Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра
статья

Юрасова Виктория Сергеевна
Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie_detey_s_ras.pptx153.13 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Юрасова Виктория Сергеевна Председатель методического объединения тьюторов Тьюторское сопровождение детей с РАС

Слайд 2

Характеристика должности тьютор Тьюторское сопровождение – образовательная деятельность, в рамках которой осуществляется организационно-методическое обеспечение реализации адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ или инвалидностью.

Слайд 3

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» Тьютор – это педагог, участвующий в выявлении и развитии познавательных интересов ребенка, в процессе формирования его личности, в разработке и сопровождении индивидуальной образовательной программы, в создании специальных условий и в организации процесса индивидуальной работы с обучающимся. В Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» тьюторское сопровождение определяется как образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия являются: индивидуальное и групповое сопровождение и консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ); индивидуальных учебных планов (ИУП); специальных индивидуальных программ развития (СИПР); по вопросам выбора и продолжения формы образования, а также проведение мероприятий для формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Слайд 4

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, стереотипностью поведения. Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы развития ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь. Как правило, процесс адаптации ребенка с РАС является длительным и нестабильным. Характерна сложность установления контакта с окружающими. Отсюда следует, что сопровождение ребенка тьютором может стать основным компонентом, который приведет к успеху в процессе социализации. Для создания ребёнку с РАС специальных условий воспитания и обучения, необходимо заключение ПМПК.

Слайд 5

Особенности прохождения психолого-медико-педагогической комиссии ( пмпк ) На прохождение ПМПК направляют детей, имеющих отклонения в развитии, испытывающих трудности в социальной адаптации, нуждающихся в адаптированной программе обучения. Результатом обследования может стать выявление отклонений психического или физического развития. ПМПК может подтвердить, уточнить или изменить ранее данные рекомендации. Например, рекомендации ПМПК могут включать в себя обучение по индивидуальному плану, обучение по адаптированной программе, создание специальных условий обучения, направление ребенка в специализированные школы различных видов, различные формы получения образования и т. д. Информация, полученная в результате прохождения ПМПК, является конфиденциальной. Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Слайд 6

охрана жизни и здоровья ребенка; формирование коммуникативных навыков; установление и поддержание контактов с окружающими людьми, формирование социально-бытовых и трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности. Расстройства аутистического спектра разнообразны, поэтому к каждому ребенку требуется индивидуальный подход и методы работы. Развитие детей с РАС проходит неравномерно, следует учитывать все варианты развития, в том числе и возможный регресс. Профессиональные функции тьютора

Слайд 7

Педагогические и этические принципы При первой встрече с родителями и ребёнком тьютор выясняет насколько освоены социально-бытовые навыки, речевой навык и общие особенности реагирования ребенка. На этой основе тьютор строит алгоритм работы и способы взаимодействия. Коммуникацию тьютор производит только на позитивном эмоциональном фоне. Тьютор контролирует эмоциональную и физическую дистанцию взаимодействия ученика как с самим тьютором, так и с другими педагогами.

Слайд 8

Взаимодействие тьютора с педагогами Работа тьютора тесно взаимосвязана с педагогами учащегося с РАС. Это учитель, дефектолог, логопед, психолог и др. Исходя из концепции об индивидуализации образования, тьютор помогает ребёнку с РАС применять формируемые педагогами и родителями умения и навыки в социальной среде. Тьютор владеет информацией о поведении, успехах и затруднениях, о приобретенных навыках, так как сопровождает ученика во время занятий, в столовой и на прогулке. Эта информация необходима при составлении индивидуальных программ ученика.

Слайд 9

Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и социализации ребёнка с РАС. Основные направления работы с родителями: - установление контакта, объяснение задач, составление плана совместной работы; - оказание родителям эмоциональной поддержки; - содействие родителям в получении информации об особенностях и прогнозе развития ребёнка; - формирование у родителей адекватного отношения к особенностям ребенка, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка; - формирование интереса родителей к получению теоретических и практических умений обучения и социализации ребенка; - проведение совместного анализа промежуточных результатов, на основе ведения журнала обратной связи. Взаимодействие тьютора с родителями

Слайд 10

Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с РАС, должен стать постепенный выход сопровождающего из роли тьютора. Выход тьютора из системы или уменьшение его посреднической роли является критерием эффективности работы. У спешная социализация детей с РАС и приобретение ими навыков самостоятельной жизни – возможны. Даже в самых тяж ё лых случаях коррекционная работа специалистов да ё т положительную динамику : ребенок может стать более адаптированным к социальному взаимодействию.

Слайд 11

Используемая литература Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи / Науч-практ. сб. Вып. 8. Москва: Теревинф, 2014. 296 с. ISBN 978-5-4212-0206-6. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» Приказ «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”» Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерс Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0—6 лет): Сб. упр. для специалистов и родителей по программе TEACCH. Минск: БелАПДИ «Открытые двери», 1997. 120 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сегодня дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) лишены возможности учиться с учетом своих особенностей, общаться и дружить со своими сверстниками, быть полноценными участниками общества. От...

Логопедическое сопровождение обучающихся с расстройством аутистического спектра

Статья о ключевых направлениях работы учителя-логопеда и приемах работы по развитию речи, глобальному чтению, письму у детей с расстройством аутистического спектра....

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (пов...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...