражнений. Воспитатель вместе с детьми учит чистоговорки, стихи. (Материал взят из методического пособия Большаковой С.Е, Агранович З.Е.)

Са-са-са, в лесу бегает лиса.

Со-со-со, у Вовы колесо.

Су-су-су, ловим мы осу.

Ас-ас-ас, свет у нас погас.

Ос-ос-ос, на поляне много ос.

Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.

За-за-за вот идет коза.

Зы-зы-зы нет козы.

Зу-зу-зу не боюсь козу

Ша-ша-ша-ша наша Маша хороша.

Шо-шо-шо-шо говорим мы хорошо.

Шу-шу-шу-шу помогите малышу.

Ши-ши-ши-ши на поляне малыши

 Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Три вороны на воротах

1. Агронович З.Е. Логопедическая  работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей. Санкт – Петербург 2009г

2.  Большакова С.Е. Преодоление нарушения слоговой структуры слова. Москва 2009г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игровые упражнения по обучению грамоте

игровые упражнения по обучению грамоте...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Картотека игр и игровых упражнений для детей 3-4 лет.

Картотека игр и игровых упражнений для детей 3-4 лет....

Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данном материале представлены игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"...

Картотека игр и игровых упражнений для детей с нарушениями интеллекта

КартотекаКартотека практических заданий и упражнений по обучению самообслуживаниюучащихся с ТМНРДля  детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют весь...

Картотека игровых упражнений и заданий по коррекции аграмматической дисграфии.

Картотека игровых упражнений и заданий по коррекции аграмматической дисграфии предназначена для учащихся с ОВЗ. Материал может быть использован логопедами на коррекционно-развивающих занятиях....

Игровые упражнения в период обучения грамоте

Игровые упражнения в период обучения грамоте...