Статья «Не хочет…» Такого не может быть. Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе.
статья

Кривоногова Наталья Николаевна

«Не хочет…» Такого не может быть.Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кривоногова Наталья Николаевна

 учитель начальных классов, высшая категория,

Никитина Римма Васильевна

учитель начальных классов, высшая категория,

МБОУ СШ №81

 им. Героя Советского Союза

генерала Д.М.Карбышева

г. Ульяновск

«Не хочет…» Такого не может быть.

Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе.

Если мы задумаемся над тем, что значит правильно организовать учебную работу ребенка дома, то сразу увидим, что задача двоякая. С одной стороны, мы должны, помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить и устроить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков на каждый день и на всю неделю. С другой стороны, надо задуматься не только об этих внешних условиях деятельности, но и об условиях внутренних, о самом школьнике: он должен проникнуться ощущением неукоснительности приготовления уроков, приобрести стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, а также умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе.

Эти две стороны дела очень тесно связаны. Родители, которые думают над «научной организацией труда» своего маленького школьника, непременно откроют для себя еще какие-то важные моменты, которые сказываются на успешности работы именно их ребенка. Важно помнить лишь, что мелочей в этом деле нет: незаметные на первый взгляд внешние неудобства или внутренняя не настроенность ребенка на уроки, до поры до времени проявляющаяся открыто, -  то и другое может оказаться помехой. Поэтому принцип должен быть такой: прежде чем требовать успехов от малыша, надо убедиться, что у него есть условия добиться успехов.

У маленького школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.

Говоря о привычке, мы имеем ввиду вот что. Какая бы ни была хорошая погода, интересная передача по телевидению, какие бы гости не нагрянули с визитом, короче говоря, чтобы не случилось – уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания не приготовленным урокам нет и не может быть. Это необходимо дать понять маленькому школьнику с первых его шагов.  Возможно многим родителям может показаться излишним придавать этому такое уж большое значение, поскольку, как правило, на первых порах ребенок скорее жаждет чтобы ему задачи что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания и жизнь войдет в привычную колею трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так хочется делать.

И перовое, что может прийти на помощь ребенку, - это понимание того, что уроки приготовить просто надо, вот и все. Привычка заниматься и заниматься добросовестно должна стать второй натурой растущего организма. Понятно, что при этом он может учиться с различной степенью успешности по различным предметам; понятно, что он может испытывать трудности, но про него не скажут с тяжким вздохом «Не хочет учиться!»

Итак, сформировать привычку заниматься – дело первостепенной важности. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам, как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

С этого, пожалуй, и необходимо начинать. А ведь нередко приходится наблюдать семьи, где мама и папа считают возможным несколько раз прервать занятие ребенка (например, надо сбегать в магазин за хлебом).  Бывает нелегко убедить родителей в том, что таким образом они воспитывают у школьника отношение к урокам, как маловажному и второстепенному делу.

Правильно поступают те родители, которые с самого начала дают понять ребенку, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было дел, которые родители не могли бы прервать по собственному усмотрению. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни папа, ни мама практически никогда не прерывают! Естественно у этого дела появляется в глазах ребенка совсем особый статус. При этом очень важно соблюдать два условия. Первое: ребенок должен еще в дошкольном возрасте приучен к тому, что, когда родители заняты, им нельзя мешать. Между тем, нередко приходиться видеть семьи, где ребенок, не умея себя занять, непрерывно требует внимания взрослых, чем бы они не были заняты, не давая им ни минуты покоя. Не говоря уже о неудобствах для взрослых, вряд ли это полезно и для самого ребенка. Второе условие: создайте в семье атмосферу уважения к умственному труду как таковому.

Как же такое отношение воспитывать? Честно говоря, ответить на такой вопрос сложно. Если в самой семье по –настоящему уважают умственный труд, то скорее всего все пройдет, само собой.

Если нет – родителям надо бы прежде всего пересмотреть свою позицию. И быть может начать им с осознания того, какой огромный труд проделывают их собственные дети во время учебного процесса.

Список литературы:

1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007. – 367с.

2. Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях. Министерство образования РФ. Классный руководитель. М., 2001. №8.

3. Глассер У. Школа без неудачников. М., 1991.

4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.

5. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М 1989.

6. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. – М.: ВАКО, 2004.

Интернет -  ресурсы:

Ахмедова И.А.  https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/02/03/rol-domashnego-zadaniya-v-uchebnoy

Митина Л.В. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/10/12/znachenie-domashnego-zadaniya-v-uchebnoy

Гачин А.Н. https://cyberleninka.ru/article/n/domashnee-zadanie-kak-vazhnyy-komponent-nepreryvnogo-obrazovaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...

Презентация родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания

Родительское собрание в 3 классе «Организация выполнения домашнего задания»...

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов

Рекомендации для родителей по организации выполнения домашнего задания учащимися начальных классов...

Родительское собрание "«Организация выполнения домашнего задания»

Рекомендации учителя и ученых  по выполнению домашнего задания третьеклассниками...

Организация выполнения домашнего задания

Классный руководитель: Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный реж...

организация выполнения домашнего задания

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что это задача двоякая.1. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить...