Развитие мелкой моторики рук у обучающихся подготовительного специального (коррекционного) класса 7 вида
консультация (1 класс)

Шафеева Инна Анатольевна

 Доклад на тему" Развитие мелкой моторики рук  у обучающихся подготовительного  специального  (коррекционного) класса 7 вида "                   

 Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Примеры пальчиковых упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx42.13 КБ

Предварительный просмотр:

                       Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

                   Первоклассники с ОНР в период освоения грамоты нередко встречаются с трудностями в написании букв. Дети неправильно держат ручку, при этом сильно напряжены. Петельки и крючочки оказываются неровными, линии дрожащими, нажим неравномерным, буквы получаются разного размера, пишутся в неровной строке, расстояние между буквами не выдерживается. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка вовремя не сформировался. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и плавности координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов: внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений. Помогают освоить каллиграфию и способность к наблюдению, сравниванию, к творческому воображению, интерес ребенка к работе, его усидчивость, аккуратность.

Подготовительную работу следует начинать в три - четыре года. Упражнения на начальном этапе на первый взгляд далеки от письменных, но приближают ребенка к успехам. Приложите усилия, чтобы развить, укрепить детскую руку и пальчики, сделать их послушными, ловкими, подвижными. Не надо вкладывать в неуклюжую ещё слабую руку ребенка карандаш и мучиться над работой в прописях. Первые успехи вызовут разочарование и даже раздражение. Позаботьтесь об успешности деятельности ребенка, подкрепите его интерес к буквам, книгам.

                Рисование, лепка, аппликация, конструирование, мозаика, плетение, вышивание, вязание, выжигание, разные виды ручного труда - вот эффективные пути подготовки руки ребенка к письму.

              Письмо - сложный координированный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

             Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

              Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

              Поэтому работа по подготовки ребенка с нарушением речевого развития к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Все частные случаи неправильного письма можно условно разделить на несколько случаев:

• неправильное положение пальцев: например, ребенок держит предмет "щепотью", собрав пальцы "горсточкой", рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем пальце, а на указательном и др.;

• неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

• неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и кисть и др.;

• неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.;

• слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при письме и рисовании;

• неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывая под себя ногу, приподнимается со стула.

                  Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

                 Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

                 Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

                     Показательным является и изображение на листе бумаги слишком маленьких предметов; как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность диаметром 3 – 4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам овал вместо окружности со значительно меньшим диаметром или будет рисовать окружность в несколько приемов, передвигая руку.

                Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка. Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш и ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза ещё не закрепились.

               Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, при необходимости поправляя его. Дети 6 – 7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка. Новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявлять настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительное (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия.

               Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше - во втором случае).

             Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) круглых фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.

             Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

                 Развитие ручной деятельности невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. К старшему дошкольному возрасту у ребенка с системным нарушением речи не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки.

                 Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, так как у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, дети с ОНР затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

                 Изменение неправильно сформированного двигательного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развития его ручной деятельности. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивалась точность движений рук, ловкость пальцев, сила кисти, то есть качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

                 Развитию тонких движений рук способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающих силу кисти. Замечено что дети, занимающиеся на домашнем мини стадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазание, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность позаниматься на мини стадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства.

               Хорошим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем и учителем. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника и школьника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др

Приложение 1

Пальчиковые упражнения и игры

ЗАВОДНЫЕ МАШИНКИ

Дети сцепляют пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы) и превращаются в заводные машины. Ведущий "заводит" машины тремя поворотами ключа. Вдох — и машины трогаются с места со звуком "ж-ж-ж!"

Большие пальцы начинают крутиться вокруг друг друга, все быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания). Проигрывает тот, чей завод закончится раньше всех, выигрывает тот, чей позже. Явная польза этой игры в том, что она тренирует длительный плавный выдох.

ПРОПЕЛЛЕР

Вложите шестигранный карандаш между выпрямленными указательным, средним и безымянным пальцами.

По сигналу закрутите карандаш, передавая его с пальца на палец. Старайтесь не придерживать его большим пальцем

Маленький секрет: всегда старайтесь подхватывать карандаш ближе к его середине, тогда он не будет вываливаться из пальцев.

Чей пропеллер крутится быстрее?

"ЛАДОННЫЕ ИГРЫ"

Игры не являются пальцевыми в строгом смысле этого понимания. Они "ладонные". Они являются живым примером того, что и в обстановке веселого абсурда сами помогают себе, развивая внимание, чувство ритма, существуя в постоянном телесном и словесном контакте друг с другом — и между собой. включая счет (в первом случае) и звуко-буквенный анализ во втором случае).

ЛЕТЕЛИ ДРАКОНЧИКИ

Играют двое. Стоя лицом к лицу, дети вытягивают вперед руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнера. По очереди дети произносят по слову стихотворения, в такт каждому слову хлопая по ладони партнера:

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

На кого выпала очередь отвечать, вместе с хлопком называет любое число, например три. Партнер начинает отсчет: Один!" (хлопок) — "Два!" (ответный хлопок) — "Три!" При произнесении последнего числа тот, чья рука на данный момент очутилась "под ударом", должен как можно быстрее убрать ее, чтобы хлопок не достиг цели.

ЛЕТЕЛА КОРОВА

Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например "трава". Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — "т", следующий — вторую, и так до конца слова, до последнего "а". Задача последнего игрока — не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

В КОПНУ

Дети ставят на стол стопу кулаков, каждый по очереди ставит свой кулак на оттопыренный большой палец предыдущего игрока. Тот, чей кулак оказался вторым сверху, спрашивает: "Чья копна на моей копне?" Обладатель верхнего кулака отвечает: "Моя!", и тотчас слышит: "Ветром сдует, огнем сожжет!" — и задавший первый вопрос резко дует на верхний кулак. Тот, чья рука была верхней, быстро убирает ее. Игра продолжается так, пока на столе не останется один кулак. Тут играющие указывают на него указательными пальцами и спрашивают: "Чья копна в поле одна?" —"Моя!" —"Убирай , поезжай домой!" — и дети ловят большой палец последнего игрока. Кто зазевается, не успеет вовремя убрать кулак— проигрывает.

ВОРОБЕЙ В ГНЕЗДЕ

Первый играющий крепко сжимает руку в кулак (прячет воробья). Второй — указательным, либо большим пальцем пытается раскрыть кулак — "выпустить воробья из гнезда. Можно щекотать ладонь, делать обманные движения, но нельзя применять силу всей руки: воробей должен быть выпущен только при помощи действий одного пальца.

КОЛОДЕЦ

Играют двое. Первый берет две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу на расстоянии, чуть меньшей длины спички. Второй берет еще две спички и осторожно укладывает их к первым перпендикулярно им так, чтобы получился квадрат.

Первый вновь укладывает свои спички поверх спичек второго. Колодец постепенно растет.

Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец.

ШАЛАШ

Спичечный коробок ставится между двумя играющими на ребро. Первый играющий осторожно ставит спичку под углом со своей стороны коробка, затем второй ставит со своей.

Играющие продолжают ставить спички, выстраивая шалаши. Разрушивший строение или уронивший хотя бы одну спичку проигрывает.

ГРЕБЕШОК

Пальцы сцеплены в замок. Концы пальцев правой руки надеты на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки так, что пальцы левой руки встают, как петушиный хвост.

Потом на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой руки и в петушиный гребешок превращаются пальца правой руки.

КОШКА ВЫПУСКАЕТ КОГОТКИ

Раз! -- поджать подушечки пальцев к верхней части ладони, прошипев, как рассерженная кошка.

Два! -- быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: "Мяу"!

Приложение 2

Пальчиковые игры с пластилином и глиной.

Дети любят играть с пластилином и глиной. Это необычный материал, из него можно создать все, что захочется. Из глины и пластилина можно:

-скатать самый маленький шарик;

-скатать самый большой шарик;

-скатать короткую "колбаску";

-скатать длинную "колбаску";

-скатать высокий столбик;

-скатать низкий столбик;

-разделить столбик на две (три, четыре) равные части;

-раскатать лепешку, "попрыгать" по ней пальцами (кулачками)-на что это стало похоже?

-скатать длинные "веревочки", а из них сплести косички;

-накатать много маленьких шариков (ниточек) из пластилина и, прикрепляя их на картон, создать картину только из одних шариков (ниточек).

Приложение 3

Игры с бумагой, карандашом, крупой, бусами, орехами

Цель: Научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш. Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Предложить ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

При выполнении этих упражнений ребенок проговаривает стихотворения:

1.  "Карандаш".

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

2.  "Орехи".

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

3.  "Бусинки-горошинки".

Покатаю я в руках

Бусинки, горошинки.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики, ладошки.

Повышение успеваемости.

Повышение уровня развития мелкой моторики.

Формирование четкой, грамотной речи.

Развитие творческих способностей.

Формирование самостоятельности.

Формирование навыков эффективного общения.

Улучшение способности к концентрации внимания.

Улучшение памяти.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг //Начальная школа. – 1999. - № 8.

5.  Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.

7.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, - Ярославль, 2001.

8.  Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов //Дефектология. – 1999. - № 3.

14.   Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. - М., 1993.

18.   Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. 1973.

19.   Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб.,1997.

22.  Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М., 1989.

28.   Марина 3.С. Лепим из пластилина. - СПб., 1997.

31.   Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки /Начальная школа. – 1994. - №

38.  Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб: Лениздат, издательство "Союз", 2001.

42.  Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.

43.   Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

46.  Толбакова А.К. Пальцы помогают говорить //Дошкольное воспитание. – 1988. - № 4; 1989. - № 10 .

48.   Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму //Дошкольное воспитание. – 1996. - № 4.

51.   Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Нижний Новгород, 1995.

Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974

Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973

Савина Л. П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, Издательство «Родничок», 1999

Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику», М. Издательство ЭКСМО,2007

Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», М. Издательство ЭКСМО, 2010

Доклад на тему (выступление на МО):

Развитие мелкой моторики рук

у обучающихся подготовительного

специального

 (коррекционного) класса 7 вида

Подготовила: учитель начальных классов Шафеева И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки

              Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...

Развитие мелкой моторики руки будущих первоклассников.

Данная презентация адресованна родителям будущих первоклассников. Презентация раскрывает проблемы подготовки руки к письму, содержит рекомендации для развития мелкой моторики будущих учеников. Может б...

Развитие мелкой моторики руки у ребёнка.

Чем больше развивать пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить....

Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

В.А.Сухомлинский писал, "что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее дв...

«Развитие мелкой моторики руки у детей с ЗПР посредством использования инновационных методик работы с гофрированной бумагой»

Большинство детей общеобразовательной школы, имеющих комплекс трудностей, составляют учащиеся с различными формами отклонений в психическом развитии, в частности, ...

ссылка на книги по развитию мелкой моторики руки

При подготовке к школе важно уделить внимание развитию мелкой моторики руки. Важно это и для первоклассника. Эти книги подскажут  родителям первоклашек или будующих первоклашек какие упражнения м...

Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6- 7 лет.

Данный материал будет интересен и учителям, и родителям. Упражнения для развития мелкой моторики руки у детей 6 -7 лет можно выполнять в игровой форме в учебной и внеучебной деятельности....