Родительское собрание "Давайте поговорим об отметке"
консультация (2 класс)

Чикарева Наталья Константиновна

Втрой класс - это время ,когда ребята начинают поолучать отметки и подчас к этому бывают не готовы ни родители,ни дети. Как  правильно реагировать родителям на отметки своих детей? Об этом пойдет речь  в тексте представленной беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_pogovorim_ob_otmetke.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Поговорим об отметке

Вот и пришла для ваших детей пора, когда они стали приносить домой отметки. А это значит, что и для вас, родителей, тоже наступило более волнующее время. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, что стоит за отметками детей. Как к ним относиться? Всегда ли могут радовать «5» и огорчать «3»? должны ли все ученики получать «4» и «5»?

Совсем разными, не похожими друг на друга пришли дети в школу. Не похожими как внешне, так и внутренне. Каждый из них имел свою подготовку к школе, а потому и учились они, естественно, неодинаково. И не только от уровня готовности к школе это зависит. По-разному дети продвигаются в учёбе ещё и потому, что одним из них больше привиты до школы трудолюбие, усидчивость, навыки самообслуживания и другие качества, необходимые для учения.

Если ваш ребёнок был хорошо подготовлен к школе, имел определённые учебные навыки (н-р, читал, считал) и получает одни «5», то к этому нужно относиться. Как к должному. Ни в коем случае нельзя захваливать ребёнка, задаривать подарками, подчёркивать его особые заслуги и способности. Равно как и не следует принижать его достоинство, говорить, что это всё заработано не «твоими трудами праведными», а нашими родительскими усилиями.

А вот если ребёнок, преодолев определённые трудности, наверстал то, что было упущено его воспитателями и вами в дошкольный период, но ещё не добился самых лучших отметок? Как быть в той ситуации? В школе он получает «3», т.к. большего учитель поставить не может, потому что его работа всё-таки выполнена хуже, чем у других детей, а ведь они смотрят тетради друг друга, сравнивают. Часто эта скромная «3» - свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, и он заслуживает похвалы.

Как же помочь этим ребятам преодолеть барьер неудач? Как помочь им подняться на следующую ступеньку успеха? Постарайтесь постоянно помогать им, но без лишней опеки. Ежедневно беседуйте о школьных делах, о том, какие были уроки и что на них проходили. Пусть дети расскажут, что они читали, какие задачи решали. И обязательно проявляйте интерес к услышанному. Так вы поддержите желание запоминать учебный материал, изучаемый на уроках.

Организуйте рабочее место ученика: научите, как оно должно выглядеть, когда начинаем делать домашнее задание – ребёнок должен сам приготовить нужные учебники, тетради, канцелярские принадлежности, опираясь на расписание уроков в дневнике (учите пользоваться дневником: находить нужную неделю, день – число), как должно выглядеть рабочее место, когда уроки сделаны, и спрашивайте: «А в школе на парте у тебя такой же порядок на уроках и переменах?», «А куда ты напишешь домашнее задание по анг.языку в след.раз?», «А какое число ты напишешь на понедельник, ведь уже пятница». И не заполняйте дневник за ребёнка, ни к чему хорошему это не приведёт, в 5 классе получите безответственного, не умеющего учиться сына (дочь). Составьте режим дня и строго следите, чтобы ребёнок ему следовал. Распишите дела по минутам и научите пользоваться часами. Определите, сколько времени должно уходить на разные виды работ: уборку в комнате, просмотр мультфильмов, чтение, прогулку, сколько должен потратить на решение задачи или номера примеров и т.д.  Первое время будет сложно, придётся и себя держать в форме, постоянно следить за часами, но потом это окупится: ребёнок станет самостоятельным и организованным, что очень важно в учебной деятельности.

Очень важно поддержать интерес к книге. А для этого ваш личный пример немаловажен. Часто ли ребёнок видит вас с книгой в руках? Часто ли вы в присутствии ребёнка рассказываете супругу о том, как увлекла вас новая книга, и советуете её прочитать? Читаете ли вы своему ребёнку? Даже тому, который хорошо читает сам? а когда последний раз вы вместе с ребёнком вы покупали для него книгу? Ведь сегодня такой богатый выбор книг для ребят! Как бы хотелось на все эти вопросы получать только положительные ответы. Всё это может привить любовь к книге. Очень хорошо помогает совместное чтение. сначала сами почитайте вслух, а дойдя до более интересного места, попросите ребёнка немного почитать вам, затем снова почитайте. С ребёнком, которому трудно даётся чтение, периодически можно читать хором. Не спешите добиваться беглого чтения. Оно придёт со временем. Акцентируйте внимание на правильном чтении, останавливайте на ошибке, просите прочесть верно. Напоминайте, чтобы трудные слова он читал по слогам. И не торопите. Добивайтесь уверенного чтения. Это позволит ему не только не ошибиться в чтении, но и допускать меньше ошибок при письме. Не забывайте при чтении вслух читать неторопливо, выразительно. Это очень важно, как для восприятия, так и для дальнейшего его продвижения в чтении. Ведь дети хорошо копируют взрослых. Обязательно беседуйте о прочитанном. И требуйте полных, обстоятельных ответов (не принимайте односложного ответа, пусть составляет полное предложение). Беглое чтение придёт со временем. Но и периодические замеры количества слов, прочитанных за минуту, не будут для вас лишними. Это всё можно фиксировать. Пусть ребёнок видит, как идёт его продвижение в чтении. Вы же измеряете рост ребёнка, точно так же можно оформить уголок, где вы будете отмечать прибавку в скорости чтения или решения примеров. Этим уголком можно гордиться, демонстрировать приходящим в гости бабушке и дедушке.

Вы можете помочь в счёте, для этого играйте всюду: на улице, дома и во всё: в солдатиков, в ложки-вилки, в машины у подъезда, в деревца в парке. Складывайте, вычитайте, умножайте, делите по пути всё, что увидите вокруг.

Хотелось бы поговорить о тех родителях, которые «выколачивают» отметки из своих детей, заставляя их весь день трудиться за уроками. В результате у ребёнка не остаётся времени на прогулку, которая ему так необходима. Подобное «усердие» под вашим нажимом ведёт не только к быстрому переутомлению, но и к быстрой потере интереса к учению, что непременно скажется на знаниях. Не всегда нужно стремиться к тому, чтобы в тетрадях у ученика были одни «5». Свои требования мы должны соизмерять с возможностями ребёнка. И уж совсем глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили домой только «5». Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что и у ребёнка появится нездоровое честолюбие и отрицательные черты характера. Н-р, когда после всех «5» вдруг полученная «4» вызывает слёзы. Или когда ребёнок надувает губы, если не его вызвали сегодня первым к доске. «Ну и что же тут такого?» - может быть, подумаете вы, - «Ребёнок хочет быть отличником, он проявляет интерес к учению, активность». Посмотрим внимательнее – и увидим, что за этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока ещё едва заметные. Эти не очень яркие факты отражают честолюбие кого-то из членов семьи, а значит, плохие черты будут закрепляться. Эти примеры показывают, как наше отношение к отметке связано с нравственным воспитанием детей.

Несколько слов хотелось бы сказать о письме. У некоторых детей ещё очень слабы мыш-цы руки, а отсюда и быстрая утомляемость, неудачно выписанные буквы, излишние зачёркивания. Нередко вы прибегаете к неоднократному переписыванию работы. Такой пример – не рекомендация для подражания. Чтобы укрепить мышцы кисти руки, есть масса различных способов: пусть ваш ребёнок ежедневно пользуется ножницами, что-то рисует, собирает изделия из мелких деталей конструктора, лепит, вышивает. Все эти приёмы позволяют быстрее укрепить руку малыша. А излишние переписывания только приучают ребёнка первоначально делать работу кое-как или, напротив, в черновик он выложит все свои силы, а на чистовик их может не остаться. Старайтесь приучать выполнять любую работу качественно с первого раза. Иногда родители (часто бабушки), чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда и пишут всю работу. Отбросьте ложное самолюбие, не пугайтесь «3» по письму, и самое главное, не учите ребёнка лгать! Учитель знает все буквы своих учеников и даже бабушек своих учеников. Я могу без фамилии определить работу своего ученика.

Помощь детям должна быть продуманной, целесообразной, а требования к ним - посильными. К сожалению, многие родители проявляют излишнюю нервозность при появлении в тетради ребёнка «2» или даже «3» и в той или иной форме наказывают его, иногда грубо и несправедливо, в порыве внезапно нахлынувшего гнева. Ребёнок глубоко затаивает обиду и боль. Так разрушается вера в нашу справедливость, появляется недоверие и боязнь. Вместе с этим приходят первая недомолвка о том, что было в классе, первая хитрость, первая ложь. И вот уже честный ребенок превращается в изворотливого лгунишку. И нет в отношениях между взрослыми и детьми ничего более страшного, чем несправедливое наказание, особенно физическое. Запомните: наказание – это крайняя мера воздействия, и прежде чем её применить, необходимо серьёзно подумать. Наша задача – не наказывать ребёнка, а помочь ему в преодолении трудностей. Поймите, что наказав ребёнка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым, грубым.

Многие родители говорят о том, что дети крайне медлительны, вялы. Пока они разденутся да умоются, пока сядут за уроки – десять раз замечание сделаешь. А писать начнут – всё время приходится их подгонять. Вы, конечно, правы. Дети необходимый темп набирают не сразу. Но ведь это не вина их, а беда, в которой повинны взрослые, не сумевшие привить ребёнку такие качества, как внимательность, сосредоточенность, целеустремлённость. Вот и получается, что дети, взявшись за дело, постоянно отвлекаются, бесполезно тратя время, а в результате им некогда погулять, поиграть, помочь старшим по хозяйству, отдохнуть. Точно так же им не хватает времени в школе при выполнении самостоятельных и контрольных работ. Дети, умеющие себя организовать, с развитым произвольным вниманием, справляются в установленное время с заданием, а эти нет. Видя это, родители сердятся, постоянно паникуют, дергают ребят замечаниями, но всё идёт по-прежнему. А в некоторых случаях на этой почве происходят серьёзные конфликты. Как помочь беде?

Прежде всего поменьше делайте выговоров и замечаний, это делу не поможет. Зато постарайтесь выработать у ребёнка чувство времени (ранее уже говорилось, что нужно познакомить ребёнка с часами, хорошо бы иметь песочные часы) и очень терпеливо учите укладываться в заданное время.

Ваш ребёнок должен чувствовать, что учится он, а не его родители. Это он должен помнить, что пора делать уроки, а не вы, это он должен знать, что делали в школе и что задано, а не надеяться на эл.журнал, вайбер, более сознательных друзей и их мам. И пусть у детей будут домашние обязанности. Это принесёт только пользу. Когда ребенок делает уроки или играет, он должен знать, сколько времени в его распоряжении; он должен  контролировать себя – сколько уже прошло, сколько осталось. Если ребенок научится этому, то не будет жалоб типа: сын идёт гулять и долго не приходит. Вот какой непослушный. У ребенка просто не развито чувство времени, он сам не может оценить, сколько уже прошло – час или два.

А теперь несколько слов о развитии самостоятельности в умственной работе. Чтобы помочь ребёнку на этом этапе, необходимо запастись терпением, т.е. не решать за него задачу, а дать ему возможность решить её самому. Помогать, конечно, надо, если мы хотим, чтобы ребёнок не только решил задачу или пример, но и учился думать, работать самостоятельно. Для этого прежде всего, нужно выяснить, хорошо ли он понял задачу. Если видите, что он не очень чётко представляет себе условие задачи (не только математической), то помогите ему понять её, выяснить, что в ней требуется. Это и есть главная помощь: понять условие и вопрос. Не задавайте подсказывающих вопросов. Самое ценное заключается в том, что ребёнок сам размышляет, сопоставляет факты. В это время он не только решает задачу, но и учится думать вообще, мыслить логически. Научите работать по алгоритму: прочитай задание целиком, прочитай текст упражнения или задачи, что нам известно, что неизвестно, что надо найти, на какой вопрос мы можем ответить, имея эти данные, каким образом будем на него отвечать и т.п.

Пусть ребёнок учится сам, сам без напоминания садится за уроки, учится правильно готовить своё рабочее место к занятиям, выполнять задания и проверять себя. Но по ходу работы у него могут возникать вопросы. Как на них отвечать? Помощь заключается не в решении вопроса за ребёнка, а в дружеской поддержке, ему нужно показать путь, по которому надо пойти. (Давай вспомним правило, формулу, заглянем в словарь.)  

           Недавно я видела рекламу. В самолёте летит семья: папа дремлет в своём кресле, мама читает книгу, а между ними сидит ребёнок и пинает ногами кресло, стоящее впереди. Суть сводилась к тому, что он так себя ведёт из-за недостатка магния в организме. Но это не недостаток магния, это недостаток воспитания.

          Некоторые дети просто не дают учителям работать, а это, говоря языком законодательства, не даёт и этим ученикам, и другим ребятам реализовывать своё право на образование. У нас есть термин «полезное время урока». Показатель, которым можно гордиться, - 37 минут (при 45-минутном уроке). 45 минут никогда ни у кого не бывает. Если, к примеру, кто-то из учеников опаздывает, этот показатель сразу снижается. Ребёнок заходит в класс, все отвлекаются. А если его приход чем-то всех рассмешил? Время уходит. И этот нюанс не решить в начальной школе без родителей. Есть несколько учеников, которые систематически опаздывают на занятия (в любую смену, при любой погоде). То не их вина – ваша. Вы не можете организовать себя, что же говорить о детях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Поговорим о наркомании"

Материалы помогут учителю обратить внимание родителей на возможные причины употребления наркотических средств младшими школьниками. ...

Родительское собрание "Поговорим о толерантности"

Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного под...

Родительское собрание "Поговорите со мной, родители!"

Презентация знакомит родителей с нравственным воспитанием детей - первоклассников, советует не допускать ошибок, даёт советы,знакомит с" Письмом – обращением к самым близким и дорогим людям – моим род...

Родительское собрание на тему: «И вновь поговорим об отметках»

Представляю Вам конспект родительского собрания на тему "И вновь поговорим об отметках". В нем я попыталась обобщить педагогический опыт, выделить основные трудности, которые возникают у младших школь...

Учебно - методические рекомендации по проведению родительского собрания "Поговорим о правах ребенка"

Представлен материал для работы с родителями  по проведению тематического собрания "Поговорим о правах ребенка" в начальных классах....

Родительская гостиная "Поговорим о здоровье детей"

Материал для родительского собрания, направлен на формирование ответственного отношения родителей к здоровью сових детей....

Родительское собрание "Поговорим об отметке"

Родительское собрание "Поговорим об отметке" Что стоит за отметками детей. Как к ним относиться? Всегда ли могут радовать «5» и огорчать «3»? Должны ли все они получать «4» и «5»?...