Взаимодействие учителя и родителей обучающихся
статья

Елесина Елизавета Владимировна

Школа – это важный и, достаточно длительный этап в развитии и жизнедеятельности любого ребенка. Поэтому он требует тщательной моральной, психологической и умственной подготовки к нему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя и родителей обучающихся                   

В начальной школе учитель должен осознать, что его работа в классе не принесёт больших результатов без активного участия родителей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. Активные формы работы с родителями с самого         начала         обучения         ребенка         в         школе         позволяют         им         осознавать необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, формируют потребность общения со школой.  

В интересах ребенка родителям и педагогам нужно сотрудничать. Они должны стать союзниками.  Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. А значит помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении формировании ценностных жизненных ориентиров. Для этого необходимо создать совместную деятельность и конструктивные отношения.

В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, являются задачами поиска оптимальных решений.  

Организация взаимодействия учителя и родителей

Взаимодействие учителя начальных классов и родителей в школе осуществляется по следующим направлениям:

  • Изучение семьи учащихся, ее воспитательных возможностей, атмосферы и характеры семейного воспитания;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Вовлечение родителей в подготовку и проведение коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.   

Методы изучения семей

Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для целеполагания; для понимания истоков и причин сценария развития личности обучающихся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.  

  1. Наблюдение (учитель, родители, актив класса, социальный педагог, педагог-психолог).  
  2. Индивидуальные беседы.  
  3. Тестирование.  
  4. Анкетирование.  
  5. Диагностика.
  6. Деловые игры.  
  7. Анализ детских рассказов и рисунков.  

Формы взаимодействия педагога и родителей:

  • тематические родительские собрания;
  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;
  • читательские конференции;
  • дни открытых дверей в школе, классе;
  • выставки семейного творчества;
  • фотоконкурсы;
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;  тематические беседы и лектории для родителей;
  • проектная деятельность.

 

Критерии эффективности:

  1. Удовлетворенность родителей, их ориентация на сотрудничество;
  2. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение         уровня         взаимодействия         учителя         и         родителей         младших школьников.
  2. Формирование         у         младших         школьников         положительной самооценки, становление мотивации учения, положительного эмоционального отношения к школе.

Разработанная программа рассчитана на период обучения класса в начальной школе.  

 

Содержание деятельности

В начале каждого учебного года необходимо проводить исследование семей         с         целью         выявления         проблем,         которые         определяли         содержание взаимодействия учителя и родителей класса. Совместно с родителями мы пытались использовать наиболее эффективные способы решения проблем, определить содержание и формы педагогического просвещения, составлять план взаимодействия на год.  

В первом классе основным направлением для анализа и исследования является адаптация обучающихся 1 класса, их психологическая и физиологическая готовность к школе.  

Цель: просвещение родителей в сфере психологических особенностей детей данного возраста и особенностей адаптации их в начальной школе; подробный анализ адаптации каждого ученика и класса в целом; проблемы в адаптации, причины и способы решения.          

На втором году обучения ученикам начинают выставляться отметки. Отметка играет значительную роль в жизни учащегося. Ученик впервые за знания, работы получает отметку, которая ему нравится (положительная) или не нравится (отрицательная). Отметка часто является причиной ссоры между ребенком и родителями и мерилом ценностей в воспитании детей. Обучающимся и родителям необходимо разъяснять критерии отметки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов.  

Обучающиеся и родители начинают участвовать в проектной деятельности. Задачи: создать условия для получения практического опыта участия в проектной деятельности всех участников процесса обучения и воспитания; просвещение родителей и обучающихся в специфике данной работы.

В третьем классе усложняется программный материал. По многочисленным наблюдениям происходит спад качественной и общей успеваемости.  Чтобы этого не произошло, и дети в учебе были успешными, родителям необходимо оказывать дома им посильную помощь в приготовлении домашних заданий, сборе информации в различных источниках, отработке определенных навыков.  

Четвертый класс является заключительным этапом обучения в начальной школе. Необходимо провести рефлексию всей деятельности, изучить готовность к переходу выпускников начальной школы в пятый класс. Содержание взаимодействия родителей и учителя: анализ и обобщение результатов деятельности, способы обеспечения преемственности начальной и средней школы.

 При переходе из начальной в среднюю школу у ребенка наступает период адаптации. Обучающимся и родителям необходимо знать об особенностях этого периода. Поэтому в течение 4 класса нужно на родительских собраниях, на классных часах информировать их.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.  Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.  

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.    

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия учителя с родителями.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся....

Формы взаимодействия учителя с родителями

В презентации представлены формы взаимодействия учителя с родителями учеников. ЗАДАЧИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ• Создание благоприятных условий для обучения и развития детей.• Повышение педагогической ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ДРУГИХ СФЕР.

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ДЕТЬМИ, ФОРМЫ ДОСУГА, АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ОБРАЗЕЦ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ....

Взаимодействие учителя с родителями учащихся

 Выступление на педсовете. Затрагивается пробема взаимоотношения родителей  с учителями        ...

Изменения во взаимодействии педагогов с родителями обучающихся в рамках ФГОС.

Мне бы   хотелось  еще раз коротко наповнить родителям, что такое ФГОС, какая его главная задача, а главное, что же должно изменится и уже меняется в жизни школьников и у родителей с вв...

Взаимодействие логопеда с родителями обучающегося

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети...