Роль участия родителей на успешное выполнение домашнего задания и учеников в начальной школе
консультация (2 класс)

Анна Васильевна Гега

Родительское участие в образовательном процессе детей имеет большое значение, особенно на начальном этапе обучения. Взаимодействие родителей и детей при выполнении домашнего задания играет ключевую роль в формировании учебных навыков, мотивации и общей успеваемости школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyayaya.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Роль  участия родителей  на успешное выполнение домашнего задания и учеников в начальной школе

Родительское участие в образовательном процессе детей имеет большое значение, особенно на начальном этапе обучения. Взаимодействие родителей и детей при выполнении домашнего задания играет ключевую роль в формировании учебных навыков, мотивации и общей успеваемости школьников.

Домашнее задание играет огромную роль в развитии самостоятельности

учебных умений школьников. Системная работа ученика дома приводит к тому,

что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации,

учится выполнять работу качественно и в срок.

Редкий родитель не сталкивается с проблемой приготовления уроков

дома. Особенно это волнует, когда ребенок только пошел в школу.

Одним из основных аспектов родительского участия является создание благоприятных условий для выполнения домашнего задания. Это включает в себя выделение отдельного, хорошо освещенного и тихого места для учебы, обеспечение необходимыми учебными материалами и инструментами. Родители могут помочь своим детям организовать рабочее пространство так, чтобы они могли сосредоточиться на выполнении заданий и не отвлекаться на посторонние вещи.

Примером может служить создание "учебного уголка" в доме, где ребенок может заниматься своими школьными заданиями. Родители могут вместе с детьми выбрать удобный стол и стул, разместить полки для учебников и тетрадей, организовать место для хранения канцелярских принадлежностей. Такая организация пространства способствует формированию учебных привычек и повышает эффективность выполнения домашних заданий.

Кроме того, важным элементом является регулярное участие родителей в процессе выполнения домашнего задания. Родители могут помогать детям разбирать сложные темы, объяснять непонятные моменты и проверять выполненные задания. Однако, важно помнить, что помощь не должна превращаться в выполнение задания за ребенка. Задача родителей — направлять и поддерживать, а не решать все проблемы за ученика.

Одним из эффективных методов поддержки является совместное выполнение домашних заданий. Родители могут предложить свою помощь в качестве партнера по учебе, задавая вопросы, предлагая способы решения задач и обсуждая результаты. Например, при изучении математики родители могут решать задачи вместе с детьми, обсуждая различные методы и подходы. Это не только помогает ученикам лучше понять материал, но и способствует развитию критического мышления и логики.

Также важно отметить роль поощрения и мотивации. Родители могут использовать различные методы поощрения, такие как похвала за хорошо выполненное задание, небольшие награды или совместные развлечения после завершения работы. Позитивное подкрепление помогает детям чувствовать удовлетворение от своих успехов и стимулирует их к дальнейшему обучению.

Примером может служить система наград, когда за каждое выполненное задание ребенок получает звезду или наклейку, а после накопления определенного количества наград — поощрение, например, совместный поход в кино или любимое занятие. Такая система стимулирует детей к регулярному выполнению домашних заданий и формирует у них ответственность за свои учебные достижения.

Родители также могут участвовать в организации режима дня, помогая детям планировать время для выполнения домашних заданий, отдыха и развлечений. Регулярное расписание помогает детям развивать навыки самоорганизации и управления временем, что является важным аспектом успешного обучения. Например, родители могут предложить детям составить вместе расписание на неделю, включающее время для учебы, игр и отдыха. Это помогает детям научиться планировать свои дела и следовать намеченному графику.

Время их выполнения

Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 -11 классах - до 3,5 ч. («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям

и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»)

Как организовать рабочее место при выполнении домашнего задания?

Мы советуем обеспечить следующие условия работы: привычное рабочее место, привычный распорядок дня, привычные места для необходимых принадлежностей. В этом случае у школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает

рабочий настрой, желание приступить к работе.

Выработайте у школьника привычку еще до начала работы уточнить все

задания и приготовить все необходимое. Постепенно он научится планировать

свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам

придется позаботиться об этом. Например, младшие школьники нередко

старательно выполняют письменные задания, а после этого учат правило, на

которое и задано это упражнение. Чтобы подсказать, с каких заданий лучше начинать - легких или трудных, надо понаблюдать, как ребенок включается в работу и насколько быстро утомляется. Если он начинает работать сразу и без затруднений, но подъем быстро сменяется спадом, посоветуйте ему начинать с более трудных заданий. Если раскачивается медленно, но эффективность работы постепенно нарастает, можно начать с более легких уроков. Взрослый человек умеет контролировать себя и в процессе работы, и по окончании ее. У младшего школьника такого навыка, естественно, нет. Проверять себя он будет поначалу с вашей помощью. Когда ребенок может полностью перейти на самоконтроль, зависит от его индивидуальных особенностей.

Каждый ребенок, садясь за уроки, должен придерживаться правил:

1. Садись за уроки всегда в одно и то же время.

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.

4. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания

записаны в дневнике.

5. Приготовь письменные принадлежности для занятий.

6. Убери со стола все лишнее.

Окружающее пространство влияет на продуктивность. Важно обеспечить в комнате ребёнка нормальную температуру, освещение и тишину.

Письменный стол школьника всегда должен быть прибран. Нужно достаточно места для ноутбука, учебников, тетрадей и других принадлежностей. Не стоит захламлять рабочее место мягкими игрушками, рамками с фотографиями и прочими вещами, которые могут отвлечь ребёнка от выполнения домашней работы.

7. Пришло время начать работу. Сядь удобно, открой учебник…

Как выработать положительный настрой на приготовление домашних заданий?

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на

приготовление домашних заданий, если вы:

• с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны,

сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать

школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

• в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

• вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках, а найдете другую форму приветствия;

• не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

• никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

• постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

• проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок;

• в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи.

Как научить ребенка выполнять задания самостоятельно?

Кому-то из детей потребуется всего неделя-другая, кому-то - несколько

месяцев или еще больше. Но в любом случае в этом процессе будет несколько этапов.

Первый этап - вы как можно больше заданий выполняете вместе с

ребенком. Стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Нет ли у

него неправильных способов, привычек в работе. Помогаете восполнить

пробелы и избавиться от неправильных способов действия.

Второй этап. Часть работы ребенок выполняет сам. Но вы должны быть

уверены, что с этой частью работы он справится. Скорее всего, сначала это

будет очень небольшая часть, но ребенку необходимо ощущение успеха.

Оцените с ним результат. После каждой самостоятельно и успешно выполненной части ставьте какой-нибудь значок, например восклицательный

знак или довольную рожицу. Через какое-то время вы вместе с ребенком

убедитесь, что правильно сделанная часть увеличивается с каждым днем. В

случае неудачи спокойно разберитесь, что помешало. Научите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Главное на этом этапе -ребенок поймет, что он может работать самостоятельно и справляться со своими трудностями.

Третий этап. Постепенно самостоятельная работа расширяется до того,

что ребенок сам выполняет все уроки. Ваша поддержка на этом этапе скорее

психологическая. Вы находитесь неподалеку, занимаетесь своими делами. Но

готовы прийти на помощь, если понадобится. Проверяете сделанное. Смысл

этого этапа - ребенок убеждается, что он уже очень многое может сделать сам,

но вы всегда его поддержите.

Четвертый этап. Ребенок работает самостоятельно. Он уже знает, сколько времени уйдет на то или иное задание, и контролирует себя с помощью часов, обычных или песочных. Вы в это время можете отсутствовать дома или находиться в другой комнате. Смысл этого этапа - ребенок старается преодолеть

все возникшие трудности сам. Откладывать до вашего появления можно только

самое трудное. Вы проверяете сделанное. Это необходимо, пока окончательно не выработается навык самостоятельной работы.

Важно также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Некоторым детям требуется больше времени для выполнения заданий, другим нужна дополнительная поддержка и объяснения. Родители должны быть внимательными к потребностям своих детей и адаптировать свои методы помощи в зависимости от этих особенностей.

Кроме того, родители могут сотрудничать с учителями для обеспечения успешного выполнения домашних заданий. Регулярное общение с учителями позволяет узнавать о прогрессе ребенка, его успехах и трудностях. Взаимодействие между родителями и учителями способствует более эффективной поддержке ученика и созданию единого образовательного пространства.

Примером такого сотрудничества может служить участие родителей в школьных мероприятиях, родительских собраниях и индивидуальных консультациях с учителями. Родители могут узнавать о методах и подходах, используемых в школе, и применять их дома для поддержки ребенка.

Также важно развивать у детей самостоятельность и ответственность за выполнение домашних заданий. Родители могут поощрять детей к самостоятельному выполнению заданий, предоставляя им возможность самим решать возникающие проблемы и искать ответы на вопросы. Например, родители могут предложить ребенку самому выбирать порядок выполнения заданий или разрабатывать свои методы решения задач.

Подводя итог, можно сказать, что родительское участие играет важную роль в успешном выполнении домашнего задания учащимися начальной школы. Эффективные методы поддержки включают создание благоприятных условий для учебы, регулярное участие в процессе выполнения заданий, поощрение и мотивацию, организацию режима дня, учет индивидуальных особенностей и сотрудничество с учителями. Важно, чтобы помощь родителей способствовала развитию самостоятельности и ответственности у детей, стимулируя их к дальнейшему обучению и достижению успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы.

Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо организовать работу п...

Памятки для успешного выполнения домашнего задания младшего школьника

Данные памятки помогут ученикам  начальной школы эффективно справляться с выполнением домашнего задания. Успешно добиться желаемого результата....

Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы

Эта  тема являлась ведущей над одном  из наших методических объединений.Обсуждались основные   требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной...

Родительское собрание "Как организовать успешное выполнение домашнего задания"

Консультация на тему: «Как организовать успешное выполнение домашнего задания»...

Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ и ВПР в начальной школе

Часто  дети,  читая тексты, воспринимают их  неточно и подчас неверно, замечают лишь основные поступки героев, следят за ходом сюжета и пропускают в произведении всё, что их затрудняет....

Консультация для родителей "Как организовать успешное выполнение домашнего задания"

Консультация на тему:«Как организовать успешное выполнение домашнего задания»...

Статья «Не хочет…» Такого не может быть. Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе.

laquo;Не хочет…» Такого не может быть.Трудности в организации выполнения домашнего задания у детей в начальной школе....