Выступление на родительском собрании "Роль учителя в период адаптации первоклассников"
консультация

Земцева Евгения Витальевна

          С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе,  не отвлекаться и следить за мыслью учителя,  делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют,  сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции.Данное выступление поможет родителям первоклассников вовремя распознать трудности и найти пути  их решения а период адаптации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

     

Выступление на родительском собрании: Роль учителя в период адаптации первоклассников

    Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, сосредоточенной работы на уроках и  удержания правильной рабочей позы.

            Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно устанавливать контакты со сверстниками и педагогами, учиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.

В  1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, учителю и родителям необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности  детей.

          С первых дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе,  не отвлекаться и следить за мыслью учителя,  делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют,  сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции. Чтобы снять переутомление первоклассников, учитель проводит различные физминутки, использует игровые приемы.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен.

Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.

            Начало обучения в школе получило название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. Здесь важно вспомнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника - это соблюдение режима дня:

-сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 минут в день. Хорошо восстанавливают состояние ребенка длительные прогулки на воздухе. С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.

         На протяжении периода адаптации общее состояние, поведение и работоспособность детей неустойчивы. Почти у всех учащихся наблюдается двигательное возбуждение, или наоборот, заторможенность, вялость, различные жалобы. Если не компенсировать нагрузки на ребенка в школе - последует утомление, переутомление и даже срыв здоровья.          

          Обычно дети  не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.

           Поэтому необходимо и учителю, и родителю чаще беседовать с ребенком, формировать навыки социального взаимодействия, проводить этические беседы.

Действительно, необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Учителю необходимо помочь ребенку вжиться в позицию школьника,  сформировать «внутреннюю позицию». Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения  ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах,  возможностях и способностях. Положительное представление  о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и уверенно встать на позицию школьника, а так же  формирует положительное отношение к школе.

В период первого года обучения учителю важно:

- воспитывать интерес к учебной деятельности.

- составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.  

-  ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.

- прививать навыки активной деятельности;

- развивать  способность управлять своими эмоциями, поведением.

Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.

-  развивать навыки общения. Коммуникативные умения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и  других участников совместной коллективной деятельности.

Завершить своё выступление я бы хотела словами выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: «Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания… Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Роль учителя в период адаптации первоклассников

Роль учителя в период адаптации первоклассников...

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

Приход ребёнка в школу сопряжён с более или менее продолжительной адаптацией. Помочь первокласснику преодолеть возникающие адаптационные затруднения в школе может учитель, в силах которого созда...

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклас...

Деятельность учителя в период адаптации первоклассников

         Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные...