Беседа с родителями: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"
методическая разработка (1 класс)

Попова Лариса Ивановна

Беседа "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому" проводится на родительском собрании в 1 классе. Цель: определить влияния семьи на формирование личности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_rebenok_uchitsya_tomu.docx47.84 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа

на родительское собрание в 1 классе «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

     

Составитель: Попова Л.И.

 учитель начальных классов

 «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Цель:

-определить влияние семьи на формирование личности человека;

Задачи:

-совместно с родителями обсудить проблему значения в жизни человека развития эмоциональной сферы, положительных эмоций.

-способствовать развитию умению общаться и формированию культуры взаимодействия.

- осознать роль социального опыта семьи в воспитании детей.

Форма проведения: беседа

Оборудование : слайдовая презентация на тему собрания, видеоролик « Дети видят, дети повторяют», памятки «Советы родителям»

  1. ПРИВЕТСТВИЕ.

Дорогие друзья, дорогие родители, мы сегодня поговорим о семье. Главный фактор, влияющий на воспитание ребенка и на его здоровье, - это семья. Народная мудрость гласит:

  • “У доброго семени не бывает плохого племени”,
  • “Хочешь выбрать девушку в жены, познакомься с ее матерью”,
  • “Семья – ключ к счастью”,
  • “Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе”,
  • “На что и клад, коли в семье лад”,
  • “Счастлив тот, кто счастлив дома”

Классный руководитель:

  • Уважаемые родители, задумайтесь: На ком лежит ответственность за воспитание детей? Родители отвечают на вопрос) Все мы родом из детства. Все – хорошее, и плохое – человек получает в семье. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности.
  • Факторы, которые влияют на формирование личности ребенка, его социального опыта, специалисты условно подразделяют на три группы.
  • Первая – это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в сложности и противоречия современного мира.
  • Вторая - это внутри – и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд.
  • Третья группа - это собственно семейное воспитание, некий комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

       Эти факторы являются основой педагогики семейных отношений, той самой, о которой писал А.С. Макаренко в своей “Книге для родителей”.

“Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас не дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение...”

Ребенок копирует поведение взрослых. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них. Дети вольно и невольно перенимают опыт своих родителей.

А на столе у нас - очаг, маленькое солнце, символ тепла и света, педагогической чуткости, веры, горячего сердца родительской любви и мудрости.

2.Объявление темы.

Прежде чем я назову тему нашего собрания, прошу вас искренне ответить на мои вопросы.

1.Поднимите руки те, кто постоянно проводит со своим ребенком воспитательные беседы, объясняет правила поведения. анализирует проблемы, поступки, наставляет ? Спасибо. Все родители в нашей аудитории и в мире выполняют свою родительскую миссию воспитания.

2. А теперь и поднимите руки те, кто хоть раз в жизни произносил фразы по отношению к своим детям: «Сколько ни говори, ничего слушать не хочет» или «Говорю, говорю, а все без толку».

Спасибо. Я думаю, что размышляя над темой сегодняшней встречи «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», мы узнаем одну из причин, которая мешает нам быть услышанными своими детьми, задумаемся, почему они не всегда поступают так , как мы им советуем, наставляем.

Введение в проблему.

Лейтмотивом наших размышлений будет мудрое высказывание замечательного педагога В. А. Сухомлинского.

Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

Работа наша будет строиться по правилу «Трех кувшинов» , которые мы заполним в процессе работы.

( На доске или изображения трех кувшинов).

1 .Кувшин «Разума» - он раскрывает проблему, помогает ее увидеть. Его заполняют ваши мысли, размышления, пути поиска решения.

2. Кувшин Сердца - его мы заполним мудростью родительской любви, которая так нужна нашим детям.

3. Кувшин Опоры - там хранится посох, на который мы взрослые, можем опереться на трудном пути воспитания.

Сейчас нам предстоит их заполнить.

Психологи говорят, что глаза наших детей это маленькие фотоаппаратики, которыми они фиксируют все, что происходит в семье. С первых дней жизни ребенок усваивает социальный опыт, как бы запечатлевая его. Это похоже на фотографию. Увидел – сфотографировал. Окружающий мир, явления и события, поступки людей.

Чтобы наполнить ваш кувшин Разума предлагаю просмотреть видеоролик созданный по заказу ЮНЕСКО «Дети видят, дети повторяют»

Размышление после просмотра.

_ Над чем заставил вас задуматься этот просмотр?

( Ответы родителей)

- Какую проблему он высветил для нас? ( Ответы родителей)

Сейчас я попрошу вас ответить на вопрос : «Можно ли назвать слово лучшим методом воспитания?»

( Ответы родителей)

Прекраснейший швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, призывал родителей очень осторожно обращаться с этим инструментом воздействия. Вначале ребенку необходима искренняя забота и безусловная любовь, затем – образец поведения и нравственности самих родителей. И только потом словами можно называть те поступки, которые делаем сами.

Как вы считаете, что Важнее слово или пример родителя в воспитании ребенка?

( Ответы родителей)

Родительский пример является одним из самых важных аспектов воспитания ребенка. Этим вопросом с точки зрения педагогики углубленно занимался Л.Н. Толстой. Он считал, что в процессе воспитания мы напрямую влияем на детское сердце посредством, так называемой гипнотизации, т.е. собственным примером, который является заразительным для детей. Ребенок подсознательно копирует поведение родителей, при этом не важно, насколько это поведение правильное или нет. Наш ребенок – это отражение наших поступков, стремлений, образа жизни и моральных принципов. Никакие слова, уговоры, назидания не помогут так, как пример родителей. Дети во всем берут пример, прежде всего, с родителей, а потом уж с других. 
Безусловно, задушевная беседа является прекрасным способом общения. И наставлять ребенка родители обязаны, и замечание вовремя сделать надо. Но если ваши слова расходятся с вашими делами, они сказаны впустую.

Приведите примеры из жизни, когда ваши слова расходятся с поступками.

(Примеры для учителя)

Если мы говорим, что врать нельзя, а сами, не желая разговаривать по телефону, говорим ребенку, чтобы сказал, что нас нет дома, то тем самым мы совершаем реальное действие зла, которое перечеркивает наши нравоучения. Если мы учим ребенка почтительно относиться к женщине, а сами неуважительно относимся к жене, то такое воспитание является лицемерием и ничего, кроме раздражения и недоверия, не вызывает. Если мы учим детей трудиться, а сами ленивы и не можем делать элементарную работу, то наших детей трудно будет приучить к труду.

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания. Говорил китайский философ Сюнь-цзы.

Родители не задумываются о своих действиях, которые потом возвращаются бумерангом через поступки детей. Очень трудно тогда бывает изменить себя и свой образ жизни.

А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»:

« Ваше собственное поведение- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» Пусть слова мудрых педагогов останутся в вашем кувшине Разума и будут ему лучшим советчиком в воспитании ребенка.

Сейчас нам предстоит заполнить кувшин Сердца.

Мысленно запишите на листе бумаги правила, исполнения которых вы требуете от ребенка.

А теперь честно и откровенно признайтесь себе, какие из этих требований вы в своей жизни не выполняете. Зачеркните их. Еще раз проверьте то, что осталось. Если вы можете показать ребенку пример в «незачеркнутых» правилах, то можете смело, с чистой совестью, требовать их выполнения.

Вспомните свои домашние разговоры. В них чаще всего проявляется ваше настоящее отношение к окружающим людям, событиям, вещам. И чему бы вы потом ни учили ребенка, услышанное им в домашней непринужденной обстановке станет подсознательным мотивом в жизни. (Дать родителям время поразмышлять ).

Откройте свои сердца для мудрости этих простых советов, выполнение которых всегда сложно, но так необходимо , они помогут вашим детям вас услышать.

( Раздать памятки с советами родителям )

ПАМЯТКА:

Будь сам тем, кем желаешь, чтобы стали дети твои.

Чего требуешь от детей, то делай сам.

Что запрещаешь детям, откажись от того и ты.

Будь примером для детей не только тогда, когда они видят или слышат тебя, но и в отсутствие их.

Заметив недостатки детей, обрати внимание и на свои поступки, на свои слова и действия.

Обнаружив недостатки и ошибки в своей жизни, старайся исправиться, а затем уже исправляй детей.

Помни, что то, что окружает тебя, есть часто не что иное, как отражение твоего внутреннего «я».

Нам осталось достать посох из Кувшина Опоры.

Назовите имена Великих педагогов, чьи высказывания звучали сегодня на нашей встрече: А.С.Макаренко, В. А Сухомлинский, Г . И.Г.Песталоцци, Л. Толстой. Я предлагаю вам пополнить вашу семейную библиотеку замечательными книгами мудрых педагогов.Их труды по воспитанию будут вашей опорой на трудном пути воспитания.

Хочется закончить размышления о личном примере родителей в воспитании небольшим пожеланием:

Если вы ошиблись, поступили неправильно, не стыдитесь признаться. Объяснив ребенку причины такого поведения, показав, как вы сожалеете о случившемся, вы демонстрируете пример победы над характером. Это не унижает родителей. Вы исключаете лицемерие, а ребенок получает возможность для совершенствования. Искренность и открытость укрепляют семейные связи и являются прекрасным примером для подражания.

А сейчас я прошу вас поделиться, чем наполнились ваши кувшины Разума и Сердца в процессе работы.(Ответы родителей)

Сердечное спасибо за ваши размышления.

Пусть в зеркале вашей души отражаются все самые замечательные мгновения жизни ваших детей

Литература:

1. Н.А.Горбунова «Родительские собрания в начальной школе» Волгоград «Учитель-АСТ» 2003 год

2. Н.И.Дереклеева «Справочник классного руководителя» Москва «Вако» 2004 год

3. С.В.Кульневич, Т.П.Лакоцетина «Внеклассная работа в начальной школе» ТЦ «Учитель» 2001 год 4. Е.Н.Степанова

4.Сага Е.В. Школа умного детства и открытых сердец. Классные часы и родительские собрания в 3-4 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример тому"!

ПрезентацияЭтот материал можно использовать на родительском собрании в любом классе. Сейчас много говорится и пишется о роли школы в воспитании ребёнка. но мы забываем, что главную ответственность за ...

Материал для беседы с родителями " Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Данный материал беседы будет полезен начинающим воспитателям, учителям начальных классов, молодым родителям, да и , наверное, родителям со стажем....

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!

Ребёнок учится тому,Что видит у себя в дому,Родители пример тому!...

Беседы с родителями " Дети учатся тому, что видят у себя в дому."

В данной работе содержатся  10 советовдляродителей, которые помогут в воспитании ребёнка.  Родители должны всегда помнить , что  они – зеркало, в которое ежечасно, ежедневно...

Беседа с родителями "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"

Данный материал может быть полезен учителю при подготовке к родительскому собранию....