Родительское собрание "Детская агрессия и способы ее преодоления"
материал (3 класс)

Миронова Марина Николаевна

Возраст проявления агрессии явно уменьшился. Часто можно наблюдать агрессивное поведение не только у подростков и взрослых, но и у малышей. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской  агрессии? Как помочь ребенку адаптироваться в мире, полном насилия и агрессии? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sobr.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов  МОАУ "Моготская СОШ"

Тындинского района Амурской области

Миронова М.Н,

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 3 классе

Человек обладает способностью любить, и если

он не может найти применение своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость.

Этим средством он руководствуется как бегством

от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

ТЕМА: ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ЦЕЛЬ:

  • обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка;
  • формировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и пути ее преодоления.

Ход собрания

        - Уважаемые мамы и папы! Тема нашей сегодняшней встречи серьезна и трудна – проявление детьми жестокости и агрессии.        

        Возраст проявления агрессии явно уменьшился. Часто можно наблюдать агрессивное поведение не только у подростков и взрослых, но и у малышей. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской  агрессии? Как помочь ребенку адаптироваться в мире, полном насилия и агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.

Определение понятия "агрессия".

Портрет агрессивного ребенка и причины детской агрессии.

- Что же такое агрессия, как выглядит агрессивный ребенок и каковы причины детской агрессии?

        Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей.

        Портрет агрессивного ребенка. Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, то есть становится грозой всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

        Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Как стать любимым и нужным – вот неразрешимая проблема стоящая перед таким ребенком он пытается найти способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей: "Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; но не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку".

        Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, не замечают, сто вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

        Причины детской агрессии.

        Почему ребенок становится агрессивным? Исследования в области изучения детской агрессии показывает, что на формирование данной особенности влияют:

  • негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
  • безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
  • суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

Формированию агрессивности у ребенка может способствовать предрасположенность нервной системы к возбудимости. Однако практика показывает, что причиной развития агрессивности у детей чаще являются социальная среда и окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет у агрессивных родителей, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью и не могут научить этому своего ребенка.

Некоторые исследователи выделяют еще ряд причин детской агрессии:

  • Борьба за внимание.

Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он пытается привлечь к себе внимание любым способом. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может "проверять" искренность родительской любви: он хочет, чтобы его любили со всеми недостатками. А проявления родительской любви нередко носят оценочный характер: "Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю" или "Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя".

  • Обида на родителей

Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление в семье младшего ребенка, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание и т.д.

  • Неуверенность в себе.

Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа.

  • Отношения в семье.

Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – всё это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

  • Агрессивное поведение на телеэкране, в компьютерных играх.

Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Иногда такое поведение ребенок переносит из игры в реальную жизнь. Причиной этого может быть низкая самооценка, неудачи в общении.

        Агрессия может быть физической, проявляясь в драках, разрушениях, поломке вещей, либо вербальной: дети ругаются, дразнятся, оскорбляют других.

  • Вербальная агрессия.

Объясните детям, что люди используют ругательные слова, лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Следите за собственной речью.

        Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить значение этого слова, чтобы ребенку самому не хотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что значение слова настолько отвратительно, что Вы не можете произнести вслух.

        Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

        Если ребенок поймал на "нехорошем" слове Вас, имеет смысл извиниться пред ним, сказать, что, к сожалению, Вам не удалось сдержаться. Вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас; и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

  • Фактическая агрессия.

У ребенка физическая агрессия может проявляться по нескольким причинам: желание самоутвердиться, защитить себя, несдержанность, ощущение безысходности.

        Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их приемлемым способом. Понимание этого нужно формировать у ребенка с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше внимания этому уделяется, тем легче ребенку будет реализовать себя в будущем, ведь умение находить компромисс, уважение к мнению других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

        Пример агрессивного поведения ребенка. Этот случай произошел в одной из московских школ. Антон, ученик 2 класса, по отзывам классного руководителя, был очень вежливым и добрым мальчиком. Он никогда не дрался, не дразнил девчонок и даже не списывал. Ребята Антона не любили: они обзывали и дразнили его, никто не хотел с ним сидеть.

Однажды Антон повел себя так, как от него никто не ожидал. Дело было на перемене, из коридора доносились смех и крики. Антон стоял весь красный, напряженный. Один из самых хулиганистых мальчишек сказал ему: "Да ты просто ублюдок!" И тут случилось самое страшное: Антон схватил лежавший на столе циркуль и пырнул обидчика прямо в живот. Подоспевший классный руководитель остановил дальнейшее развитие ситуации. К счастью, рана оказалась незначительной и Мишу на следующий день выписали из больницы домой. После случившегося психолог провела беседу с семьей Антона. Мама мальчика рассказала: "Антошу часто обижают в школе, дразнят, а я ему говорю: "Не обращай внимания, полно на свете дураков".  Я его часто жалею, покупаю ему игрушки. Антон всегда помогает мне по дому. Его даже наказывать не надо – достаточно мне объявить сыну бойкот, как он сразу пугается и просит прощения". Также психолог выяснила, что  отец Антона всё время советовал ему: "Тебя все дразнят, потому что ты слабый и не можешь постоять за себя. Веди себя как мужчина. Тебя оскорбили – не хнычь, а сразу двинь в рожу. Увидишь, тебя сразу все зауважают: везде сильные в почете".

Так почему же мог произойти такой случай? Конечно, не следует сразу пророчить мальчику криминальное будущее. Антон не реагировал на издевки одноклассников, все обиды копил в себе, и однажды накопленные эмоции разом выплеснулись наружу. В таком состоянии человек может совершить поступок, противоречащий его сути.

Как же мог примерный мальчик из хорошей семьи превратиться в изгоя?  В этом нет ничего парадоксального. антон просто не умел общаться. и виной тому воспитательные меры, которыми пользовались его родители. Мамина чрезмерная опека и жалость не приносили пользы. Папины упреки в недостатке мужественности тоже сыграли свою роль, заставляя мальчика всё больше разочаровываться в себе. В результате Антон не мог найти общий язык со сверстниками. Даже дома он чувствовал себя в роли жертвы.  В школу мальчик приходил уже настроившись на издевки, и даже сам их провоцировал.

Работа с гневом

Любая человеческая эмоция имеет телесное выражение – напрягаются определенные группы мышц. При агрессии напрягается всё тело, а руки сжимаются в кулаки. Так наше тело мобилизуется для атаки. Если дальше не происходит физического действия, то злость и гнев остаются в нашем теле в виде напряжения. Снять это напряжение позволяют специальные упражнения и игры:

  • Ударить мячом о стенку с такой силой, чтобы он вернулся обратно.
  • С силой бросать снежки в стенку на прогулке.
  • С силой сжимать ненужную бумагу, скатывая ее в "снежок". Такие "снежки можно бросать друг в друга.
  • Ломать спички, прутики.
  • Резко рвать бумагу на мелкие клочки.
  • С силой черкать по бумаге карандашом, ручкой, фломастером.
  • Покричать в стаканчик или пакет.
  • Упражнение "Мешочек для криков". Когда закипит гнев, можно подойти к "мешочку для криков" и как можно громче покричать в него. Таким образом можно "избавиться" от своей злости.
  • Для поссорившихся детей будут полезны упражнения, выполняемые в парах: прокатывать два мяча навстречу друг другу так, чтобы мячи столкнулись; занять устойчивое положение на расстоянии меньше вытянутой руки от соперника, ноги на ширине плеч, упираясь руками в руки соперника, заставить его сойти с места; устроить соревнование: "Кто громче крикнет?", "Кто дальше прыгнет?", "Кто быстрее пробежит?" и т.п.

Памятка родителям по предупреждению детской агрессии

  • Нормализуйте семейные отношения.
  • Ликвидируйте все агрессивные формы поведения у Вас и Ваших близких, помня, что ребенок видит всё и подражает вам.
  • Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, и любите со всеми его недостатками.
  • Дайте ребенку понять, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.
  • Научите его общению со сверстниками.
  • Старайтесь предотвращать агрессивные реакции.
  • Старайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
  • Не давайте своему ребенку невыполнимых обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
  • Не ставьте ребенку, каких бы то ни было условий.
  • Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
  • Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
  • Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
  • Не шантажируйте ребенка изменением своего отношения к нему.
  • Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
  • Не ставьте свои отношения с ребенком в зависимость от его учебных успехов.
  • Помните, что ребенок – это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
  • Не фиксируйте внимание окружающих на поведении ребенка.
  • Веско осуждайте проявления агрессии (но без жестких наказаний).
  • Выясняйте причины агрессии тактично и спокойно, стараясь устранять их.
  • Снимайте агрессию ребенка через игры и тренинги.
  • Хвалите ребенка при любых позитивных сдвигах в поведении.

Вывод.

        - Завершить нашу сегодняшнюю встречу мне хотелось бы притчей. Один  странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

        Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую причиной проблем в поведении наших детей, их трудностей заключается в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины, и тогда военные действия, которые мы ведем с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе и в семье воцарятся мир и комфорт. Главные слова, которые нужно говорить своему ребенку: "Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем".

ЛИТЕРАТУРА: Эффективные формы и приемы работы с семьей. Родительские собрания. / авт.-сост. С.Е. Матушкина. – Волгоград: Учитель, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы в развитии речи у одаренных детей и способы их преодоления

Одаренные дети, как носители нового сознания, приходят в мир с багажом необыкновенных возможностей. Однако наше общество, опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей. Жестки...

"Неврозы у детей, их возникновение и способы их преодоления"

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально–экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную практику в области предупреждения и коррек...

Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".

В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...

Причины неуспеваемости младших школьников и способы ее преодоления (материал для родительского собрания)

Проблема неуспеваемости младшего школьника волнует всех, кому в силу родительских или профессиональных обязанностей приходится общаться с детьми этого возраста. Не секрет, что вопреки ожиданиям родите...

Родительский всеобуч "Агрессия у детей - причины и способы предупреждения"

Разговор о проблеме детской агрессии не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьюте...

Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка

Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...

Про детскую агрессию, помощь в её преодолении и защиты от неё. Советы родителям.

В этой статье описываются возможные причины возникновения агрессии у детей, помощь в её преодолении и защиты от неё. Советы родителям....