родительское собрание ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
консультация (1 класс)

Евтушенко Елена Ивановна

Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и  определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания.     Выявить у родителей знания по применению поощрения и наказания, как способов воспитания. Расширить знания о поощрениях и наказания. Помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо.Развивать умение прислушиваться к своим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительское собрание30.79 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект родительского собрания в начальной школе (3 класс) на тему: «ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПООЩРЕНИЙ И НАКАЗАНИЙ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Тема родительского собрания: «Правильное использование поощрений и наказаний детей в семье»

Цель:  Раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей и  определить оптимальные позиции родителей по теме родительского собрания.

Задачи:

  1. Выявить у родителей знания по применению поощрения и наказания, как способов воспитания.
  2. Расширить знания о поощрениях и наказаниях.
  3. Помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей.
  4. Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо.
  5. Развивать умение прислушиваться к своим детям.

Участники родительского собрания: учитель, родители учащихся.

Подготовка и проведение родительского собрания

Подготовительная часть

1.1.Анкетирование родителей и учащихся по теме собрания

  1. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их представлений о возможном применении различных методов поощрения и наказания ребёнка (Приложение 1, 2).

Анализ и обобщение результатов анкетирования родителей.

  1. Проведение анкетирования учащихся с целью выявления применяемых в семьях методов поощрения и наказания ребёнка (Приложение 3). Анализ и обобщение результатов анкетирования учащихся.

1.2. Изучение педагогической литературы по теме собрания

1)        Подбор и анализ нормативных правовых и информационно-методических документов, психолого-педагогической литературы.

2)Подготовка ситуаций для анализа.

3)Подготовка упражнений для тренинга.

4)Подготовка высказываний учителя о поощрениях и наказаниях ребёнка.

1.3.Информирование родителей о классном родительском собрании (на анкете)

План родительского собрания:

1. Организационный этап

2. Основной этап

2.1.Вступительное слово классного руководителя

2.2.Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями родителей по предложенным ситуациям

3.Заключительная часть

3.1.Советы учителя по теме собрания

3.2.Обсуждение памяток

3.3. Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам

Проведение собрания

1.Организационный этап

       Встреча родителей. На столе у каждого родителя лежит анкета родителей и их детей.

2.Основной этап

2.1. Вступительное слово классного руководителя (слайд 1)

        Тема нашего сегодняшнего родительского собрания «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

        Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. «Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. «Мне нравится твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями.

       За что же нужно поощрять ребёнка? (слайд 2)

       Поощрение ребенка за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

       Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – «Ты стал совсем взрослым или же какой ты молодец» и др. Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

     Как можно поощрять ребёнка? (слайд 3)

     Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

Как вы думаете, какой из перечисленных способов поощрения самый надёжный? (слайд 4)

      Вашим детям было предложено ответить на ряд вопросов, посмотрите, какие ответы мы получили (слайд 5).

      Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

      В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

      Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм.

     За что мы наказываем детей? (слайд 6)

     Как можно наказать ребёнка? (слайд 7)

      Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д.

     Мы попросили ваших детей ответить на вопрос: «Если бы они были волшебниками, как они поступили с наказанием и поощрением…». Посмотрите, какие ответы мы получили (слайд 8-10).

      «Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения. Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата. Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

       (слайд 11) А.С. Макаренко правильно указывал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

        Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения. Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

        Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

2.2. Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнениями

родителей по предложенным ситуациям (слайд 12-17)

Ситуация 1. Родители долго думали, что подарить дочери к окончанию учебного года в качестве поощрения за хорошую учёбу. Купили книгу, которая нужна по программе и альбом для летних фотографий. Получив подарок, девочка была возмущена: « Я думала, что вы мне что-нибудь другое купите! Вот Лене родители велосипед купили!»

Ситуация 2. Одна мама рассказывает другой: « Мы своего и бьём, и наказываем, а он уроки за пять минут сделает и на улицу. Вечером придёт - начинаем проверять, а он уже спит на ходу. На следующий день приходит – опять двойка.

Ситуация 3. Родители ставили мальчика за все провинности в угол.

Однажды, будучи ещё только в 4 классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду»

Ситуация 4. В семье родился маленький ребёнок. Старший ребёнок, ученик 3 класса, резко изменился: стал плаксивым, всё чаще и чаще начал проявлять агрессивность по отношению к родителям, маленький ребёнок тоже стал предметом агрессии. В очередной раз, когда мама попросила посидеть с малышом, сын ответил: «Я в няньки не нанимался!» Родители были страшно возмущены, последовало наказание за провинность.

Ситуация 5. В этой семье дети в конце недели отчитывались по результатам учёбы за неделю. Если результаты были, по мнению родителей, хорошими, то дети получали поощрение в виде карманных денег. Если родителей учебные результаты детей не устраивали, они должны были выполнять трудовую повинность по дому и даче: делать полную уборку, поливать огород и т. д. Работу можно было найти всегда, и дети старались учиться так, чтобы избежать любым способом наказания трудом.

3.Заключительная часть

3.1.Советы учителя по теме собрания

Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

  • Вы можете ошибаться.
  • Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.
  • Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным:

  • Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
  • Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  • После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нём больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказание.
  • Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.
  • Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
  • Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Как поощрять ребёнка в семье:

  • Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его их принимать.
  • Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.
  • Используйте чаще выражение «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: на день рождения, Новый год, конец учебного года,1 сентября, удачное выступление и т. д.
  • Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
  • Учите ребёнка понимать и ценить поощрения родителей.

3.2.Обсуждение памяток

В заключение предлагаю вам памятку, которая поможет сделать правильный шаг в выборе этих методов.  (Приложение 4).

3.3. Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам

Используемая литература:

  1. Родительские собрания: внеклассная работа: 1 – 4 классы /  Ярёменко Е. О., Лобачёва Е. К.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2008.
  2. Калейдоскоп родительских собраний. Выпуск 1. / Под ред. Степанова Е.Н. – М.: «Т Ц Сфера», 2003.
  3. Родительские собрания: 4 класс / Авт.-сост. Яценко И. Ф. – М.: ВАКО, 2008.  

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета для родителей №1

1.Считаете ли вы проблему наказания и поощрения детей в семье важной и актуальной?

а) да;            б) нет.

2. Как вы относитесь к поощрениям ребёнка в семье?

а) как к необходимому и значимому методу семейного воспитания;

б) как к родительской обязанности;

в) не задумывался(- ась) над этим.

3. Как вы относитесь к наказанию детей в семье?

а) как к необходимому в некоторых случаях методу семейного воспитания;

б) как к важному методу;

в) как к нежелательному методу семейного воспитания.

4. Наказывали ли вас в вашей семье?

а) да, регулярно;

б) иногда, если этого заслуживал (- а);

в) почти никогда.

5. Как вы поощряете своего ребёнка?

а) материально;

б) морально;

в) сочетаю различные формы поощрения.

6. Какие формы поощрения из приведённых ниже вы считаете наиболее значительными?

а) покупка одежды;

б) покупка предметов, связанных с интересами и увлечениями ребёнка;

в) денежное поощрение;

г) словесные формы поощрения;

д) объятия, поцелуи и т. д.

7. Какие формы наказания ребёнка вы считаете наиболее приемлемыми?

а) физическое наказание;

б) исключение общения с ребёнком;

в) лишение ребёнка чего – то.

8. Как вы думаете, чем может грозить родителям частое использование физического наказания по отношению к ребёнку?

а) потерей контакта с ребёнком;

б) проблемами с психикой  ребёнка;

в) агрессивностью и озлоблением ребёнка;

г) изменением нравственной сферы личности ребёнка.

Приложение 2.

Анкета для родителей № 2

  1. Какие методы воспитательного воздействия вы используете чаще всего?

(Требование, убеждение, наказание, поощрение.)

  1. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребёнку?

(Да, нет, иногда.)

  1. Какие виды поощрения вы используете в воспитании?

(Похвала, одобрение, подарки.)

  1. Наказываете ли вы ребёнка физически.

(Да, нет, иногда.)

  1. Положительно ли влияет на ребёнка избранная мера наказания?

(Да, нет, иногда.)

  1. Доверяет ли вам ребёнок, делится ли с вами своими секретами?

(Да, нет, иногда.)

  1. Стараетесь ли вы контролировать своё собственное поведение ради воспитания ребёнка?

(Да, нет, иногда.)

  1. Существует ли, с вашей точки зрения, взаимосвязь между физическим наказанием и формированием отрицательных черт характера ребёнка?

(Да, нет, не знаю.)

Приложение 3.

Анкета для детей №1

1. Если тебя наказывают, то…

2. Если тебя хвалят, поощряют, то…

3. Придумай четыре нельзя, которые ты бы хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают:

Анкета для детей №2

1. Меня хвалят, если…

2. Мне дарят подарки, если…

3. Мне дарят деньги, если…

4. Мне разрешают…, если…

Приложение 4.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка.

2. Помните об ответственности при выборе форм наказания.

3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.

4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка).

5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.

6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя.

7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.

8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.

9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета.

10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением.

11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.

12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.

13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!

14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть.

Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Поощрение и наказание ребёнка в семье.

эта тема родительского собрания актуальсна во всех классах...

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ

Консультация для родителей о методах поощрения  наказания ребенка в семье....

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребёнка в семье"

Содержит материалы (тест, презентация, практическик советы родителям) к родительскому собранию на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"...

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребёнка в семье"

Данная презентация помогает рассказать родителям о  таких методах воспитания, как  поощрения и наказания. Представлены советы о том, как правильно поощрять и наказывать ребёнка.Родителям пре...

Родительское собрание на тему: "Поощрение и наказание ребёнка в семье"

Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание ребёнка в семье»...

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения. На собрании обсуждается проблема поо...

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказание ребёнка в семье»

Родительское собрание в 1 классе «Поощрение и наказаниеребёнка в семье»...