Особенность восприятия информации
статья (1 класс) по теме

Карабаева Марина Робертовна

Особенность восприятия информации у каждого ребенка индивидуальна. Следует учитывать это при проведении уроков. Разберемся с основными типами личностных характеристик в отношении "принятия" информации.

Визуалы, аудиалы, кинестетики

Процесс школьного обучения заключается в постижении новых знаний, и все дети постигают их по-разному.

Традиционно выделяют четыре группы :

Аудиалы- это те, кто в основном воспринимают всё на слух.

Визуалы – видят «картинками», воспринимают всю предложенную информацию в первую очередь при помощи зрения.

Кинестетики – для таких людей важно эмоциональное подкрепление, и прикосновения они воспримут скорее, нежели слова.

Дискреты – они ориентируются на смысл, содержание, важность и функциональность информации.

Почему это так значимо – понять, к какому из этих четырёх типов принадлежит ребёнок?

От того, к какой из групп принадлежит школьник, зависит учебный процесс. Кто-то что-то запоминает лучше, у всех свои особенности, один отвлекается, другой нет, бывает и так, что ученик всё «ловит на лету», а кому-то нужно время, чтобы усвоить информацию. Знать свою «принадлежность» нужно и во избежание противоречий в отношениях между учеником и учителем, ведь часто бывает, что дети и педагог «говорят на разном языке».

Как же распознать представителя того или иного типа? На что нужно в первую очередь обратить внимание?

Если человек употребляет в своей речи такие слова, как «смотреть», «наблюдать», «картина», «яркий», «красочный», и прочие связанные со зрением существительные, глаголы и прилагательные, будьте уверены – перед вами типичный визуал.

Соответственно, «словарь» аудиала содержит слова типа: «послушайте», «обсуждать», «голос», «молчаливый» и др.

А кинестетик же в основном употребляет слова, относящиеся к движениям и ощущениям, например «мягкий», «тёплый», «гибкий».

Также различается и направление взгляда.

Если взгляд кинестетика, как правило, направлен вниз, то визуалы смотрят вверх, а аудиалы – по средней линии.

Особенности внимания.

Кинестетику сложно концентрировать свое внимание, его легко можно отвлечь чем угодно;аудиал постоянно отвлекается на звуки; визуалу они практически не мешают. 

Кинетестику очень тяжело сосредоточиться на чём-то,визуалу же и аудиалу не помешают никакие внешние раздражители.

К тому же, различаются и особенности запоминания, например, у визуала прекрасная зрительная память, аудиал отлично запоминает на слух, а кинестетик запоминает, как правило, всё только в общих чертах. Иногда можно распознать тот или иной тип в человеке по жестам или тембру голоса, но не стоит забывать, что всё это – индивидуальные особенности.

Что касается школьников, то любого ученика можно «протипировать», лишь понаблюдав за ним в типичных школьных делах: как он записывает домашнее задание.

Визуал всегда записывает всё досконально, аудиал же скорее спросит, что задали, у товарища. Кинестетик станет рыться в портфеле, наконец, достанет нужный учебник и прямо в нём обведёт в кружочек номера тех упражнений, которые предстоит сделать.

Различаются у четырёх типов и способы восстановления сил.

Визуал любит побыть в одиночестве, погрузиться в свои зрительные образы. Такой ребёнок часто остаётся в классе, когда все выходят на перемену. Дети-аудиалы же напротив, любят погалдеть, пошуметь в перерывах между уроками, ну а для кинестетика перемена – очередной «повод» размяться и подвигаться.

Визуал быстро решает задачи, аудиалу необходимо «повторение пройденного». Что касается кинестетика, то время для него решает всё. Так что и родителям, и учителям стоит запастись терпением.

Если ребёнок – визуал,хорошо бы дать ему листок бумаги,на котором он в процессе урока в школе или дома может делать пометки и зарисовки

Нет ничего противоестественного в том, если аудиал шевелит губами на уроке – ведь этим он помогает себе справиться с заданием. Кинестетику нужно давать шанс размяться, отдохнуть от учебного труда.

Подход к обучению того или иного ребёнка найти несложно, если учитывать особенности типа.

Допустим, визуал очень здорово справляется с таблицами, схемами, наглядными пособиями – это всё его. Занимаясь с аудиалом, нужно учитывать громкость, скорость и темп речи. Так как кинестетики всё запоминают медленно и последовательно,то нужно учитывать это и в жестах и прикосновениях, ведь такие дети в основном запоминают всё посредством мышечной памяти.

Но ошибочно думать,что аудиал так до конца жизни и останется аудиалом,равно как кинестетик будет доверяться всегда лишь тактильным ощущениям,а визуал – зрительным. Ведь мы в силах развивать все органы чувств и открывать для восприятия информации разные каналы.

Материал взят с сайта http://www.shkola-dlya-vseh.ru/shkola/metod/51-u4e...

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПО СПОСОБУ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации...

Особенности восприятия информации как способ повышения уровня обученности учащихся

Каждый знает, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств: мы видим картины, мы слышим звуки, мы ощущаем запахи и вкусы. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию извест...

Повышение эффективности образовательного процесса путём учёта особенностей восприятия информации

Возможности использования  различных заданий на уроках  с учётом особенностей восприятия информации  для повышения эффективности образовательного процесса и  познавательной активно...

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

Особенности восприятия информации младшими школьниками

Материалы выступлений и тесты для определения способов восприятия информации...

Доклад "Особенности восприятия информации обучающимися с ТНР"

  Тяжёлые нарушения речи по - разному, но обязательно, на­ходят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой с...