Технология экспресс-диагностики типов восприятия информации у младших школьников.
материал (1 класс)

Учет сенсорных особенностей учеников, владение приёмами воздействия на зрительный, аудиальный и кинестетический канал восприятия позволяет учителю избежать многих трудностей при обучении, помогает заложить более прочную базу знаний, и, следовательно, значительно повысить эффективность учебного процесса.

Знание доминирующих каналов восприятия дает учителю возможность не только лучше понимать внешние и внутренние реакции учеников, но и предлагать задания, рассчитанные на индивидуальные особенности и потребности каждого из них. А это как путь к лучшему взаимопониманию, так и способ облегчить восприятие и освоение школьного предмета.   Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе владеть одним (ведущим) каналом восприятия информации, но это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Если Ваше объяснение ограничено только одним каналом восприятия, вы рискуете тем, что две трети класса не воспримут его.

Технология «Экспресс-диагностика типов восприятия информации у младших школьников» представляет собой комплект методических материалов для определения типов восприятия информации детьми, анализа полученных результатов и определение изменения траектории образовательного процесса в рамках его индивидуализации.

Диагностические материалы предоставляют собой матрицу определения конкретных признаков каждого типа восприятия информации, которая заполняется учителем, воспитателем или психологом во время образовательного процесса в течение от 15 до 30 дней в свободном режиме.

Методические рекомендации содержат инструменты для обработки и анализа полученных данных и варианты работы на основе этого анализа. 

Актуальность. Приход в первый класс – один из самый важных и сложных периодов в жизни ребёнка. Поступление в школу часто является причиной эмоционально-стрессовой ситуации. В настоящее время в специализированной литературе представлено малое количество работ, посвященных теме влияния психотипических особенностей школьников на их адаптацию к условиям школьного обучения. Поэтому разработанная технология "Экспресс-диагностики типов восприятия у младших школьников" является актуальным ресурсом для организации работы учителя начальных классов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.

Детей

Признаки

Трудно концентрировать свое внимание, часто отвлекается

Хорошая координация движений

«Чувствует ситуацию», состояние других людей.

Боится отвечать на вопросы устно с места, у доски

Много двигается во время урока, ёрзает.

Взгляд чаще всего при общении направлен вниз

Не устаёт от шума

Шевелит губами при чтении, проговаривая слова

Легко понимает услышанное, чувствителен к интонациям

Взгляд чаще всего при общении направлен по средней линии

в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами

Очень разговорчив, говорит ритмично

Взгляд чаще всего при общении направлен вверх

Организован, наблюдателен, спокоен

Часто переспрашивает

Предпочтительно читает сам, быстро и хорошо

Часто чертит и рисует что-то (в тетради, на листочке и т.д.)

Нарушения в отношениях с одноклассниками, родителями, учителями

Нежелание ходить в школу

Соматические проявления: головная боль, нарушение аппетита, подавленное настроение, повышенная утомляемость

Эмоциональные нарушения

Снижение общительности, эмоциональной устойчивости, самоконтроля, социальной смелости и повышенные показатели эмоциональной возбудимости, тревожности, не способности к длительному сосредоточению, замыкание в себе

Результаты:

Если вы согласны с высказыванием, представленным в таблице, то это указывает на дезадаптацию ученика.

Если вы положительно отвечаете на вопросы, то этот ребёнок-кинестетик.        

Если вы положительно отвечаете на вопросы, то этот ребёнок-аудиал.

Если вы положительно отвечаете на вопросы, то этот ребёнок-визуал.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ведущие типы восприятия информации"

Данная публикация поможет учителю донести до родителей и коллег  мысль об индивидуальности каждого ребенка, его индивидуальном видении мира, его индивидуальных каналах восприятия  информации...

"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г

Цели: : ü  расширить представление о времени, дате,ü  ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü  раскрыть понятие «календарь» и его зн...

Психологическое воздействие цвета на восприятие учебного материала младшими школьниками

 Орфографическая грамотность обучающихся – одна из актуальных проблем стоящая перед школой. Грамотность учеников низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка. Особая роль в формиров...

Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения

В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИЧИНЫ И ТИПЫ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Различия детей по типам восприятия информации

Визуал, аудиал, кинестетик? Как распознать, сделать учебный материал более доступным, какие задания предложить....

Научная статья: "Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками"

М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноце...