Развитие интереса к чтению
статья (2 класс)

Аракчеева Надежда Васильевна

 

В. А. Сухомлинский правильно подметил, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Младший школьник сегодня получает информацию по интересующим его вопросам из различных источников: кино, радио, телевиденья, периодическая печать, а также от общения с взрослыми и сверстниками и т. д.  Но главным источником была и остается книга. Ведь чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_interesa_k_chteniyu.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению

В. А. Сухомлинский правильно подметил, что «если в начальной школе дети мало читали, у них складывалась структура малодеятельного мозга». Младший школьник сегодня получает информацию по интересующим его вопросам из различных источников: кино, радио, телевиденья, периодическая печать, а также от общения с взрослыми и сверстниками и т. д.  Но главным источником была и остается книга. Ведь чтение – важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

          Жизнь показывает, если ребенок научился читать осмысленно, бегло, то он и в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально он будет переживать свой недостаток и не сможет полностью реализовать в школе свои способности, то положительное, что в нем заложено.

         Как сделать так, чтобы дети любили читать? Эта проблема часто бывает центральной в воспитании детей. Большая роль в неправильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому я хочу дать необходимые советы родителям:

1. Прежде всего, нужно подбирать для чтения яркие, красочно оформленные, с крупными иллюстрациями книги.

2. Покупая ребенку книгу, просмотрите ее сами, ознакомьтесь с содержанием.

3. Начинать самостоятельное чтение надо с книг с большими рисунками, т.к. страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет -  и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.

4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно – фантастические, рассказы, стихотворения, басни, фольклор.

5. Надо организовать семейное чтение книг. Коллективное чтение усиливает восприятие, заражает всех одним настроением и чувствами.

6. После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями ни в коем случае, не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

7. Полезно чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Это укрепляет вкус к чтению.

8. Жужжащее чтение – чтение вслух, вполголоса.

9. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну- две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильм: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул.

10. Важна не длительность, а частота чтения. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. А что получается в семьях? Папа или мама усаживает своего ребенка, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, ребенку необходимо час-полтора очень трудной работы, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Папа и мама допускают здесь очень серьезную ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы ребенок читал порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через 30-40 минут еще одна порция чтения и пересказа.

11. Чтение частями: 1-2 предложения читает мама (папа), 1-2 предложения – ребенок.

12. Родители должны выбрать в книгах для чтения доступные для ребенка места. Затем во время чтения мамой (папой) надо делать паузу и якобы искать нужный текст. Ребенок, естественно заинтересованный книгой, торопит читать дальше. Нужно ему сказать, что пропускаю те места, которые ему еще рано читать. Запретить эти места читать и даже указать страницы, которые нельзя читать. Конечно, эти места ребенком обязательно прочитаются.

13. Иногда, в присутствии ребенка родители читают «про себя» книгу. Ребенок интересуется, что читают родители. Надо сказать, что эту книгу ему еще рано читать и спрятать ее так, чтобы он ее нашел. Естественно, эта книга будет прочитана им.

14. Можно поиграть с детьми при чтении в игры:

А)  «Молния». Ребенок читает понравившуюся книгу «про себя», потом вслух. По команде «Молния» (от 20 сек. До 2 минут) он начинает читать в ускоренном режиме.

Б) «Угадай». Чтение текста, перекрытого полосками (2,3,4).

В) Прежде чем начать читать книгу, предложить ребенку угадать загадку, послушать песню и отгадать, о ком (или о чем) он будет сегодня читать.

Г) Предложить ребенку два – три дня читать рассказы, стихотворения к данной теме: например, «Зоопарк», «Кто живет в лесу?».

Д) Прочитать сказку, рассказ и т.д. – нарисовать, вылепить персонажа.

Е) Игра «Кто быстрее?». Найти среди книг ту книгу, в которой есть рассказ, например: о лисе, о школе, о маме и т.д.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

1. Помните: чтение – это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребенка по всем предметам.

2. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться многого, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

3. Зная рекомендательный список литературы, вы поможете ребенку подобрать нужную книгу.

4. Начинать чтение книги нужно с обложки и титульного листа.

5. Своя собственная библиотека дает возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к чтению.

Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а осознанное. Вот над этим мы должны работать во втором классе.

                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по развитию интереса к чтению

Родители часто задают ворос:" Как привить ребёнку любовь  к чтению?"  Редко можно увидеть детей, которые без всяких наставлений берут в руки книжку и увлечённо читают. Если члены семьи любят читать и ...

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Роль семьи в развитии интереса к чтению.

Создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой....

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Развитие интереса к чтению младших школьников

В данной статье представлены новые формы, методы и приёмы обучения младших школьников. Использованы элементы устного народного творчества, игровые  моменты,  способствующие развитию ...

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Программа воспитания и развития интереса к чтению "Книга.RU"

Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, активной и самостоятельной.Известно ,что комплексное воздействие на все стороны ...