Развитие внимания у младших школьников с ЗПР
консультация

     Многие дети с ОВЗ уже на первых минутах занятия отвлекаются, часто не слышат взрослого, выполняя задание за счет копирования работы соседа или допускают большое количество ошибок, многократно обращаются за помощью к взрослому, а иногда совсем теряют «связь» с группой и не выполняют предложенного задания.

     Ребенку можно помочь в организации внимания. Причем, чем лучше у ребенка развита речь, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше начнет формироваться произвольное внимание.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_vnimaniya_u_mladshih_shkolnikov_s_zpr.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие внимания у младших школьников с ЗПР

     Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при определенном отвлечении от других.

     Внимание характеризуется определенными качествами:

Концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте,

Объем – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно,

Распределение – возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов,

Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте.

Качество внимания зависит от свойств нервной системы.

     Успешность обучения в школе существенно зависит от развития произвольного внимания. Оно характеризуется сознательно регулируемым сосредоточением на объекте, умением преднамеренно отключиться от всех других впечатлений и ЗАСТАВИТЬ себя сосредоточиться не только на новом, ярком и интересном, но и на выполнении более или менее однообразных действий.

     Оно формируется благодаря тому, что ВЗРОСЛЫЕ включают ребенка в новые виды деятельности, направляют и организуют его внимание.

     О сформированности произвольного внимания будут говорить следующие умения:

  • принятие указаний взрослого;
  • удержание их на протяжении всего занятия;
  • самоконтроль в процессе деятельности;
  • самоконтроль в процессе сравнения результата деятельности с требованиями взрослого.

     Многие дети с ОВЗ уже на первых минутах занятия отвлекаются, часто не слышат взрослого, выполняя задание за счет копирования работы соседа или допускают большое количество ошибок, многократно обращаются за помощью к взрослому, а иногда совсем теряют «связь» с группой и не выполняют предложенного задания.

     Ребенку можно помочь в организации внимания. Причем, чем лучше у ребенка развита речь, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше начнет формироваться произвольное внимание.

     

     Для этих целей предлагаем использовать игры:

1. «Что изменилось?» (ребенок должен обнаружить изменение последовательности предметов или картинок 3-6).

2. «Чего не стало?» (ребенок должен определить и назвать «исчезнувший» предмет; сначала из 4-5, затем из 6 предлагаемых для запоминания).

3. Для развития слухового сосредоточения известная всем с детства игра «Черного и белого не носить, «да» и «нет» не говорить» (отвечая на провокационные вопросы взрослого, ребенок не должен произносить запретные слова).

4. «Поручения» или «Мне не надо повторять» (ребенок должен запомнить и выполнить предлагаемые действия в заданной последовательности от 2-3 последовательных действий до 5-6).

5. «Запоминай-раскладывай» (игрушки, предметы, геометрические фигуры от 4-6) (ребенок должен расставить предметы в том же порядке)

6. «Лабиринты» (ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем, либо обратным концом карандаша).

7. «Найди одинаковые» (ребенку предлагается сначала из 4-6 потом из 10-12 найти тождественные изображения).

8. «Найди отличия» (Ребенку предлагают две картинки, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия от 5-7 до 10-15)

9. «Найди ошибку» (ребенок, выявив закономерность в последовательности чередующихся элементов, находит несоответствие).

Выработка устойчивости внимания, концентрации.

     Самым простым упражнением и особенно увлекательным для девочек будет длительная сортировка и нанизывание бусинок сначала произвольно, затем по рисунку-образцу и по вербальной инструкции. Например, две маленькие, одна большая, дальше точно так же.

1. «Быстрее найди и зачеркни» (букву, цифру, предмет). Ребенок в течение 5 минут просматривает слова, (ряды предметов, цифр) подчеркивает заданную букву (предмет, цифру). Задание можно усложнять: что-то подчеркивать, что-то обводить, что-то зачеркивать и т. д. уже по образцу.

2. «Раскрась точно так же» (предмет или вторую половинку рисунка).

«Муха» в квадрате, разделенном на девять клеточек, в центре сидит «муха». Она по одной из четырех возможных команд «вверх», «вниз», «вправо» «влево» перемещается на соседнюю клетку. Например, вверх, влево, вниз, вправо, вниз. Где «муха»? Сначала Вы диктуете команды, потом можно давать команды по очереди.

Тренировка переключения, устойчивости, объёма, распределения.

1. «Сигнал» (Например: хлопни, когда услышишь слово, обозначающее животное; вставай, когда услышишь слово, обозначающее растение; далее объединяем первое и второе задание).

Развитие объема внимания.

1. «Точки» (ребенок запоминает расположение точек в демонстрируемом квадрате из 16 клеток и старается точно так же расставить эти точки в пустом квадрате; количество точек увеличивается от 2 до 9

Выработка устойчивости и распределения внимания

1. «Считай и выполняй» (повторять за взрослым простые физические упражнения и вести обратный счет).

Консультация для родителей

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ЗПР

Анисимов Родион

     Нормальное сенсомоторное развитие составляет фундамент всего психического развития ребенка и является тем базисом, над которым надстраивается вся совокупность высших психических функций.

     Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor -двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации.

     Отклонения в формировании сенсомоторных навыков наблюдаются у всех категорий детей с нарушениями развития, и служат одним из показателей в психолого-педагогической диагностике отклонений в развитии ребенка.

     У детей с ЗПР отмечаются специфические особенности в развитии сенсомоторных навыков:

- дети не умеют обследовать предмет, не проявляют выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают к практическим способам ориентировки в свойствах предметов, присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм;

- у детей недостаточная дифференцированность всех видов восприятия;

- несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

- затруднен процесс узнавания предметов на ощупь;

- замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки зрительно-моторной, слухо-зрительно-моторной координации;

- трудности в формировании пространственных ориентировок.

     Важным условием для полноценного сенсомоторного развития детей с ЗПР является создание специальной развивающей среды. Поэтому педагогическая работа по развитию сенсомоторных навыков у детей организована в нескольких направлениях:

- организация сенсорно-стимулирующего пространства;

- организация сенсомоторного уголка дома или в кабинете дефектолога;

- качественная подборка дидактических игр и пособий.

1. Организация сенсорно-стимулирующего пространства.

     Организация образовательного процесса предполагает наличие сенсорно-дидактических игр, игрушек и пособий разного вида:

- функционально-ориентированные игрушки и пособия: строительные конструкторы, пирамидки, «почтовые ящики», «лото», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины и др. Интересны и полезны материалы, разработанные М. Монтессори, на основе которых созданы различные современные модификации;

- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики;

- иллюстративный и образно-символический материал;

- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности. 

2. Организация сенсомоторного уголка дома или в кабинете дефектолога.

     Сенсомоторный уголок - это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.

Он выполняет ряд определенных функций:

- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;

- стимуляция двигательной активности;

- повышение работоспособности детей;

-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);

- создание положительного эмоционального фона.

При организации сенсомоторного уголка в первую очередь было выбрано место его расположения в помещении, чтобы оно было удобным для доступа детей. Особое внимание уделяется подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок содержит постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.

Содержание сенсомоторного уголка

Для развития слуха:

- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.

- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.

Для развития зрения:

  • Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
  • Цветовые пятна-кляксы различной формы.
  • Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
  • Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
  • Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).

Для развития чувства осязания:

  • Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
  • Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
  • Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
  • Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
  • Разные по форме мелкие предметы.
  • Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.

Для развития чувства обоняния:

  • Ватные тампоны с разнообразными отдушками.
  • Различные аромомасла с подробным описанием их влияния на организм, приспособления для создания запаха (аромолампы и т. д.).
  • Коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например, кофе, перец, лук, апельсиновые корки, мыло, духи.

Для развития чувства вкуса:

  • Овощи, фрукты, леденцы (по необходимости, для конкретных занятий).
  • Стаканчики, формочки, пипетки, подносы, шпажки ярких интересных раскрасок для подачи детям различных вкусов.

Для развития мелкой моторики:

  • Природный материал: горох, орехи, фасоль, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
  • Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.)
  • Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто), трафареты и т. д.

3. Подбор дидактических игр и упражнений.

     В коррекционно-образовательном процессе используются традиционные игры:

- пирамидки, матрешки, пособия-вкладыши, «почтовый ящик»;

- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры;

- игры-шнуровки М. Монтессори и т.д.

     Применение в коррекционно-образовательном процессе предлагаемых направлений, дидактических игр, упражнений и пособий позволяет эффективно формировать и развивать сенсомоторные навыки у детей с ЗПР.

Консультация для родителей

Умение детей сравнивать и классифицировать предметы.

Михель Майя

     В качестве одного из эффективных средств развития мышления в младшем школьном возрасте выступает дидактическая игра, так как именно она соответствует особенностям этого возраста. Эта близкая для ребенка деятельность помогает учителю пробудить в каждом ученике тягу к познанию, сформировать положительное отношение к учению.

     Дидактические игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях, в начальной школе и родителями. Развитие мышления у младших школьников, в частности, операций сравнения и классификации, можно достигнуть при помощи дидактических игр, органически встроенных в учебный процесс. Рассмотрим 3 этапа использования дидактических игр:

  1. Мотивационный этап.
  2. Игры на сравнение.
  3. Игры на классификацию.

Мотивационный этап

   Основной задачей мотивационного этапа является возбуждение интереса учеников, создание атмосферы эмоциональной включенности. Важно, чтобы ученики поняли значимость для человека таких операций мышления как сравнение и классификация. С этой целью можно использовать литературные произведения или какие-либо ситуации, герои которых не умели пользоваться этими операциями и в результате не достигли желаемого результата.

     Так, используя подходящую ситуацию, можно показать значимость операции классификация. Приведем пример использования такой ситуации на уроке литературного чтения по теме «Чтение слогов и слов с буквами г, п, т, р, и».

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему никто ничего не мог найти?

Дети. Потому что  неправильно разложены вещи.

Учитель. А как их правильно разложить, чтобы все было на своих местах? Какие предметы должны быть на кухне?

Дети. Кастрюли, тарелки, чашки и ложки.

Учитель. Как их назвать одним словом?

Дети. Посуда.

По аналогии задаются другие вопросы.

Учитель. На сколько групп мы разделили все предметы?

Дети. На три.

Учитель. По какому признаку мы их разделили на группы?

Дети. По месту, где они должны находиться.

Учитель. Именно поэтому его друзья не смогли найти своих вещей. Вот как важно правильно делить предметы на группы. Каждая вещь должна находиться на своем месте, иначе будет очень трудно ее найти.

На примере данной ситуации мы показали необходимость умения классифицировать. Дети, отвечая на вопросы учителя, опирались на свой жизненный опыт. Можно использовать примеры таких ситуаций и на других уроках.

  1. Использование игр на сравнение. Как научить детей сравнивать?

     Целью данного этапа является прохождение с ребятами всех структурных элементов сравнения — от постановки цели до вывода о сходстве и различии. Детям необходимо показать, в чем заключается операция сравнения.

Также можно использовать игры на узнавание предметов по его признакам.

Сначала признаки предмета перечисляет учитель, делая после каждого признака паузу, затем это делают сами дети.

     Когда мы учим детей сравнивать, мы учим их видеть предметы с разных сторон, выделяя в них такие признаки, по которым можно осуществлять сравнение. Для этого на уроках математики мы сравнивали предметы по цвету форме, величине. На уроках русского языка дети также учатся видеть сходства и различия в написании слогов и слов. Сначала мы учили детей различать предметы по какому-либо одному признаку или свойству. С этой целью нами использовались следующие игры на уроке математики «Найди свою пару», «Будь внимательным», «Из каких материалов сделаны предметы в твоем портфеле?», «Найди что спрятано», «Найди различие» и др.

     Далее мы использовали игры, в которых дети применяют умения различать предметы по нескольким признакам, например, по размеру, цвету, форме, расположению. С этой целью мы предлагаем использовать игры «Составим узор», «Построим домики и посадим деревья», «Составим разноцветный поясок» и др.

     Сначала детям предлагается сравнивать предметы по заданным свойствам, а затем — по выделенным ими самостоятельно. Предлагаем использовать игры «Сколько точек, столько слов», «Рассыпанные буквы», «Буквенная эстафета», «Волшебный домик» и др.

     Когда дети четко представляют, что значит сравнить предметы, они могут выделять несколько линий сравнения. В этот период повышается уровень самостоятельности детей, возрастает их активность. Дети с удовольствием придумывают игры на сравнение, но пока еще по аналогии тем, с которыми познакомились на уроке, придумывают к ним новые правила.

     Исходя из выше сказанного, напомним, чтобы научить ребенка сравнивать необходимо придерживаться поэтапного введения дидактических игр:

  1. Введение игр на сравнение, в которых дети выделяют признаки или свойства одного объекта.
  2. Игры на нахождение одной линии сравнения.
  3. Игры на нахождение двух линий сравнения.
  4. Игры на нахождение трех и более линий сравнения.
  1. Игры на классификацию. Как научить детей классифицировать?

     Целью данного этапа является усвоение всех структурных элементов классификации. Умение выделять признаки предметов и устанавливать между ними сходство и различие — основа приема классификации, поэтому введенные нами на предыдущем этапе игры на сравнение, являются подготовительным периодом перед введением игр на классификацию. Так же, как при формировании приема сравнения, дети сначала выполняют задания на классификацию хорошо знакомых предметов и геометрических фигур. Как и при введении игр на сравнение, надо учитывать, что дидактические игры на классификацию должны включаться в уроки постепенно, начиная с более простых и постепенно усложняясь.

     Сначала мы предлагаем использовать игры, в которых детям дается конкретное указание для классификации. В качестве дидактического материала в них используются наборы картинок, объединенных каким-либо общим признаком. На этом этапе мы рекомендуем использовать следующие игры: «Объединяем предметы в группы», «Назови предметы одним словом», «Что лишнее?», «Что растет в огороде?». и др.

     В качестве дидактического материала можно использовать слова. В перечисленных выше играх дети учились выделять одно основание для классификации. Далее вводятся игры, в которых выделяют два основания для классификации, а затем и более. Если заниматься вопросом введения дидактических игр, постепенно и регулярно их использовать в учебном процессе, то можно добиться того, что дети смогут выделять от 7 и более оснований для классификации.

     Таким образом, дидактическая игра может выступать как средство развития мышления младшего школьника, если игры на сравнение и классификацию будут использоваться на уроках в определенной системе, с учетом поэтапного введения, нарастания уровня сложности и постепенного увеличения уровня самостоятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания у младших школьников в учебной деятельности.

Немало хлопот учителям начальных классов специальной (коррекционной) школы доставляют невнимательные дети. Иногда отсутствие внимания становится серьезным препятствием для развития и обучения ребенка:...

Развитие внимания у младших школьников с нарушениями письменной речи. Повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Для изучения особенностей внимания у детей младшего школьного возраста с ОНР используютя следующие методики: корректурная про­ба, методика Пьерона — Рузера, таблицы Шульте, крас­но-черный квадрат, таб...

Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе

В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...

Советы родителям по развитию внимания у младших школьников

Рекомендации, игры, упражнения по развитию объема, концентрации, устойчивости внимания....

Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важно научить школьника  сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...

Развитие внимания у младших школьников

Внимание – один из самых важных психических процессов....