Родительские собрания
консультация

Важно привлечь родителей к проблеме воспитания трудолюбия, как важному фактору формирования нравственности ребёнка. Сранних лет необходимо вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности, добиваться, чтобы ребята понимали нравственный, эстетический и социальный смысл санитарно-гигиенических норм. Познакомить родителей с распространнеными родительскими ошибками и дать рекомендации по развитию ребёнку уважения к труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель начальных классов, МБОУ «Средней школы № 42»

города Нижневартовска

Щепотина Татьяна Анатольевна

Тема: «...ГАРМОНИЯ ТРЕХ ПОНЯТИЙ: НАДО, ТРУДНО И ПРЕКРАСНО...»

(беседа о воспитании трудолюбия)

Ц ели:

  • привлечь внимание родителей к проблеме воспитания трудолюбия, как одному из важнейших факторов формирования нравственности ребенка;
  • познакомить родителей с распространенными родительскими ошибками и дать рекомендации по привитию ребенку уважения к труду.

Оборудование: на доске - тема и эпиграф; конверты с ситуациями для обсуждения; при наличии соответствующих возможностей - видеофильм «Наши дети трудятся».

Ход собрания

Гений - это один процент хотения и девяносто девять процентов потения.

Т. Эдисон

Учитель. Здравствуйте, уважаемые члены родительского клуба. Взрослеют ваши дети,  а потому прибавляется количество родительских забот и тревог. Нет-нет, и мелькнет, наверное, у кого-то мысль: «Жаль того времени, когда ребенок лежал «поперек лавки»... Думается, что конструктивная беседа по теме нашей встречи поможет разогнать грустные родительские мысли.

«Гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно...» - так сформулировала я тему предстоящего разговора. Так В. А. Сухомлинский определял значение понятия «Трудовое воспитание».

Может быть, кто-то скажет: «Неактуально! Вот образование - да, а труд... - второстепенно». Для таких оппонентов - эпиграф нашего разговора: «Гений - это один процент хотения и девяносто девять процентов потения!» Это о гениях, а что уж говорить о самом обыкновенном школьнике... Если ребенок нетрудолюбив, не стоит ждать от него учебных достижений... Думаю, мои аргументы убедительны? Тогда пришло время обсудить ситуации, «подсмотренные» родителями и учителями.

Цель демонстрации этих жизненных зарисовок показать наличие проблемы и, может быть, помочь кому-то из присутствующих узнать в предложенных картинках что-то очень домашнее, встречающееся в вашей семье и решить, как с этой проблемой справиться.

Учитель зачитывает ситуации родителям. Сове т: очень большой отклик на поставленную проблему можно получить, показав снятые заранее на видеокамеру фрагменты, иллюстрирующие поведение детей во время уборки класса, школьной территории. Неоценимую помощь в подготовке подобных видеоматериалов могут оказать сами родители.

Ситуация 1.

Бабушка:

  • Саша, сбегай, пожалуйста, за газетой к почтовому ящику.

Саша, недовольно:

  • Почему я?!

Учитель. Как вы поступите? (Родители предлагают свое решение.)

Ситуация 2.

Сын:

  • Мама, давай я буду пылесосить.

Мама:

  • Сынуль, я знаю, что ты у меня помощник. Но давай в другой раз. А я сейчас быстренько сама все сделаю.

Учитель. Какое продолжение может быть у этой ситуации через год-другой? Предложите свои варианты.

Ситуация 3.

Родители, вернувшиеся с работы, ругают дочь, испортившую скатерть на кухонном столе:

  • Ну кто тебе просил тут хозяйничать? Зачем ты резала помидоры сама? Неужели ты не знаешь, что томатный сок плохо отстирывается?
  • Я хотела накрыть на стол к вашему приходу, - оправдывается расстроенная девочка.

Учитель. Кто и какую ошибку допустил? Каковы ее последствия и пути исправления?

Ситуация 4.

Бабушка внучке:

  • Танюш, ты уже взрослая девочка. Пора самой потихоньку прибираться, готовить учиться. Как же ты будешь жить такой неподготовленной и неприспособленной?
  • Мама, ну что за глупые вопросы! - вступает в разговор мать девочки. - Жизнь всему научит. Зато ребенку будет, чем детство вспомнить.

У ч и т е ль. На чьей стороне правда?

Ребенок постоянно должен быть занят. Эта проблема особенно актуальна для детей, живущих в городе. Чем загрузить ребенка в условиях городской квартиры? Наш быт изменился: все меньше усилий необходимо совершать для уборки квартиры, стирки, приготовления еды. По данным социологов, современный школьник, живущий в городе, на работу по дому тратит в среднем 15 минут в неделю. Настораживает и другой факт: даже если у ребенка и есть обязанности по дому, то, в сущности, домашняя нагрузка 10-летнего и 17-летнего школьника почти одинакова. Но, думая о будущем ребенка и заботясь о нем, родители должны неукоснительно следить за зоной ответственности ребенка.

  • Начинать надо рано и - с самообслуживания. Сфера самообслуживания с возрастом должна расширяться. Во втором классе ребенок должен убирать свою комнату (стол, книжная полка, шкафы с вещами и игрушками - все это должен содержать в порядке сам ученик), следить за обувью , разбирать и собирать постель, мыть за собой посуду и т. д. В этом возрасте ребенок должен быть приучен к бытовому труду. Ему должны быть незнакомы формулировки: «грязная работа», «чистая работа»; сомнительной кажется идея о разделении труда на женский и мужской (все-таки времена мужчин-охотников и женщин, дожидающихся их с добычей, давно ушли). Задача родителей вырастить приспособленных к жизни людей, а не белоручек и чистоплюев.

Нужно прислушиваться к природе и следовать ей. Ребенку изначально свойственно стремление к деятельности, к активности. Большую ошибку совершают взрослые, пытаясь от всего оградить свое любимое чадо, все трудное, грязное, неинтересное - взять на себя. Не бывает детей, которые не хотели бы что- нибудь делать своими руками, чувствовать свою нужность в каком-то общем семейном трудовом процессе. Родители могут выработать у ребенка привычку трудиться с таким же успехом, как и сформировать привычку ничего не делать. У ребенка в возрасте 8-10 лет появляется тяга к самоутверждению.  Ему хочется доказать себе и окружающим, на что он способен. Родителям нужно грамотно использовать этот момент.

  • «Нет лучше образца, чем пример отца», - гласит пословица. Бессмысленно требовать от ребенка каких-либо трудовых подвигов, если папа с мамой и сами не очень-то работящи и трудолюбивы. Только пример взрослых людей, живущих рядом с ребенком, способен стать залогом успешного трудового воспитания.

Учитель. Какие ошибки совершают родители чаще всего? Давайте рассмотрим их на примерах.

Учитель раздает родителям карточки с ситуациями, после совместного обсуждения, которых делается вывод.

Ситуация 1 .

Вся семья занимается уборкой квартиры. Не принимает участия в ней лишь второклассник Андрюша, что-то пытающийся прочитать в учебнике.

  • Пусть Андрюшка идет помогает! - возмущается старшая дочь.
  • Нет, - отвечает мама. - Пусть лучше уроки делает.

Вывод. «Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!» - еще один из принципов неправильного воспитания. Усилия в учении, конечно, воспитывают трудолюбие, но может оказаться, что это не воспитывает человека, тогда как помощью по дому формирует в ребенке заботливость, доброту, участие. Помощь другим обязательно должна быть бескорыстной, а не по принципу: ты - мне, я - тебе. Меркантильный дух - страшная зараза, сильно разлагающая душу.

Ситуация 2.

Сын, которому отец поручил почистить картошку. Ребенок с радостью принялся за работу, но недостаточно качественно выполнил задание. Мама, пришедшая позже всех, отругала домочадцев за самодеятельность, наказав впредь сыну не заниматься «переводом продуктов».

Вывод. Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста.

Родители часто иронически относятся к детскому труду, а потом удивляются, что ребенок ничего не хочет делать. Всякое трудовое усилие тесно связано с напряжением души. И чем больше тренирована воля, тем легче человек преодолевает трудности. Если ребенок приучен к активной самостоятельной жизни, то в дальнейшем труд для него будет не в тягость. Кроме того, в нем развивается инициативность - качество очень важное для семейной жизни и для жизни в обществе.

С и т у а ц и я 3 .

Сима умеет делать все. Как-то наблюдая, как подружка чистит картошку, Катя спросила:

  • Что ты больше всего любишь делать по дому?

Девочка с грустью ответила:

  • Ничего.
  • Как так? - удивилась Катя.
  • Я все это ненавижу, - с безысходным отчаянием ответила Сима.

Вывод. Девочка, очевидно, получила много трудовых навыков, но трудолюбия они ей не привили. Вариант, когда к труду приучают силой, страхом, - худший.

У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать груд в повинность. В этом случае все

усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Ситуация 4.

Отец сыну:

  • Сбегай в магазин.

-Я хотел мультфильм посмотреть.

  • Сбегай, сынок, а на сдачу - мороженое купить.
  • Собираюсь уже. Иду, - отвечает в итоге сын.

Вывод. Похвала должна оставаться единственной наградой за какие-либо совершенные действия.

Реальная награда (купишь мороженое, разрешу пойти погулять) - метод, который способен помочь лишь на первых порах. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки, привыкнув выполнять домашнюю работу, однако впоследствии поощрения становятся для него самоцелью. И это уже плохо.

Учитель. Что ж, дорогие коллеги. Вот и подошел к концу наш доверительный и такой важный разговор. Вы вернетесь сегодня домой к своим семьям, посмотрите на все свежим взглядом и, может быть, согласитесь с великим знатоком детских душ: «Трудовое воспитание - гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно...»

Надо... Еще как! Просто необходимо. Без любви к труду человек не может состояться, утвердиться как личность. Только трудолюбие и вместе с ним такие неотъемлемые качества, как целеустремленность, упорство, помогут ему в жизни добиться намеченной цели.

Трудно... Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

Прекрасно... Да. Потому что ничто не даст человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

Подумай об этом... А напоследок - моя традиционная история.. . Усвойте ее урок.

УРОК БАБОЧКИ

           Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

         Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. По ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

       Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

       Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

       А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставила бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

      Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.



Предварительный просмотр:

Выполнила: учитель начальных классов, МБОУ «Средней школы № 42»

 города Нижневартовска

Щепотина Татьяна Анатольевна

Тема: ОБ ИСТИННО ВЫСОКОМ НРАВЕ СУДИТЬ МЫ ПО МАНЕРАМ ВПРАВЕ (хорошие манеры для хорошей жизни)

Цел и:

  • привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности;
  • познакомить с основными составляющими воспитанности;
  • дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: на доске - тема собрания, эпиграф; для родителей - индивидуальные пакеты с дидактическим материалом (ситуации для обсуждения; сказка «Благородный Путник»),

Ход собрании

Пожалуй, ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры...

Лорд Честерфшд

Учитель. Добрый день, коллеги!

...Вот сейчас, глядя на вас, я вспоминаю нашу первую встречу... А вы ее помните? А помните ли вы ваши первые впечатления друг о друге? С чего начиналась для вас встреча-знакомство с новым человеком? Недавно я стала свидетелем разговора школьников:

  • А у нас в школе новый директор...
  • Ну и как?
  • Ничего. Высокий такой. Седоватый. Глаза вроде добрые. Семиклассников на «вы» называет. «Вы, - говорит, - Петров, после занятий, если, конечно, у вас ничего срочного не намечено, зайдите ко мне в кабинет». Петров аж онемел...

Думаю, вы согласитесь, что часто новый человек начинается для других не с эрудиции, интеллекта, вкусов, деловых и нравственных качеств и всего, чем богат его внутренний мир. Это будет потом. А пока - внешность, манеры, стиль поведения. Срабатывает, как говорят психологи, феномен первого впечатления: «Сначала одобряет глаз, потом сердце».

Как же привить ребенку хорошие манеры? Как помочь ему влиться в общество, не быть отторгнутым из-за невоспитанности? Из-за незнания норм этикета? Об этом - наш разговор.

Эпиграфом к нему пусть будут слова лорда Честерфилда: «Пожалуй, ничто не приобретается с таким трудом и ничто столь не важно, как хорошие манеры».

Давайте, попробуем вместе решить, как нужно действовать, чтобы феномен первого впечатления (да и всех последующих) был всегда в пользу вашего ребенка.

За нашим круглым столом сегодня присутствует социальный педагог. Думаю, начало нашему разговору положит он.

Социальный педагог. Воспитанность - качество личности, в котором слиты культура общения, культура внешности и культура удовлетворения потребностей (то есть бытовая культура). Ядром в этой триаде является культура общения.

Принципы и нормы культуры общения формировались веками. Народы всех стран и времен тщательно отбирали, хранили, накапливали опыт общения по принципу: разумно - нравственно - красиво. Однако стержнем истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому первое и непременное условие воспитания культуры общения - формирование у ребенка позиции открытости, доверия, дружелюбия.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. До XVI века слово «вежа» означало «знаток», тот, кто знает приличия - условные и общепринятые способы выражения доброго отношения к людям.

Учитель. Как же обстоит дело с вежливостью у детей нашего класса?

Социальный педагог. Доброе отношение к окружающим начинается с доброго отношения к своим близким. Мы провели среди детей небольшое анкетирование.

Учащимся предложили ответить на следующие вопросы:

  • Когда твой день рождения?
  • Когда день рождения твоей мамы? твоего папы? твоего брата(сестры)?
  • Как зовут твоих бабушек и дедушек?
  • Какие цветы больше всего любит твоя мама?
  • Какой праздник твой самый любимый?
  • Какой день самый главный в твоей семье?

Проанализировав детские ответы, можно сделать следующий вывод...

Педагог знакомит присутствующих с нарисовавшейся картиной. Опыт проведения подобного анкетирования показывает, что, как правило, дети хорошо ориентируются лишь в вопросах, касающихся их собственной жизни, и проявляют незнание (а порой даже полное отсутствие интереса к жизни родных). Таким образом, необходимо знакомить детей с правилами этикета, пусть знают, как вести себя среди родных, чтобы не допускать ошибок, общаясь с людьми вне дома и семьи.

Учитель. Сейчас я хотела бы познакомить вас с некоторыми ситуациями, очень соответствующими теме нашего собрания. Что в этих ситуациях странного или неправильного?

Ситуация 1.

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ ДЛЯ БАБУШКИ

Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая-старенькая, уже зубов у нее не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы.

В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, полнозерные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг другу из рогатки орехами стрелять.

  • Понесем орехи бабушке, - сказал кто-то из детей.

Дети нарвали ведерко орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол, на белую скатерть.

  • Ешьте, бабушка, - защебетали дети и быстренько убежали из хаты.

Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками пересыпала она орехи. Они гремели, словно камешки, а со двора слышен был веселый детский щебет.

Учитель. Какое чувство вызывает у вас эта история? Какое качество не привито у детей - героев этой жизненной сценки? (Родители обсуждают предложенную ситуацию.)

Расскажите эту историю своим детям, и посмотрите на их реакцию. Наверное, вы увидите в глазах своего ребенка боль и сочувствие: как же бабушка станет есть орехи, если у нее нет зубов? Неужели дети, которые принесли ей орехи, не чувствовали, что они причинят горечь старой женщине? Если все эти мысли прочитаны вами на лице собственного сына или дочери - за вас можно порадоваться. Но если вы вдруг увидите, что ваш малыш, не ощутив скрытой мысли, смеется (ему смешно, что «бабушка играет орехами, словно камешками»), вам нужно задуматься. Этот смех таит в себе маленькие корешки большого зла. С такими детьми нужно много, очень много работать, пробуждать в их душах высшие моральные чувства. Изучайте и развивайте в своих детях эмоциональную воспитанность. Иначе... вам не избежать участи героини истории про грецкие орехи.

Социальный педагог. Культура общения не исчерпывается одной лишь вежливостью. Ее непременный атрибут - тактичность, которая состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у них те или иные наши поступки.

Если, воспитывая у ребенка вежливость, вы не уделяете должного внимания воспитанию тактичности, результат будет грустным.

Обсудите с вашими детьми следующие ситуации.

Ситуация 2.

...Нарядная оживленная женщина в сопровождении высокого молодого человека входит в автобус. Увидев ее, поднимается девочка:

-  Садитесь, пожалуйста!

-  Ну что ты... спасибо... не надо...

-  Садитесь, садитесь! Я всегда пожилым место уступаю!

Оживление на лице женщины гаснет...

Ситуация 3 (история, рассказанная В. А. Сухомлинским).

У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня большая радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции. Маме и Катрусе было тяжело. Не раз, бывало, проснется Катруся ночью и слышит: мама тихо плачет...

А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:

-  Наш папа выздоровел...

Петя и Гриша посмотрели на Катрусю, удивленно пожали плечами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч.

Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы:

-  Наш папка выздоровел, - сказала она, и радость сияла в се глазах.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

-  Выздоровел - ну и что тут такого?

Катруся почувствовала, как из груди к горлу покатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.

Почему ты плачешь, Катруся? - услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.

Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:

  • Наш папка выздоровел...
  • Ой, как же эго хорошо! - обрадовался Костя. - Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подснежники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем твоему папе.

Радость засияла в Катрусиных глазах.

Ситуация 4.

На пресс-конференции, которую организаторы устроили для совсем юных журналистов, выступала телеведущая. Доброжелательно, искренне и обстоятельно она ответила на каждый детский вопрос.

  • Чем вы больше всего любите заниматься, когда вы - дома?
  • Мое любимое и единственное занятие - кот Филимон. Он - моя отрада, мое спокойствие.

Казалось бы, с этим - все ясно, и ребята решили перейти к другой серии вопросов. Но тут руку подняла девица, которая, жуя, спросила:

  • А дети у вас есть?

Телеведущая покачала головой.

  • А, наверное, хотелось бы?

Зал замер.

Вдруг на сцене, как из-под земли, выросла небольшая девчушка с косичками.

  • Знаете, мы к вашему приезду сплели вот такую фенечку из бисера. Здесь - ваше имя и символ нашего города.

Зал взорвался аплодисментами. Дети высыпали на сцену. Стали дарить ей свои стихи, газеты, посвящения...

Пресс-конференция продолжалась.

Учитель. Особое внимание родителям следует уделять формированию у детей культуры внешности, которая считается существенным признаком воспитанности. Какие советы можно дать родителям, пытающимся решить эту задачу?

Психолог. С безвкусицей в обществе боролись всегда. За последние десятилетия было проведено немало кампаний. Клеймили презрением стиляг, высмеивали по очереди мини и макси, сражались с бездумным подражанием хиппи, объявляли войну волосатикам... И эго продлится до тех пор, пока будут выкашивать сорняки вместо того, чтобы возделывать почву и сеять в нее добрые семена. Иначе говоря, нужна профилактика!

С ранних лет необходимо вырабатывать прочный иммунитет к неопрятности, добиваться, чтобы ребята понимали нравственный, эстетический и социальный смысл санитарно-гигиенических норм.

Культура начинается с умывания лица. Эта простая и справедливая идея должна усваиваться в детстве как одна из первых аксиом воспитанности.

Учитель. Кроме опрятности и аккуратности, какие характеристики внешности существуют еще?

Психолог. Me меньшее значение для характеристики внешности имеют позы, жесты, движения, мимика, которые являются показателями воспитанности, сдержанности, подтянутости или, наоборот, свидетельствуют о расхлябанности, неорганизованности, отсутствии самоконтроля. Совсем мало внимания уделяется, как правило, мимике детей. Бывает, что ребята высоко поднимают брови (и на лице застывает вечное удивление), некрасиво морщат лоб, криво улыбаются, смотрят исподлобья, капризно выпячивают губы, искажают лицо гримасами. Все это недостатки не только эстетического порядка. Подобные дефекты вносят путаницу и в общение, поскольку мимика является одним из самых тонких и точных инструментов передачи информации, особенно экспрессивной. Человек может и должен управлять своим лицом. Это не значит, что оно должно напоминать застывшую маску, через которую не пробьется ни одно чувство. Но и излишняя аффектация и нарочитая демонстрация эмоций тоже ни к чему. Пусть у детей будут открытые, живые, приветливые лица, красоту и выразительность которых подчеркивает мимика, выработанная хорошим воспитанием.

Не меньших забот родителей требует формирование культуры жестов и движений. Сами ребята редко обращают на это внимание. Они бессмысленно манипулируют различными предметами (ложечкой, карандашом), трут кулаками глаза, трогают руками лицо, волосы, постукивают пальцами по столу, чешутся, болтают ногами, разваливаются на стульях, подпирают стены, девочки некрасиво сидят, косолапят, горбятся, беспрестанно охорашиваются, поглядывают на свое отражение в зеркале или полированной мебели, поправляют одежду и т. д. Всего этого можно избежать, если с самого раннего детства следить за тем, чтобы движения ребенка были целесообразными и естественными, становясь постепенно красивыми и ловкими. Границы приличного и неприличного для движений и жестов должны быть известны ребятам. Очень важно научить их также сводить к минимуму всякое публичное проявление физиологических процессов (чихание, сморкание, кашель, зевота и т. п.).

Учитель. А что вы можете сказать о таком элементе культуры внешности, как умение одеваться?

П с и х о л о г. Этот вопрос важен и актуален. Важен - потому что культура одежды, действительно, очень характеризует человека. Вспомните: «По одежке встречают...». Актуален - потому что в современной школе, где порой нет единой школьной формы, вопрос одежды становится иногда проблемой не только для родителей (Что купить? В чем отправить ребенка в школу?), но и для ребенка («В этом не пойду - все смеяться будут»).

Как часто взрослые слышат просьбы и даже требования:

- Купи, мама, ну купи...

...Это модно, понимаешь, модно! Уже всем девчонкам в классе купили, только у меня нет...

Такого разговора не произойдет, если с детства исподволь формировать у ребенка хороший вкус. Возможностей для этого предостаточно. Даже такая бесхитростная игра, как переодевание куклы, может стать первой школой хорошего вкуса.

Родителям следует, прививая ребенку вкус, помнить, что «слишком» - такой же опасный враг красивого, как и «недостаточно». Слишком ярко, слишком модно, слишком тщательно или небрежно, слишком коротко, узко, длинно, широко - и уже нет культуры, нет изысканности, а есть вульгарность. Стройная фигура и правильные черты лица тут не спасают: дурной вкус уничтожает красоту.

Недостаточно современно, недостаточно удобно, недостаточно нравится ребенку - и ваш сын или дочь уже чувствуют себя неуверенно, неуютно... Согласитесь, это очень важно...

Учитель. Мы не обсудили последнюю составляющую воспитанности - бытовую культуру. Психолог, вам слово.

Психолог. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания. Необходимо, например, научить ребят рационально и со вкусом организовывать внешнюю среду и свое жилище.

Одну из самых естественных потребностей человека составляет потребность в пище. Но как по-разному удовлетворяют ее люди! Одни едят жадно, торопливо, даже страстно; другие, брезгливо перебирая куски, «принимают пищу»; зато третьи едят так, что при взгляде на них не только чувствуешь появление аппетита, но и получаешь эстетическое удовольствие.

Любящие родители обязательно должны найти время и способ воспитать у своих детей воспитанность даже в таких мелочах, как прием пищи.

Учитель. Трудно? Трудно. Но ведь очень-очень важно. Ваш малыш еще совсем маленький член человеческого сообщества. Его путь только-только начался. Пусть же с вашей помощью станет приятным человеком с красивыми мыслями, чувствами и манерами. 11усть он будет предметом вашей радости и гордости... Совсем как благородный и очень воспитанный герой сказки Сухомлинского. Прочитайте ее вместе с вашими детьми.

БЛАГОРОДНЫЙ ПУТНИК (сказка)

Три дня шел человек безлюдной степью. У пего не было пищи, только фляга воды, из которой он пил по капельке, утоляя жажду. Его мучил голод. Наконец Путник добрался до человеческого жилья. Люди приветливо, радушно встретили его. Под тенистой яблоней накрыли стол, поставили вкусную пищу. Но Путник не сразу сел за стол, потому что он человек. Вместе с хозяином жилища он пошел за водой к колодцу, расположенному среди зеленого луга. Хозяин пожаловался: родники в колодце засорились илом, а у него нет сил почистить колодец. Путник почистил колодец, а потом сел за стол. Он съел тарелку супа и маленький кусочек рыбы. Сколько ни упрашивал хозяин Путника, чтобы тот ел и набирался сил для дальнейшего путешествия, Путник больше не ел.

Учитель. Удачи вам в пути, мои дорогие собеседники. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...