"Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста"
методическая разработка ( класс) по теме

Свентицкая Татьяна Анатольевна

Практические рекомендации для родителей по формированию временных представлений, чувства времени у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование временных представлений

у детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог Свентицкая Т.А.

ГБОУ ЦО № 1858

город Москва

Ориентирование в текущем времени является одним из важных условий успешной учебной деятельности детей. В школе, в частности, оно составляет необходимую основу для развития причинно-следственного и теоретического мышления, а также является условием, обеспечивающим познавательную деятельность в целом.

Восприятие времени не является врожденным, а формируется длительное время под влиянием культурной среды в процессе развития личности ребенка с включением его в различные виды деятельности.

Итак, Время… Что же это такое? Оно существует в реальности, но его нельзя увидеть и потрогать. Человечество прошло длительный путь осознания и определения времени. Например, в Древней Греции длительность суток определялась по времени между рассветом и закатом. Ночные часы не учитывались, однако, уже древние римляне стали считать время так же, как и мы: от полуночи до полуночи.

В природе регулярно повторяется смена времен года, дня и ночи. Эти явления связаны с суточным вращением земного шара, движением Луны вокруг Солнца. На этой основе и возникли основные единицы измерения времени - сутки, неделя, месяц, год. Деление суток на четыре части (утро, день, вечер, ночь) связано с изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением Солнца и Луны и сменой видов деятельности людей в различные части суток.

Интересно как развивается понимание времени у ребенка, начиная с раннего возраста. В возрасте до 3-х лет для ребенка времени как такового не существует. Вы представляете, как это здорово! Его просто нет: не надо никуда спешить, беспокоиться о том, чтобы успеть покушать или поиграть. Но все-таки время никуда не исчезло, правда? Для ребенка до 3-х лет время — это череда последовательных событий. Поэтому в этом возрасте, мы можем лишь объяснить малышу то, что какие-то события происходят «сначала» и «потом», «до» и «после», а также произойдут «скоро». Важно показывать ребенку последовательность на конкретных примерах регулярно, каждый день. Быстрее всего ребенок запоминает именно череду событий — что за чем следует. Как это выглядит на практике? Вы комментируете ваши совместные действия вслух, а также описываете все происходящее вокруг: «Мы собираемся на прогулку: сначала мы одеваем колготки, потом — свитер». Через некоторое время можно подключать к активному участию вашего малыша: «Угадай, что мы сделаем сначала?», «Что мы оденем в последнюю очередь?». Ребенок с удовольствием будет пытаться угадать правильную последовательность действий.

Затем можно приступать к привязке определенных действий и событий к времени суток и дням. Слова: вчера, сегодня, завтра – самые трудные для усвоения. Объясните ребенку, что завтра будет, когда он проснется, сегодня - это сейчас, вчера было, когда он ложился спать.  Так у ребенка формируются понятия: «утро, день, вечер» и «вчера, сегодня, завтра». Чаще проговаривайте вслух то, что вы делаете утром, днем и вечером. Попробуйте предложить ребенку определить по картинкам, какое время суток изображено. Затем, более сложное задание — расставить картинки в правильной последовательности друг за другом. Купите развивающие книги, соответствующие возрасту ребенка — там вы найдете множество примеров на эту тему.

В четыре года ребенку уже доступны понятия о временах года. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. От вас потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года. Расскажите про смену месяцев. Лучше использовать иллюстрации из развивающих книг о временах года – угадывать, что изображено на картинке: весна, лето, осень или зима. И обратная ситуация: вы называете время года, а ребенок находит на рисунке или называет по памяти характерные признаки разных сезонов.

Чуть позже, в 4,5 года ребенка можно познакомить с названиями дней недели. Знание дней недели значительно облегчит ребенку ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в дошкольном учреждении построен по определенному плану, также связанную с днями недели. Ребенок будет знать, когда ему идти в садик, а когда наступают  выходные дни;  сможет посчитать дни до наступления праздника – это обычно вызывает повышенный интерес у ребенка; узнает, какие у него сегодня в саду будут занятия.  Знание дней недели необходимо ребенку и в процессе подготовки к школе.

С чего начинать?

Первое, на что Вы должны обратить внимание ребенка – это то, что некоторые моменты в его жизни повторяются. На танцы или в бассейн ребенок идет не когда захочет, а в определенные дни. Расскажите, что неделей называют семь дней. Первые пять дней - понедельник, вторник, среда, четверг и пятница – это рабочие дни, родители ходят на работу, а ребенок в садик. Шестой и седьмой дни - суббота и воскресенье – выходные дни, когда вся семья  отдыхает.

Не надейтесь, что ребенок сразу все поймет, дни недели – понятие абстрактное, до них нельзя дотронуться, увидеть, поэтому процесс запоминания может затянуться. Но не стоит облегчать себе задачу, просто заучив с ребенком названия дней, у него сложатся неточные, отрывочные представления о времени.

Как облегчить процесс запоминания?

♦ Дни недели учите по типу режима. Понедельник – бассейн, среда – футбол, суббота и воскресенье – все дома.

♦ Обратите внимание ребенка, что в некоторых днях недели есть подсказки, вторник – второй день, среда – в середине недели, четверг – четвертый день недели, а пятница – пятый.

♦ Попробуйте сделать несколько пособий. Например, такое: вырежьте лесенку из картона, которая будет состоять из семи ступенек. Подпишите и пронумеруйте их. Склейте фигурку сказочного героя, который будет каждое утро подниматься на одну ступеньку вверх. Переставлять человечка можно только утром, когда наступил новый день.  Ожидание даст ребенку почувствовать течение времени.

♦ Используйте отрывным календарем. Он поможет ребенку наглядно представить, что «дни уходят», «праздник приближается». Прошла неделя, наступила новая. Ребенок запомнит, что листок – это день, чтобы сорвать его надо ждать сутки. Ежедневно подходите к календарю, читайте какой сегодня день, какой будет завтра.

♦ Постарайтесь привязать каждый день недели, к какому - либо событию, потому что, когда знание дней недели становится актуальным, все очень быстро выучивается. Ребенок будет путать времена года, но вмиг выучит дни недели, потому что ему уже важно – вторник сегодня или среда, когда он ходит в бассейн и сколько дней до субботы, когда приедет бабушка. Подобная привязка очень поможет ребенку ориентироваться.

♦ Некоторое время ребенок будет путать очередность дней недели, но постепенно установится четкий порядок дней.  Для закрепления понимания последовательности дней недели и взаимосвязи между ними в прямом и обратном порядке - задавайте ребенку вопросы. Например, какой день стоит перед вторником, перед пятницей, какой день будет после субботы и т.п. Закрепляя знания дней, проговаривайте порядковые места: первый день, второй день, третий и т.п.

♦ Познакомьте с понятиями – прошлое, будущее, настоящее.  Возможно Вам помогут в этом семейные фотографии.

Слова: вчера, сегодня, завтра – самые трудные для усвоения. Объясните ребенку, что завтра будет, когда он проснется, сегодня - это сейчас, вчера было, когда он ложился спать.

Почитайте вместе с ребенком сказки и стихотворения о времени и временах года, днях недели. Например, 

В понедельник – мандарин,

А во вторник – апельсин,

В среду – шоколад.

В четверг – мармелад,

В пятницу – виноград,

 В субботу – печенье,

В воскресенье – варенье.

Дни недели 

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

В 5 лет можно начинать осваивать календарь. Занятия с ребенком  могут стать очень увлекательными! В книжных магазинах сейчас разнообразие  детских календарей. Выберите вместе с ребенком тот, который ему понравится. И вместе изучайте: времена года, месяцы, дни недели. Выберите календарь, где на одном листе изображены все месяцы и отметьте важные события наклейками  или просто нарисуйте различные  значки — солнышки, звездочки разных цветов – пусть ребенок сам скажет, с чем связан у него Новый год или день рождения, летний отдых или  ...

В разных видах деятельности у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки). В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей временных наречий /«потом», «еще», «после» и др./, уточняется их понимание. Однако тонкое понимание временных представлений зависит от общего умственного и речевого развития детей.

Если не заниматься формированием временных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях будут отрывочны и останутся на поверхности детского сознания, не раскрывая в полной мере временных отношений (месяцев с сезонами года и датами знакомых праздников и т.д.).

Ежедневно занимаясь 15-20 минут, вы заметите, что представления о времени у детей быстро совершенствуются, становятся систематичными, осознанными, развивается чувство времени.

Литература:

  1. Ковалев, Вл.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // / Вл.И. Ковалев. - М.: Изд-во «Наука», 1988. - С. 216-230
  2. Элькин, Д.Г. Восприятие времени / Д.Г. Элькин. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 312 с.
  3. https://sites.google.com/site/dc4krs/nasi-pedagogi/doskolnyj-logopunkt/golubeva-tatana-ivanovna/detskie-stihi-o-vremenah-goda
  4. http://www.clubkid.ru/stihi_poteshki/1418-stihi-pro-dni-nedeli.html

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста с использованием дидактических и музыкальных игр

Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально, напевно исполнить ее, одновременно начинать и заканчивать пение....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Время является одной из базисных категорий в познании ребенком окружающего мира. Становление представлений о времени происходит, во-первых, на основе опыта ориентации ребенка во времени с момента рожд...

ПРОЕКТ «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Цель проекта – формирование у детей дошкольного возраста чувства эмоциональной близости с миром живой и неживой природы.Задачи проекта:Образовательные:- формировать основы экологической культуры дошко...

Самоанализ педагогического опыта по теме : «Современные подходы к формированию основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. Поэтому необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный  социальный опыт, который послужит ему фундаментом дл...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...