Родительское собрание - Каналы восприятия информации
методическая разработка (3 класс)

Гусельникова Юлия Николаевна

Родительское собрание на тему: "Каналы восприятия информации младшим школьником"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanaly_vospriyatiya_informatsii.docx212.18 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Каналы восприятия информации

Цель - активизация интереса родителей к индивидуальным особенностям школьника, таким как тип восприятия окружающего мира, с целью повышения эффективности учебного процесса.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с информацией по теме «Восприятие школьника»;
  2. Дать характеристику типам  восприятия.
  3. Познакомить родителей с ведущим каналом восприятия их детей (на основе ранее проведённой диагностики)
  4. Дать ряд рекомендаций родителям по развитию уровня восприятия учащихся при подготовке домашних заданий.

Ресурсы: ИКТ (презентация), блиц-тест на определение ведущей системы восприятия у школьника (Л.Бродвей, Б.Хил), блиц-тест для родителей на определение ведущей системы восприятия (Л. Бродвей, Б. Хил), памятка «Рекомендации по развитию восприятия школьника», памятка «Доминирующий тип восприятия и пути их рационального использования».

                                           Ход родительского собрания

- Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на родительском собрании мы обсудим тему «Восприятие школьника». Процесс восприятия окружающего мира и умение пользоваться полученной информацией – важный компонент в создании успешной учебной деятельности учащихся.

1. Восприятие школьника

- Ребенок воспринимает и познает окружающий мир с момента рождения. Начиная учиться в школе, он так же познаёт и воспринимает предлагаемый ему учебный материал. Это познание осуществляется по средствам тех систем восприятия, которыми он пользуется в повседневной жизни. Но родители не всегда замечают, как ребёнку это делать легче, эффективнее (особенно в младшем возрасте). Ребенок запомнил, повторил, нарисовал.... вот и замечательно! А как же это у него получилось? Чаще всего не важно!

Уважаемые родители, как вы себе представляете процесс восприятия окружающей действительности? Как это у нас с вами и у ваших детей получается? Предлагаю назвать слова, которые, по вашему мнению, непосредственно связаны с процессом восприятия   (родители называют слова, учитель записывает на доске, заполняя схему «Восприятие»).

Схема «Восприятие»

https://urok.1sept.ru/articles/638481/img1.jpg

Обобщим наши представления о восприятии окружающего мира. Учитель анализирует составленную схему. Сейчас предлагаю познакомиться с информацией по теме «Восприятие» и сравнить со схемой.

Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?  На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Обычно так и происходит. Этот шанс значительно повышается, если, к примеру, и учитель и ученик - визуалы (или аудиалы). Кинестетиков, к сожалению, среди педагогов вообще немного, а в средних и старших классах их практически нет (если не считать учителей физкультуры и труда).

Всех людей, в том числе и школьников, как было сказано ранее мы можем разделить на группы по силе проявления того или иного канала восприятия. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы «говорим на разном языке», как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.

2. Характеристики типов восприятия

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории:

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/11/s_589eb7f39c779/s556267_0_1.png

Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно предложить еще и специальный опросник (самодиагностика).

На что обязательно обращают внимание?

А) Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.).

Б) Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов - по средней линии, у кинестетиков - вниз.
- Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

В) Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Г) Есть еще такие характеристики, как предпочитаемая поза, телодвижения, тембр голоса, темп речи. Однако существующие по этим пунктам мнения пока достаточно противоречивые.

А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

- Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;
- от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;
- от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

3.Ознакомление родителей 3 А класса с результатами диагностической работы с детьми по определению вещего канала восприятия, проведённой … февраля 2020 года.

Результаты диагностической работы по изучению

ведущего канала восприятия учащихся 3 А класса

(февраля 2020-2021 учебный год)

ФИО ученика

Ведущий канал восприятия

Визуал

Аудиал

Кинестетик

1

2

3

4

5

Итого:

… человек

%

        %

%

6

6

5

Знание родителем ведущего канала восприятия своего ребенка, как было сказано ранее, позволяет снять трудности общения, построить более успешную совместную деятельность, наладить учебный процесс ребенка.

Однако ещё эффективнее это можно осуществить, узнав так же и свой ведущий канал восприятия.  Затем родителям раздается блиц-тест на определение их ведущей системы восприятия (Л. Бродвей, Б. Хил). Данный блиц-тест родители выполняют самостоятельно дома.

4.Рекомендации родителям по оказанию помощи детям при подготовке домашних заданий по предметам с учётом ведущего канала восприятия.

1.В процессе осмысления и запоминания материала:

 -визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
-
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

-кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

2. Условия:

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего стола, в сумерках или при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт, тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.

3.Очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

4. Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
-
аудиалу - сказать шепотом «ш-ш-ш»;
-
кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

- Мы надеемся, наша встреча будет способствовать дальнейшему осознанию и пониманию особенностей ваших детей, бесконфликтному взаимодействию, облегчению учебной деятельности школьника. Вы сможете более грамотно направлять любую деятельность вашего ребенка, поддерживать его развитие, его стремления, формировать всесторонне развитую, гармоничную личность.

https://cf.ppt-online.org/files1/slide/k/KZdBicDCS7uxf5vtGzg2ejO3q4TYPI90mANlbrnEUM/slide-14.jpg

Выводы:

Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

В заключении нашей беседы, хотела бы вам раздать буклеты-памятки, которые помогут вам при общении с ребенком, при взаимодействии с ним.

Успехов вам и вашим детям в обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации...

Родительское собрание по теме "Восприятие"

Разработка родительского собрания в начальной школе, нацелена, на определение родителями, вида восприятия у своих детей!...

Информация для родительского собрания

Информация для родительского собрания...

Родительское собрание "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"

Содержит материалы (презентация, практические советы родителям) к родительскомусобранию по теме: "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"...

Информация к родительскому собранию.

Информация к родительскому собранию....

Сценарий родительского собрания. «Работа с информацией. Интеллект-карты».

Цель: создать условия для понимания значимости умения работать с информацией; формирование умения работать с интеллект-картами.Задачи: обсудить с родителями вопрос актуальности умения работа...