Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"
методическая разработка по теме

Никанорова Ольга Владимировна

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

по выявлению разных способов восприятия у школьников

Притча о лягушатах и высокой башне

      Как-то лягушата решили устроить соревнование: кто первый влезет на вершину башни.

     Собралось много зрителей. Всем хотелось посмотреть, как лягушата будут прыгать, и посмеяться над участниками. Разумеется, никто из зрителей не верил, что хоть один лягушонок сможет залезть наверх. Соревнования начались, и со всех сторон послышались крики:

    У них ничего не получится! Это слишком сложно.

- Нет шансов! Башня слишком высокая!

Лягушата один за другом падали вниз, но некоторые все же еще карабкались. Толпа кричала громче:

- Слишком трудно!!! Ни один не сможет это сделать!

   Вскоре все лягушата устали и упали. Кроме одного, который поднимался все выше и выше... Он единственный сумел подняться на вершину башни.

Все стали расспрашивать победителя, как ему удалось найти в себе столько сил. Оказалось, победитель был глухим.

Может, иногда и нам лучше оставаться глухими к чужим сомнениям и даже похвалам?

       Труд воспитателя, учителя можно сравнить со словами Б.Пастернака – «цель творчества самоотдача, деятельность творческих людей сравнима с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое –прохладную тень; одно любит берег ручья, другое – высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве,  другое – на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

 «Восприятие»

Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на четыре категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

 Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойственен.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Аудиал хорошо воспринимает информацию, слушая ее. Причем новый материал желательно рассказывать не монотонным, а выразительным голосом, интонациями выделяя важные моменты. Аудиал легко отвлекается на посторонние звуки. На уроках для таких учащихся нужны звуковое сопровождение и диалог. Не стоит запрещать им проговаривать свои действия, они часто этим пользуются при решении особенно сложных заданий или вычислений.Для запоминания им надо произнести новый материал вслух, обсудить его. Распечатанный материал аудиалы воспринимают плохо. Для таких учащихся учитель может, например, подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком.

У кинестетика главный инструмент восприятия — тело, а главный способ восприятия — движение, действие. Чтобы понять новое, им надо сделать, повторить действие руками. Если это справочная информация, то для запоминания кинестетику надо записать ее собственноручно. Таким учащимся можно предложить составить конспект, выписать новые понятия, определения. Если это порядок действий, то их надо делать по мере поступления. Для таких учеников важно наличие конкретных шагов. Для них “просто рассказ” лишен смысла. Учитель математики может предложить таким ученикам задания на исследование, на нахождение нескольких способов решения или задания с четкими инструкциями по их выполнению. Учащемуся-кинестетику сложно долго слушать и только смотреть. Как правило, он начинает повторять действия учителя.

ДИСКРЕТЫ – это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».

Визуальный контакт во время разговора отвлекает дискретов, поэтому они отводят глаза в сторону. Дискреты не смотрят глаза-в-глаза, чтобы не терять нить беседы и подбирать правильные слова (то есть если человек не смотрит вам в глаза – это вовсе не значит, что он лжет). Кроме того, дискреты с помощью касания и других физических ощущений возвращаются от своих мыслей к окружающей действительности.

Считается, что дискретами не рождаются, но становятся.

Для дискретов очень важно, чтобы задание имело логические связки, переходы одного этапа к другому, а не простая формулировка задания. Также обязательно должна быть мотивация к выполнению задания. Причем данное задание должно быть ценностным для ученика и опираться на уже имеющиеся знания. Учащемуся-дискрету важно видеть функциональность и полезность задания.

При подготовке к уроку учитель может предлагать задания в различной форме для учащихся с разными типами восприятия. Для этого не стоит аудиалу каждый раз записывать аудиокассету, а визуалу крутить видеоряд. Обычно в классе обучаются ученики со всеми типами восприятия, а у учителя нет возможности один и тот же материал объяснять несколько раз по-разному. Но современный педагог, владеющий технологиями обучения, может и должен комбинировать всевозможные формы представления информации, основываясь на преобладающем способе восприятия.

При постановке, формулировании учебных задач и организации практической работы на уроке  наиболее возможен учёт индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка.

Например, в формулировке заданий могут быть использованы глаголы, которые будут “ближе” ученику. Русский язык позволяет одну и ту же мысль представить разными словами. Например, ученики должны понять смысл теоретической части, представленной в электронном пособии. В этом случае визуалу учитель даст задание “увидеть главное”, аудиалу — “услышать основное”, кинестетику — “уловить суть”, дискрету — “сделать вывод”. При этом при создании самого пособия преподаватель учтет особенности всех: оно будет наполнено анимационными эффектами (движение и звук), кнопками или ссылками перехода между отдельными частями, четкой структурой представления информации.

Таким образом, если учитель будет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика (с точки зрения способа восприятия информации), то будет не только достигаться цель конкретного урока, но и учащийся будет учиться воспринимать информацию разными способами. А это , в свою очередь , послужит залогом успешности каждого ребёнка при обучении.

     Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы делаются в основном по наблюдениям.  

На что обязательно обращают внимание?

- Направление взгляда. У визуалов при общении взгляд направлен в основном вверх, у аудиалов – по средней линии, у кинестетиков – вниз.

 - Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

- Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал – то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь.

Читаются отрывки из сочинений детей с разным типом восприятия (Приложение 1). Слушатели отгадывают, кто является автором каждого отрывка.

    А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание. Допустим, оно написано на классной доске.

Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко воспримет ее записанной именно на доске.

Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома может «сесть на телефон» и узнать о том, что задано у одноклассников. Или просит сделать это родителей и сказать ему.

Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений.

Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене.

Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное – возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось «держать рот на замке».

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

 Также индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе.

Специалисты говорят:

- от визуала можно требовать быстрого решения задач;

 - от аудиала – немедленного повторения услышанного им материала;

 - от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого – он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних!

При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется:

- визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

 - аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами – так ему легче справиться с заданием;

- кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома – сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на «его языке»:

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано «на его языке»:

- визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;

 - аудиалу – сказать шепотом «ш-ш-ш»;

 - кинестетику – положить руку на плечо, похлопать по нему.

Кто вы?

   

Приложение 1

    Образцы сочинений детей-аудиалов, кинестетиков и визуалов (по материалам книги М.А. Павловой «Интенсивный курс повышения грамотности НЛП»).

В визуальной системе:

     «Зимний лес. Кругом белым-бело. Вокруг огромные сугробы. Они похожи на диковинных зверей. Под высокой сосной я вижу разбросанные коричневые ветки. На них темно-зеленые иголки. Между камнями на снегу едва приметны чьи-то маленькие следы. Я смотрю на морщинистый ствол. На ветке красногрудый снегирь, похожий на пушистый шарик».

В кинестетической системе:

    «Я иду по зимнему лесу. Ноги тонут в глубоком снегу. Идти трудно. Мороз щиплет щеки. В лицо бьет ветер, он бросает в меня пригоршни колючего снега. Замерзли руки и пальцы на ногах. На шарфе возле рта замерзли сосульки. Мне кажется, снег пахнет арбузом»,

В аудиальной системе:

     «Зимний лес…Он поражает меня с первого мгновения торжественной звенящей тишиной. Сначала кажется, что все вокруг неживое, безмолвное. Но, прислушавшись внимательнее, я начинаю различать множество звуков: вот хрустнула ветка; вот вдалеке закаркали вороны, вероятно поспорив из-за добычи; вот раздался едва уловимый ухом стук; это белка сбросила с ветки не понравившийся ей орех; вот слышен вой ветра и треск сухих веток… Сколько звуков кругом! Значит, жив лес, не в спячке он, а ведь сначала казался таким омертвелым и неприветливым…»

Приложение 2.


визуалы


аудиалы


кинестетики


дискреты

Приложение 3.

Словарь слов и выражений, характерных для визуалов, аудиалов, кинестетиков.

(составлен Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной по материалам книги А. Льюис, Р. Пуселик, 1995)

Визуальная система восприятия:

Существительные: картина, точка зрения, перспектива, видение, угол зрения, горизонт, иллюзия, экран и др.

Глаголы: видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, фокусировать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, затемнять.

Прилагательные  и причастия: четкий, блестящий, ясный, цветной, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удалённый, гигантский и т.д.

Выражения: я вижу, о чем вы говорите; видеть «в розовых очках»; «пролить свет»; быть на виду; показать в истинном свете; на первый взгляд и др.

Аудиальная система восприятия:

Существительные: тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, мелодия, эхо, песня и др,

Глаголы: слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, кричать, звонить, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать и др.

Прилагательные и причастия: говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.

Выражения: говоря другими словами; «задавать тон»; «медведь на ухо наступил»; напрягая слух.

Кинестетическая система восприятие:

Существительные: тяжесть, дыхание, чувства, напряжение, вес. Нагрузка, давление, удар, движение, температура.

Глаголы: касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, ощущать, шевелиться.

Прилагательные и причастия:  чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, душевный, холодный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, Сентиментальный, невыносимый.

Выражения: чувствовать проблему; «сдвигать камень»; «развязать проблему»; «вбивать клин»; «наложить лапу»; воспользоваться случаем; стоять на своем; «резать подметки на ходу».

Дискретная система восприятия:

Существительные: закон, логика, следствие, мысль, причина, цель, результат, образ, мышление.

Глаголы: выявлять, размышлять, следовать, рассуждать, выводить, обобщить.

Прилагательные и причастия: рассудительный, обобщающий, логичный, здравомыслящий, осмысляющий.

Выражения: из этого следует, это значит, таким образом, согласно теории вероятностей или законам логики.

Приложение №1

Тест  на определение ВАШЕГО СПОСОБА ВОСПРИЯТИЯ

Отвечая на эти вопросы, выбирайте первое, что придет вам на ум. Не тратьте время на обдумывание.

1. Каким образом вы предпочли бы узнать, как работает компьютер?

 а. посмотрев учебный фильм;

 б. прослушав объяснения;

 в. разобрав компьютер и самостоятельно попытавшись понять, что там к чему?


 2. Что бы вы предпочли почитать для развлечения?

 а. книгу о путешествиях со множеством иллюстраций;

 б. детектив со множеством диалогов;

 в. книгу с задачами, загадками и головоломками.


 3. Если вы не уверены, как пишется слово, что вы скорее всего сделаете?

 а. напишете, чтобы посмотреть, так ли оно выглядит, как надо?

 б. произнесете его;

 в. напишете, обращая внимание на свои ощущения, те ли они?


 4. Если вы были на вечеринке, что вы скорее всего будете вспоминать на следующий день?

 а. лица тех, кто там был, но не их имена;

 б. имена, но не лица;

 в. то, что вы там сами говорили и делали.


 5. Как вы скорее всего будете готовиться к контрольной работе?

 а. читать свои конспекты, заголовки книг, рассматривать схемы и иллюстрации;

 б. попросите кого-нибудь задавать вам вопросы или сами будете повторять все про себя;

 в. записывать то, что надо знать, на карточках и рисовать схемы.


 6. Когда вы видите слово с-о-б-а-к-а, что вы делаете первым делом:

 а. представляете себе собаку;

 б. мысленно произносите слово «собака»;

 в. представляете, что можно делать с собакой: гладить ее, играть с ней и т. д.


 7. Что вам больше всего мешает, когда вы пытаетесь сосредоточиться?

 а. зрительные отвлекающие моменты;

 б. Шум;

 в. другие ощущения вроде голода, тесной обуви или тревоги.

8. Как вы предпочитаете справляться с трудностями?

 а. составить список, определить этапы и вычеркивать то, что сделано;

 б. сделать несколько звонков по телефону, чтобы посоветоваться со специалистами и друзьями;

 в. представить проблему в уме и пройти по всем возможным этапам ее решения.


9. Что вы скорее всего будете делать, стоя в очереди за билетами в кино?

 а. рассматривать плакаты и объявления;

 б. беседовать с теми, кто стоит поблизости;

 в. притоптывать ногой или ходить туда-сюда.


 10. Вы пришли в музей. Что вы сделаете для начала?

 а. осмотритесь, чтобы найти схему выставок;

 б. спросите у служащего, где какие выставки;

 в. начнете с первой выставки, какая приглянется, а дальше — как получится.


 11. Если вы разозлитесь, что скорее всего станете делать?

 а. мимикой покажете свое недовольство;

 б. кричать;

 в. топать ногами и хлопать дверьми.


 12. Если вы обрадуетесь, что скорее всего сделаете?

 а. сделаете обрадованное лицо;

 б. закричите от радости;

 в. запрыгаете от радости.


 13. Какой кружок вы предпочтете?

 а. художественный;

 б. музыкальный;

 в. спортивный.


 14. Что вы делаете, когда слушаете музыку?

 а. мечтаете (представляете себе разные картины);

 б. подпеваете себе под нос;

 в. двигаетесь под музыку, притоптываете ногой и т. п.


 15. Как бы вы поведали историю о каком-нибудь случае?

 а. написали;

 б. рассказали;

 в. разыграли.


 16. В какой ресторан вы бы не пошли?

 а. где слишком яркое освещение;

 б. где слишком громкая музыка;

 в. где слишком неудобные стулья.


а теперь результат Подсчитайте число «а», «б» и «в»: «а»___«б»___«в»___

 Если у вас больше всего «а», вы в учебе больше полагаетесь на зрительное восприятие. Вы учитесь глазами.

Если у вас больше всего «б», вы в учебе больше полагаетесь на слуховое восприятие. Вы учитесь ушами.

Если у вас больше всего «в», вы в учебе больше всего полагаетесь на кинестетическое восприятие. Вы учитесь в движении и руками.

Если вы обвели все буквы примерно одинаковое число раз, вы в учебе зависите от нескольких способов восприятия.

То, каким образом вы усваиваете новые знания, зависит от ощущений, которые поставляют информацию в ваш мозг. Большинство людей склонны пользоваться одним из видов ощущений больше, чем остальными. Некоторые лучше всего учатся на слух. Такие люди полагаются на свое СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Другие лучше всего запоминают, читая или глядя на изображения, то есть, пользуясь ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ. Есть и такие, которым, чтобы учиться, надо что-то делать, например, записывать. Это двигательное или КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Знание наилучшего для вас способа обучения может помочь вам в учебе. Может быть, вам даже удастся понять, почему некоторые вещи не имеют для вас никакого смысла.

     После этого ведущий делит группу на четыре команды, каждой выдает карточку (Приложение 2) с названием одной из репрезентативных систем и просит команды рассказать известную «докучную» сказку «У попа была собака…» в характерной для визуалов, аудиалов, кинестетиков манере. Каждая подгруппа снабжается раздаточным материалом – отпечатанными листами с наиболее характерными для всех трех категорий словами, словосочетаниями и фразеологизмами (смотри Приложение 3).

Группы работают 10-15 минут, после чего читают свое произведение. Остальные участники отгадывают, кто является автором: визуалы, аудиалы или кинестетики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенность восприятия информации

Особенность восприятия информации у каждого ребенка индивидуальна. Следует учитывать это при проведении уроков. Разберемся с основными типами личностных характеристик в отношении "принятия" информации...

Родительское собрание "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"

Содержит материалы (презентация, практические советы родителям) к родительскомусобранию по теме: "Изучаем новое: виды систем восприятия информации"...

Различия детей по типам восприятия информации

Визуал, аудиал, кинестетик? Как распознать, сделать учебный материал более доступным, какие задания предложить....

Мастер-класс по теме: Дифференциация по типу восприятия

Цель мастер - класса: показать приемы организации учебной деятельности с учетом ведущего типа восприятия....

Учет типов восприятия учеников в учебно-воспитательном процессе

Задача учителя не просто преподать урок, а сделать так, чтобы ученик воспринял получаемую информацию наиболее понятным ему способом.Сегодня мы поговорим о том, какие типы восприятия бывают, и как пони...

Родительское собрание - Каналы восприятия информации

Родительское собрание на тему: "Каналы восприятия информации младшим школьником"...

Технология экспресс-диагностики типов восприятия информации у младших школьников.

Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает зал...