Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения
консультация

Лапина Жанна Владимировна

Материалы для родителей по профилактике нежелательного поведения несовершеннолетних

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в оказании помощи детям в кризисных ситуациях Подготовила: Лапина Жанна Владимировна

Слайд 2

Горькие цифры: Детские суициды в 99 случаях из 100 происходят в семьях со средним или выше среднего достатка; 80% детей, добровольно ушедших из жизни или пытавшихся это сделать, были психически здоровы; По данным психиатров, в возрасте с 7 до 14 лет самое большое число самоубийств совершают мальчики, с 15 до 18 лет жить чаще не хотят девочки.

Слайд 3

Что толкает детей на суицидальное поведение ? Действительная или мнимая утрата любви родителей, ревность; Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семей; Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; Боязнь позора, насмешек или унижения; Страх наказания, нежелание извиниться; Неразделенные чувства; Чувство мести, злобы, протеста; Желание привлечь внимание, вызвать сочувствие; Уйти от трудной ситуации.

Слайд 4

Тревожные сигналы, на которые следует обратить внимание: 1 . У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и не бывает откровенен; 2 . Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ: «Мне все равно»; 3. Любит болеть и постоянно придумывает себе болезни; 4. Часто представляет, что будет, если он умрет

Слайд 5

Положительные жизненные установки: 1 . эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; 2 . выраженное чувство долга; 3 . концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, 4 . наличие жизненных, творческих, семейных или других планов; 5. умение использовать в жизни методы для снятия психической напряженности; 6. наличие актуальных жизненных ценностей; 7 . проявление интереса к жизни; 8. планирование своего ближайшего будущего.

Слайд 6

Рекомендации для родителей: 1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей. 2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним. 3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий. 4. Любые стоящие положительные начинания одобряйте словом и делом. 5. Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое!



Предварительный просмотр:

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Педагог-психолог СОШ №1 Лапина Ж.В.

Одна из главных целей образования — создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В связи с этим профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних, является одним из направлений профилактической работы педагогического коллектива.

Профилактика суицидального поведения регулируется следующими законодательными и нормативными актами:

Конституция Российской Федерации.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы, 29 мая 2017г. Была принята программа «Десятилетие детства в России».

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями).

Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (последняя редакция от 31 мая 2017 года)

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.

А также в деятельности используются методические рекомендации, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением.

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России, письмо от 18 января 2016 года № 07-149 о направлении методических рекомендаций по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях для использования в практической деятельности, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи". Развернутый вариант материалов «Инновационный опыт работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях» размещен на специализированной странице официального сайта Центра в сети Интернет по адресу: http://podrostok.cipv.ru/.

Письмо министерства образования и науки российской федерации от 31 марта 2017 года № вк-1065/07«О направлении методических материалов». Минобрнауки России обращает внимание на необходимость продолжения системной работы по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся. 

Актуальность вопросов реализации дополнительных мер в области психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних группы «социального риска» и развития системы профилактики асоциальных явлений в образовательной среде (в части суицидальной компоненты) обозначена в письме Министерства от 25 мая 2016 г. № 07-2284. 

Министерство отмечает, что реализацию мероприятий в упомянутом направлении необходимо обеспечить с учетом информирования родителей, законных представителей.

Эта необходимая нормативная и законодательная база, на основании которой осуществляется профилактика суицидального поведения.

Переходим непосредственно к вопросу.

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Психологический смысл такого явления, чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой человек волей-неволей оказался.

Исходя из всего сказанного, самоубийство можно понимать как действие человека с целью самоуничтожения в ответ на возникшие проблемы, трудности, протекающие на фоне определённых эмоциональных и психологических состояний.

Факторы, причины, мотивы и маркеры детско-юношеского суицида

1. Одним из главных факторов суицидального поведения в детском возрасте выделяют неблагоприятную семейную обстановку т.е

- Ситуация длительного конфликта в семье или ситуация развода родителей;

2. Психологическая неадекватность в воспитании подростка. Этот фактор характеризуется:

- Наличием факта психологического давления.

- Наличием фактов физического насилия.

3. Одиночество. В групповых социально-психологических исследованиях (например социометрия) попадают в группу «отверженные» дети.

- в начальной школе (7-9 лет) статус отверженности определяется внешними признаками, неопрятность, неряшливость, неприятный запах, грязная одежда и т.д.

- в среднем звене (10-14 лет) статус отверженности определяется успешностью, или наоборот, неуспешностью в учёбе. В категорию «изгоев» попадают как отличники, так и неуспевающие ученики.

- в старшем звене (14-18 лет) характерны личностные проявления, симпатии и предпочтения.

4. Личностная импульсивность. Для детской агрессивности характерна вспыльчивость, мгновенность, импульсивность. Проявляется импульсивность в следующем:

- Высокий уровень нервно-мышечного напряжения;

- Высокий уровень внушаемости;

- Бескомпромиссность;

- У ребенка характерна бурная реакция на неудачу, гнев, бравада, девиации.

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций и проблем вовсе не означает, что ребенок, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного риска. Однако, такого рода проблемы, безусловно, осложняют ему жизнь.

Мотивы и поводы суицидальных поступков (А. Амбрумова).

  1. Лично-семейные конфликты.

- Несправедливое отношение со стороны родственников и окружающих;

- Ревность, развод родителей;

- Препятствие к удовлетворению актуальной потребности;

- Неудовлетворённость поведением и личными качествами «значимого» другого;

- Одиночество;

- Недостаток внимания, заботы со стороны окружающих;.

2. Состояние психического здоровья.

-  Реальные конфликты у здоровых детей;

3. Состояние физического здоровья.

- Соматические заболевания, физические страдания;

5.  Конфликт в профессиональной или учебной сфере.

- Несостоятельность, неудачи в учёбе, падение престижа.

- Несправедливые требования к исполнению учебных обязанностей.

6. Материально-бытовые трудности.

Какие же индикаторы должны заставить нас задуматься

Поведенческие индикаторы суицидального риска

- Эскейп-реакции (уход из дома и т.п.).

- Самоизоляция от других людей и жизни.

- Резкое снижение повседневной активности.

- Изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью.

- Выбор тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийством.

- Частое прослушивание печальной музыки.

- Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отделяющие от близких.

- Склонность к неоправданно рискованным поступкам.

- Нарушение дисциплины или снижения качества учёбы, связанные с этим неприятности.

- Приобретение средств для совершения суицида.

Коммуникативные индикаторы

- Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть» - прямое сообщение, «Скоро всё это закончится» - косвенное.

- Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни также относятся к косвенным сообщениям.

- Уверения в беспомощности и зависимости от других.

- Прощание.

- Сообщение о конкретном плане суицида.

- Самообвинения

Насторожить должны следующие заявления ребенка: «Ненавижу жизнь», «Всем будет лучше без меня», «Мне нечего ждать от жизни», «Они пожалеют о том, что мне сделали», «Не могу этого вынести», «Я покончу с собой», «Никому я не нужен», «Это выше моих сил».

Когнитивные индикаторы

- Разрешающие установки относительно суицидального поведения.

- Негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего.

- Представление о своей жизни как о ничтожной, не имеющей права жить.

- Представление о мире как месте потерь и разочарований.

- Представление о будущем как бесперспективном, безнадёжном.

- «Туннельное видение»- неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

Эмоциональные индикаторы

- Амбивалентность по отношению к жизни.

- Безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадёжность, беспомощность, отчаяние.

- Переживание горя.

- Приступы паники, выраженная тревога, сниженная способность к концентрации внимания и воли, бессонница

- Несвойственная агрессия или ненависть к себе: гнев, враждебность.

- Вина или ощущение неудачи, поражения.

- Чрезмерные опасения или страхи.

- Чувство своей малозначимости, никчёмности, ненужности.

- Рассеянность и растерянность.

Любое изменение в его поведении должно настораживать: стал он угрюм или замкнут или наоборот, излишне возбудим, является поводом для того, чтобы обратить внимание.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Установите заботливые взаимоотношения с детьми
  • Будьте внимательными слушателями
  • Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации
  • Помогите определить источник психического дискомфорта
  • Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно
  • Помогите каждому ребенку осознать его личностные ресурсы
  • Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.



Предварительный просмотр:

Родителям о профилактике детского суицида

Тема: «Детский суицид. Роль семьи в оказании помощи детям в кризисных ситуациях»

 

Уважаемые родители!

Хочу обратить ваше внимание, что успешность наших детей требует огромного перенапряжения сил, и, как следствие, приводит к повышению уровня тревоги и агрессии, и росту психических расстройств.

Пагубно сказывается наша занятость на работе, отсутствие сил и времени на воспитание, отсутствие эмоциональной близости. Стоит обратить внимание на организацию занятости ваших детей, т.е. кружки, секции, клубы по интересам и увлечениям. Ребёнок  также подвержен большому влиянию средств массовой информации на него льётся поток криминала, насилия, и «красивой» глянцевой жизни. Поэтому важно ограничить поток передач, посвящённых криминальной тематике с заменой их на позитивные программы.

Помните, если ребёнка не воспитывают в семье – его «воспитывает» значимая для него группа сверстников, часто это проблемные подростки.

Дети, которые не получают поддержку и понимания в семье и в обществе, начинает одолевать одиночество, депрессия, чувство вины, стыд, с которыми они не в состоянии справиться сами. В поисках выхода они могут думать об уходе из жизни.

Основную причину детского суицида нужно искать внутри семьи, поэтому первыми и главными защитниками детей от любого неблагополучия должны быть Вы Уважаемые родители!!!

 Решение данной проблемы, всегда начинается с серьезной работы самих родителей, особенно по проблемам взаимопонимания с собственным ребенком. Важно своими делами доказывать ребёнку, что он любим всегда и безусловно!  Какой бы тяжелой ни была конфликтная ситуация, она пройдет, если ребенок видит и знает, что может найти поддержку в семье.

Имеются определенные факторы  которое позволят повысить иммунитет у ваших детей т.е. выработать положительные жизненные установки. К ним относятся такие как:

 эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

 выраженное чувство долга,  

 концентрация внимания на состоянии собственного здоровья,

 наличие жизненных, творческих, семейных или других планов;

 умение использовать в жизни методы для снятия психической напряженности.

 наличие актуальных жизненных ценностей;

 проявление интереса к жизни;

  планирование своего ближайшего будущего.

Для формирования данных установок следует:

 постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;

 вселять уверенность в свои силы и возможности;

 внушать оптимизм и надежду;

  осуществлять контроль за поведением ребенка, и анализировать его отношения со сверстниками.

 Чем большим количеством  жизнеутверждающих факторов обладает Ваш ребенок,  чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ:

• появление чрезмерной деятельности или, наоборот, безразличия к окружающему миру;

• появление неспособности сосредоточиться в школе, прогулы уроков; потеря интереса к учёбе;

• появление неряшливости и отсутствия желания ухаживать за собой;

• ранее не свойственные заметные нарушения сна и аппетита;

• появившееся устало - тоскливое выражение лица, «потухший взгляд», тихий монотонный голос;

• резкие смены настроения, появление ранее не свойственных грусти, уныния, тоски с чувством отчаяния, безысходности; либо тревоги, беспокойства, плаксивости; или раздражимости, враждебности;

• добровольная изоляция, избегание контактов и общения с близкими, друзьями, одноклассниками и окружающими людьми;

• потеря интереса к хобби, увлечениям и занятиям, ранее доставлявшим им удовольствие;

• пессимистическая оценка своего прошлого и настоящего, с отсутствием планов на будущее;

• дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость;

• стремление привести в порядок все дела;

• стремление помириться с давними врагами;

• сужение внимания на одной теме, заинтересованность вопросами смерти, фантазии о ней и увлечение «тематическими» стихами;

• косвенные намеки о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться» и т.п.;

• прямые разговоры о смерти: «Я не хочу жить», «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить» и т.п.;

Если Вы отметили у своего ребенка несколько факторов риска – незамедлительно обращайтесь за консультацией и помощью к специалистам (психологом, социальным педагогам, психиатром)

Рекомендации для родителей по профилактике подростковых суицидов.

1. Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей.

2. Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним.

3. Обязательно содействуйте в преодолении препятствий.

4. Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом.

5.Будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

От заботливого, любящего человека, находящегося рядом в трудную минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Поэтому совет родителям прост и доступен: "Любите своих детей, будьте искренне и честны в своём отношении к своим детям и к самим себе".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по профилактике зависимого поведения у обучающихся с ОВЗ

Формирование навыков безопасного поведения детей поможет сделать более успешной профилактику зависимого поведения....

Памятка для родителей по профилактике агрессивного поведения ребёнка.

Самое важное — создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Восп...

Профилактика агрессивного поведения среди младших школьников (материалы для родительского собрания)

 Данная презентация была подготовлена для проведения родительского собрания в начальной школе. В ней использовались результаты нашего  исследования взаимодействия детей и их родителей...

профилактика нежелательного поведения

сенсорная интеграция, как профилактика нежелательного поведения...

Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.

Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....

Анна Корниенко Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка

Анна КорниенкоДетская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка...