Проблемы в развитии речи у одаренных детей и способы их преодоления
статья по логопедии по теме

Хабибуллина Ольга Дмитриевна

Одаренные дети, как носители нового сознания, приходят в мир с багажом необыкновенных возможностей. Однако наше общество, опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. Поэтому некоторые из них могут замкнуться в себе и чаще всего у таких детей возникают проблемы в развитии, а частности в развитии речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одаренные дети, как носители нового сознания, приходят в мир с багажом необыкновенных возможностей. Однако наше общество, опираясь на старые модели, стремится принизить достоинства таких детей. Жесткие воспитательные рамки слишком «узки» для психики таких детей. Поэтому некоторые из них могут замкнуться в себе и чаще всего у таких детей возникают проблемы в развитии, а частности в развитии речи. Обладая блестящей долговременной памятью, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно повторить только что сказанное. Отличное понимание смысла текста, прочитанного другими, может сочетаться с трудностями в декодировании букв и слов не только в младшем, но даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче уловить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с фонематическим и буквенным анализом. Одаренные дети с легкостью осваивают работу на компьютере, но часто не могут научиться разборчиво писать. Развитая речь и богатый словарный запас могут проявляться только в устной речи (хотя она тоже страдает), тогда, как письменная речь может быть скудной и отставать не только от устной, но даже от письменной речи менее способных сверстников. Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестнуть эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений и их речь кажется сумбурной и непродуманной.

Давайте рассмотрим  лишь некоторые речевые проблемы у одаренных детей и способы их преодоления. Большинство исследователей обращают внимание на случаи дислексии у одаренных детей - нарушения способностей к овладению чтением, варьирующего от легких затруднений до весьма специфических проблем, например, неспособность ребенка перевести зрительные символы - буквы, изображенные на бумаге, в слова.

 Речевая симптоматика дислексии

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков, а также замены графически сходных букв. 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
6. Нарушения звукопроизношения. 7.  Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика, который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как более одаренные ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию

Приёмы и методы работы с детьми-дислексиками:

Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками.  Зрительные диктанты.  Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, ребусы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты.  Метод словесных анаграмм.  Чтение по специальным слоговым таблицам.

        Вторая речевая проблема у одаренных детей это заикание. Заикание - это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата. У одаренных детей чаще всего заикание возникает, потому что быстрота мысли опережает её звуковое воспроизведение, дети начинают торопиться, запинаться или молчать, делают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.  Заикание может явиться причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

Если в семье есть заикающийся ребенок, важно помнить:

1. Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога. Требуется  индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий речевой режим. 2. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. 3. Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи, играть в компьютерные игры. 4. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе. 5. Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.). 6. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. 7. Говорить с таким ребенком надо четко, плавно, не торопясь, но, ни в коем случае не по слогам и не нараспев. 8. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
9. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. 10. Очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Главное вовремя увидеть проблему, понять, поддержать и помочь одаренному ребенку справиться с речевой проблемой - это поможет ему избавиться от многих комплексов в будущем, связанных с обучением и общением.

Используемая  литература:

1.  Волкова Г.А. «Заикание и дизонтогенез. Методы изучения и преодоления речевых расстройств», СПб., 1994

2.  Дьяченко О.М. (ред.) «Одаренный ребенок», Москва, 1997

3. Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е. «Настольная книга логопеда», Москва, 2007

4. Лалаева Р. И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников», СПб.,1998

5. Парамонова Л. «О заикании: профилактика и преодоление недуга».
6. Чиркина Г. В. «Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)

Игры с пальчиками (методическое пособие к программе «Развитие речи и подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе»)...

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ)...

Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.

Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...

Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей начальных классов.

Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.Диалогическая, или разговорная, речь – ...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...