Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения
консультация
Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения несовершеннолетних
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 636.5 КБ |
![]() | 24.78 КБ |
![]() | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Горькие цифры: Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатка; 80% детей, добровольно ушедших из жизни или пытавшихся это сделать, были психически здоровы; По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 лет самое большое число самоубийств совершают мальчики, с 15 до 18 лет жить чаще не хотят девочки.
Что толкает детей на суицидальное поведение ? Действительная или мнимая утрата любви родителей, ревность; Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семей; Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; Боязнь позора, насмешек или унижения; Страх наказания, нежелание извиниться; Неразделенные чувства; Чувство мести, злобы, протеста; Желание привлечь внимание, вызвать сочувствие; Уйти от трудной ситуации.
Тревожные сигналы, на которые следует обратить внимание: 1 . У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и не бывает откровенен; 2 . Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ: «Мне все равно»; 3. Любит болеть и постоянно придумывает себе болезни; 4. Часто представляет, что будет, если он умрет
Положительные жизненные установки: 1 . эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; 2 . выраженное чувство долга; 3 . концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, 4 . наличие жизненных, творческих, семейных или других планов; 5. умение использовать в жизни методы для снятия психической напряженности; 6. наличие актуальных жизненных ценностей; 7 . проявление интереса к жизни; 8. планирование своего ближайшего будущего.
Рекомендации для родителей: 1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей. 2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. 3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий. 4. Любые стоящие положительные начинания одобряйте словом и делом. 5. Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое!
Предварительный просмотр:
Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних
Педагог-психолог СОШ №1 Лапина Ж.В.
Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних, является одним из направлений профилактической работы педагогического коллектива.
Профилактика суицидального поведения регулируется следующими законодательными и нормативными актами:
Конституция Российской Федерации.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 29 мая 2017г. Была принята программа «Десятилетие детства в России».
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция от 31 мая 2017 года)
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.
А также в деятельности используются методические рекомендации, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением.
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, письмо от 18 января 2016 года № 07-149 о направлении методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях для использования в практической деятельности, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи". Развернутый вариант материалов «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» размещен на специализированной странице официального сайта Центра в сети Интернет по адресу: http://podrostok.cipv.ru/.
Письмо министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2017 года № вк-1065/07«О направлении методических материалов». Минобрнауки России обращает внимание на необходимость продолжения системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся.
Актуальность вопросов реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы «социального риска» и развития системы профилактики асоциальных явлений в образовательной среде (в части суицидальной компоненты) обозначена в письме Министерства от 25 мая 2016 г. № 07-2284.
Министерство отмечает, что реализацию мероприятий в упомянутом направлении необходимо обеспечить с учетом информирования родителей, законных представителей.
Эта необходимая нормативная и законодательная база, на основании которой осуществляется профилактика суицидального поведения.
Переходим непосредственно к вопросу.
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.
Исходя из всего сказанного, самоубийство можно понимать как действие человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определённых эмоциональных и психологических состояний.
Факторы, причины, мотивы и маркеры детско-юношеского суицида
1. Одним из главных факторов суицидального поведения в детском возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку т.е
- Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей;
2. Психологическая неадекватность в воспитании подростка. Этот фактор характеризуется:
- Наличием факта психологического давления.
- Наличием фактов физического насилия.
3. Одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например социометрия) попадают в группу «отверженные» дети.
- в начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками, неопрятность, неряшливость, неприятный запах, грязная одежда и т.д.
- в среднем звене (10-14 лет) статус отверженности определяется успешностью, или наоборот, неуспешностью в учёбе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.
- в старшем звене (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения.
4. Личностная импульсивность. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется импульсивность в следующем:
- Высокий уровень нервно-мышечного напряжения;
- Высокий уровень внушаемости;
- Бескомпромиссность;
- У ребенка характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.
Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций и проблем вовсе не означает, что ребенок, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного риска. Однако, такого рода проблемы, безусловно, осложняют ему жизнь.
Мотивы и поводы суицидальных поступков (А. Амбрумова).
- Лично-семейные конфликты.
- Несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;
- Ревность, развод родителей;
- Препятствие к удовлетворению актуальной потребности;
- Неудовлетворённость поведением и личными качествами «значимого» другого;
- Одиночество;
- Недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;.
2. Состояние психического здоровья.
- Реальные конфликты у здоровых детей;
3. Состояние физического здоровья.
- Соматические заболевания, физические страдания;
5. Конфликт в профессиональной или учебной сфере.
- Несостоятельность, неудачи в учёбе, падение престижа.
- Несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей.
6. Материально-бытовые трудности.
Какие же индикаторы должны заставить нас задуматься
Поведенческие индикаторы суицидального риска
- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.).
- Самоизоляция от других людей и жизни.
- Резкое снижение повседневной активности.
- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.
- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством.
- Частое прослушивание печальной музыки.
- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отделяющие от близких.
- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
- Нарушение дисциплины или снижения качества учёбы, связанные с этим неприятности.
- Приобретение средств для совершения суицида.
Коммуникативные индикаторы
- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное.
- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.
- Уверения в беспомощности и зависимости от других.
- Прощание.
- Сообщение о конкретном плане суицида.
- Самообвинения
Насторожить должны следующие заявления ребенка: «Ненавижу жизнь», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Они пожалеют о том, что мне сделали», «Не могу этого вынести», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».
Когнитивные индикаторы
- Разрешающие установки относительно суицидального поведения.
- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего.
- Представление о своей жизни как о ничтожной, не имеющей права жить.
- Представление о мире как месте потерь и разочарований.
- Представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном.
- «Туннельное видение»- неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.
Эмоциональные индикаторы
- Амбивалентность по отношению к жизни.
- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.
- Переживание горя.
- Приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница
- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность.
- Вина или ощущение неудачи, поражения.
- Чрезмерные опасения или страхи.
- Чувство своей малозначимости, никчёмности, ненужности.
- Рассеянность и растерянность.
Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить внимание.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Установите заботливые взаимоотношения с детьми
- Будьте внимательными слушателями
- Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
- Помогите определить источник психического дискомфорта
- Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
- Помогите каждому ребенку осознать его личностные ресурсы
- Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Предварительный просмотр:
Родителям о профилактике детского суицида
Тема: «Детский суицид. Роль семьи в оказании помощи детям в кризисных ситуациях»
Уважаемые родители!
Хочу обратить ваше внимание, что успешность наших детей требует огромного перенапряжения сил, и, как следствие, приводит к повышению уровня тревоги и агрессии, и росту психических расстройств.
Пагубно сказывается наша занятость на работе, отсутствие сил и времени на воспитание, отсутствие эмоциональной близости. Стоит обратить внимание на организацию занятости ваших детей, т.е. кружки, секции, клубы по интересам и увлечениям. Ребёнок также подвержен большому влиянию средств массовой информации на него льётся поток криминала, насилия, и «красивой» глянцевой жизни. Поэтому важно ограничить поток передач, посвящённых криминальной тематике с заменой их на позитивные программы.
Помните, если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, часто это проблемные подростки.
Дети, которые не получают поддержку и понимания в семье и в обществе, начинает одолевать одиночество, депрессия, чувство вины, стыд, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни.
Основную причину детского суицида нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от любого неблагополучия должны быть Вы Уважаемые родители!!!
Решение данной проблемы, всегда начинается с серьезной работы самих родителей, особенно по проблемам взаимопонимания с собственным ребенком. Важно своими делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно! Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье.
Имеются определенные факторы которое позволят повысить иммунитет у ваших детей т.е. выработать положительные жизненные установки. К ним относятся такие как:
эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
выраженное чувство долга,
концентрация внимания на состоянии собственного здоровья,
наличие жизненных, творческих, семейных или других планов;
умение использовать в жизни методы для снятия психической напряженности.
наличие актуальных жизненных ценностей;
проявление интереса к жизни;
планирование своего ближайшего будущего.
Для формирования данных установок следует:
постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
вселять уверенность в свои силы и возможности;
внушать оптимизм и надежду;
осуществлять контроль за поведением ребенка, и анализировать его отношения со сверстниками.
Чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает Ваш ребенок, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ:
• появление чрезмерной деятельности или, наоборот, безразличия к окружающему миру;
• появление неспособности сосредоточиться в школе, прогулы уроков; потеря интереса к учёбе;
• появление неряшливости и отсутствия желания ухаживать за собой;
• ранее не свойственные заметные нарушения сна и аппетита;
• появившееся устало - тоскливое выражение лица, «потухший взгляд», тихий монотонный голос;
• резкие смены настроения, появление ранее не свойственных грусти, уныния, тоски с чувством отчаяния, безысходности; либо тревоги, беспокойства, плаксивости; или раздражимости, враждебности;
• добровольная изоляция, избегание контактов и общения с близкими, друзьями, одноклассниками и окружающими людьми;
• потеря интереса к хобби, увлечениям и занятиям, ранее доставлявшим им удовольствие;
• пессимистическая оценка своего прошлого и настоящего, с отсутствием планов на будущее;
• дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;
• стремление привести в порядок все дела;
• стремление помириться с давними врагами;
• сужение внимания на одной теме, заинтересованность вопросами смерти, фантазии о ней и увлечение «тематическими» стихами;
• косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться» и т.п.;
• прямые разговоры о смерти: «Я не хочу жить», «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить» и т.п.;
Если Вы отметили у своего ребенка несколько факторов риска – незамедлительно обращайтесь за консультацией и помощью к специалистам (психологом, социальным педагогам, психиатром)
Рекомендации для родителей по профилактике подростковых суицидов.
1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.
2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.
3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.
4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.
5.Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-301744-1615472229.jpg)
Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ
Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/02/picture-937353-1501704790.jpg)
Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения ребёнка.
Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Восп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544180-1417672054.jpg)
Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)
Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего исследования взаимодействия детей и их родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-692484-1445337338.jpg)
профилактика нежелательного поведения
сенсорная интеграция, как профилактика нежелательного поведения...
Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.
Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1232116-1708776042.jpg)
Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка
Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-342680-1543266261.jpg)
Выступление на МО классных руководителей: «Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике девиантного поведения»
В данном выступлении рассматриваются формы и методы работы с "труднымти" детьми....