Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей начальных классов.
статья по русскому языку (1 класс) на тему

  Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.

Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой  происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими  собеседниками.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей начальных классов.

  Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.

Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой  происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими  собеседниками.     

В процессе обучения диалогу дети должны овладеть различными диалогическими структурами. А.Г.Зикеев предлагает последовательно включать в диалоги такие структуры :

  • Вопрос  -  ответ          (-Где ты гулял? – В парке.)
  • Сообщение – вопрос – ответ    (-Я гулял в парке.- С кем? –С братом.)
  • Сообщение – сообщение   ( - Я был в музее. – Я тоже.)
  • Побуждение к действию – вопрос -ответ  ( - Пойдём в кино.- На какой сеанс?- На 12 часов.)

Первые два типа диалога включаются в работу в  1-2 классах, третий и четвёртый – в 3 классе. Ознакомление с современной педагогической литературой показало, что проблема развития диалогической речи актуальна и в наши дни и всесторонне изучается.

Речевой материал, представленный в программе, является обязательным для работы на всех уроках. Кроме того, в программе по каждому учебному предмету  изложен объём требований  к формированию разговорной речи, специфичной только для этого предмета.

Программа предусматривает научить школьников пяти видам речевой коммуникации:

1)понимать обращения и выполнять приказания, выражать просьбу, желание, побуждение.

2)обращаться к товарищам

3)отвечать на вопросы и задавать  их

4) сообщать о выполненной и предстоящей работе

5) участвовать в диалоге.                                      

Я решила строить работу одновременно по нескольким направлениям: накопление словаря и овладение первоначальными навыками и умениями связного высказывания в условиях речевого общения. Для этого предназначаются различные задания на использование в диалогической речи наиболее употребительных слов и словосочетаний, вопросительных и побудительных предложений.

На каждом уроке выделяются три направления работы над речью: основное, обеспечивающее практическое усвоение базисной лексики и базисных грамматических структур, а также формирование словесных обобщений, и дополнительные: фонетическая зарядка,  фразы  (отрабатываемые на слух и  слухо зрительно).

 В этой связи вся лексика включается в простейшие по структуре поручения учителя типа "Покажи, где...", "Принеси...", "Положи...", "Возьми..." и др.  Учащиеся должны научиться складывать не только названия предметов,  но и простейшие фразы поручения, например: Дай ручку (книгу, карандаш, тетрадь).

При дежурстве дети начинают овладевать диалогом: - Юля, дай тетрадь.- Рома, возьми тетрадь. – Спасибо.

Для 0-1 класса можно выделить  задания:

  1. подкладывание табличек к картинкам, предметам, игрушкам.
  2. игры «Что лишнее?», «Что пропало?»
  3. составление простейших диалогов: - Что это? – Это ручка.

Фонетическая зарядка проводится в начале каждого урока, материал стараюсь подбирать к теме урока.

- АУ! АУ!  Мы в лесу.

КТО в лесу?     МЫ в лесу.

Одновременно проводится работа над интонацией, голосом, логическим ударением. Дети заучивают эти стихи, затем произносим в виде диалога. В виде диалогов строится работа над фразами. Дети учатся описывать погоду:- Какая погода сегодня?- Сегодня тепло (холодно).  Эти предложения усложняются: - Сегодня на улице пасмурная погода.

У учащихся расширяется понимание обращенной к ним речи, связанной с организацией учебного процесса. Учитель создаёт искусственно ситуацию, чтобы ребёнок проявил диалогическую активность ("У меня нет альбома", "Мне нужен карандаш", "Можно взять клей?", "Можно", "Нельзя", "Где Вова?", "Где карандаш?", "Здесь", "Там", "В классе" и др.). Учащиеся учатся давать краткие сведения о себе ("У тебя есть брат?", "Как его зовут?", "Как твоя фамилия?", "Где ты живешь?"). Этот "разговорный" материал усваивается в процессе возникновения или создания речевых ситуаций. Новый словесный материал появляется сначала в речи учителя, а затем по мере усвоения переходит в обыденную речь учащихся.  

Аналогичная  работа продолжается во 2-3  классе, у детей имеется достаточный словарь как в активном, так и пассивном словаре для ведения. Работа ведётся в соответствии с программными требованиями, которые были рассмотрены выше.

При обучении диалогической речи  я  использую следующие упражнения:

■        Составить диалог по ходу сюжетно-ролевой игры на
темы, предусмотренные программой уроков развития
речи, ознакомления с окружающим миром.

■  Составить диалог в ходе игры как бы от лица кукол, зверюшек и др. (принцип кукольного театра, режиссерская игра).

■ Прочитать диалоги и сказать, к каким картинкам-ситуациям относятся соответствующие картинки, выставленные на доске.

■ Составить диалог по заданному образцу и описанию
ситуации.

 ■   Прочитать (прослушать) диалог и сказать, где он происходит.

■  Прочитать (прослушать) диалог и сказать, кто в нем участвует.

■  Прочитать диалог и вставить пропущенные вопросы.

  • Прочитать диалог и вставить подходящие по смыслу
    ответы.
  • Прочитать диалог и продолжить его.

■  Прочитать диалог и придумать к нему начало.

    ■  Прочитать диалог и на его основе составить монологический текст.

    ■  Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью картинки.

■  Составить диалог по речевой ситуации, заданной с помощью словесного описания. ■  Составить вопросы, которые могу быть включены в предполагаемый диалог. Достижение воспитанниками свободного словесного общения формируется длительной работой и обеспечением учащихся богатым опытом подобного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфические приемы формирования связной письменной речи у слабослышащих учащихся младших классов на уроках русского языка

Основная задача школы для слабослышащих и позднооглохших детей - подготовка учащихся  к активной самостоятельной жизни. Решение данной задачи невозможно без вооружения детей навыками свободного р...

Примерный речевой материал для формирования диалогической речи слабослышащих учащихся II отделения начальных классов школы II вида во внеурочное время.

Примерный речевой материал рассчитан для слабослышащих учащихся II отеделения 1-4 классов. Работа направлена на формирование диалогической речи и представляет собой разработанные диалоги, мспользуемые...

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...

Конспект индивидуального занятия по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи со слабослышащими учащимися второго класса.

Материал может использоваться в работе с детьми с нарушением слуха и тяжелыми нарушениями речи.Тема «Варенье — сок — повидло — компот». Дифференциация звуков Л и ЛЬ....

Выявление особенностей формирования диалогической речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «задержка речевого развития» (ЗРР), ее причины и признаки. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению особенн...