Использование моделей при формировании временных представлений у слабослышащих детей
статья на тему
Метод моделирования как наиболее эффективный и доступный способ для развития и познания ребенка по формированию временных представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modeley_pri_formirovanii_vremennyh_predstavleniy_u_slaboslyshashchih_detey.docx | 23.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Куриганова Анастасия Андреевна
учитель по РСВ и ФП
ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г. Абакан
Использование моделей при формировании временных
представлений у слабослышащих детей
Слабослышащие дети весьма слабо ориентируются в вопросах времени и часто не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, сутки, вчера, сегодня и т.д. Как правило, дети забывают признаки прошедшего времени года и стараются запомнить сведения, которые, с точки зрения взрослых – педагогов и родителей, являются важными. Формирование временных представлений играет огромную роль как при подготовке к школьному обучению, так и при формировании грамотной речи.
Наиболее эффективным и доступным способом для развития и познания ребенка по формированию временных представлений – является метод моделирования. Это наглядно-практический метод обучения, где умственная активность детей развивается с помощью специальных схем, таблиц, моделей, пиктограмм; где реальный предмет или действие о времени, ребенок замещает изображением или каким-либо условным знаком. Именно знаково-символические модели помогают детям осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно представить главные и существенные признаки времени.
Модели следует рассматривать и как дидактическое средство, причем достаточно эффективное. При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты. Эти планы отражения имеют огромное значение для развития наглядно-образного и понятийного мышления.
Использование моделей и моделирования ставит ребенка в активную позицию, стимулирует его познавательную деятельность.
Задачей первого этапа работы является сформировать временные представления (например, такие как день, ночь, утро, вечер). Т.е. мы формируем знания о сутках, частях суток, сменяемости их с последующим соотнесением с разнообразной деятельностью и детей, и взрослых, создаем ассоциативные связи, подбираем соответствующие символы. Во время наблюдений в природе обращаем внимание детей на главный признак утра – низкое местонахождение солнца по отношению к земле, характерный цвет неба в утренние часы, просматриваются иллюстрации.
В ходе уроков подбираются модели, обозначающие сутки (круг, разделенный на 4 равные части с наклеенными или вставляющимися картинками или предметами-символами). Выбранные знаки и символы ребенок изготавливает на занятии при помощи педагога. Таким образом создается и используется объемная модель «Части суток». В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток мы также используем и плоскостной наглядный материал в линейном расположении.
Аналогичным образом изготавливается и используется модель «Дни недели», только несколько большего размера, так как модель будет включать в себя уже 7 частей. Для того чтобы закрепить знания детей о днях недели, их последовательной сменяемости используем проблемные ситуации, задачи и вопросы и логические задачи познавательного характера.
Например, проблемные ситуации: «Встаёт солнышко. Мама и папа идут на работу, а дети в школу. Когда это бывает?», «Солнышко поднялось высоко, дети играют во время прогулки. Когда это бывает?», «На улице темно, на небе светит луна, а в окнах домов появились огоньки. Когда это бывает?». Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются не путём арифметических действий, а по средствам умозаключений, например: «Таня ходила в театр во вторник, а Саша на один день раньше. Когда ходил в театр Саша?». Используя такие «задачи» тем самым требуем от детей активного и самостоятельного поиска ответов, при их решении следим, чтоб дети оперировали различным временными категориями: вчера, сегодня, завтра, неделями, месяцами, сезонами, годами. Например: «Наташа отдыхала на море 3 недели, а Вера 1 месяц. Кто из детей отдыхал на море дольше?».
Логические задачи, при решении которых требуется закончить начатую фразу:
- если сегодня понедельник, то завтра будет …(вторник)
- если сегодня пятница, то вчера был …(четверг), а завтра будет (суббота)
Формирование представлений о временах года проводится с использованием модели «Времена года». Для того, чтобы разнообразить деятельность, вызвать интерес ребят к сезонным изменениям, с ними на занятиях обсуждается порядок следования времен года, подбираются карточки, и их цвета соотносятся с временами года (красная – лето, желтая – осень, белая – зима, зеленая - весна). В выбранные цвета предлагается закрасить соответствующие временам года поля на изготавливаемой модели. Данный прием применим и при создании модели «Месяца», когда каждому месяцу года и сезона присваивается свой цвет и оттенок. Модели и календари, используемые на занятиях могут быть разной формы, и наряду с цветом включают различные знаки-символы, обозначающие время: числовые фигуры, буквы, цифры, картинки, схематические обозначения.
Календарь – это целая система исчисления продолжительных промежутков времени, с его помощью дети могут осознать последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения в природе, закрепить имеющиеся представления о днях недели, их последовательности, о месяцах, годе.
Работа строится таким образом, чтобы дети активно действовали с материалами модели календаря и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Литература:
Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - Москва, Просвещение, 1991. – 45 с.
Психология глухих детей. Под ред. Соловьёва И.М., Шиф Ж.И., Розановой Т.В., Яшковой Н.В. – Москва, Педагогика, 1971. – 448 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования диалогической речи у слабослышащих детей начальных классов.
Специальная школа для слабослышащих детей - это своеобразная школа речи, в которой ученики учатся не только говорить, но и понимать обращенную к ним речь.Диалогическая, или разговорная, речь – ...
ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...
Доклад "Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью."
Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью....
"Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
Практические рекомендации для родителей по формированию временных представлений, чувства времени у детей....
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития...
Формирование временных представлений у младших школьников с лёгкой степенью УО на уроках математики посредством использования ИКТ.
Формирование временных представлений и временной ориентировки является одной из наиболее сложных и актуальных научно-методических проблем, поскольку способность к восприятию времени является уникальны...
Формирование временных представлений у детей с ОВЗ
Система формирования у детей с интеллектуальными нарушениями временных представлений....