Родительское собрание "Учимся понимать своего ребёнка (1 кл.)"
презентация к уроку (1 класс)

Штайц Татьяна Константиновна

Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в первом классе и профилактика школьной дезадаптации.

           

Задачи:

- познакомить родителей с основными трудностями и задачами, с которыми сталкивается ребёнок при поступлении в первый класс;

- познакомить родителей с признаками школьной адаптации и дезадаптации;

- предложить родителям практически рекомендации по правильной адаптации ребёнка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Родительское собрание «Учимся понимать своего ребёнка» для 1 класса

        

Составлено

Педагогом-психологом

МОБУ ДО «ЦПМСС «Доверие»

Мирнинский район, РС (Я)

Штайц Т.К.

        Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в первом классе и профилактика школьной дезадаптации.

        

        Задачи:

- познакомить родителей с основными трудностями и задачами, с которыми сталкивается ребёнок при поступлении в первый класс;

- познакомить родителей с признаками школьной адаптации и дезадаптации;

- предложить родителям практически рекомендации по правильной адаптации ребёнка к школе.

Дополнительные материалы (для использования при наличии возможности): презентация «Учимся понимать своего ребёнка (1 кл.)».

Текст лекции

        Вступление

- (2 слайд) -

Первый класс – тяжёлое испытание для ребёнка. С момента поступления в школу его жизнь кардинально меняется по сравнению с тем, что было вчера.

Он попадает в новую обстановку. Если до сих пор ребёнок всю свою сознательную жизнь сидел дома или ходил в детский садик, к которому он успел привыкнуть, то теперь ему необходимо отправляться в школу. А это – совсем другая дорога, которую нужно запомнить. Совсем другое здание, в котором необходимо научиться ориентироваться. Наконец, кабинет, который тоже совершенно не похож на группу в детском садике.

Ребёнок также сталкивается с новыми людьми – сверстниками и взрослыми. Первоклассник оказывается перед необходимостью выстраивать контакты с одноклассниками, большим количеством людей, с которыми он раньше не был знаком, но с которыми должен будет провести следующие три-четыре года. И неуспешность ребёнка в этом может привести к большим проблемам – статусу «изгоя» в классе, нежеланию учить, неприязнью к школе, где его не любят и не понимают. Сложнее всего здесь приходится детям, которые не посещали детский сад, а потому менее привычны к общению с окружающими вне семьи. Новым лицом также оказывается учитель, отношение которого к детям разительно отличается от отношения воспитателя или нянечки. И он имеет свои собственные особенности и требования, которые необходимо узнать и к которым нужно привыкнуть.

С поступлением в школу появляются непривычные для ребёнка ранее обязанности и требования. В классе он должен положенное время проводить за партой, практически неподвижно, осваивая при этом новые знания, вести дневник, отвечать у доски, подчиняться строгому режиму – учиться на уроках и играть только на переменах. Дома необходимо собирать рюкзак, выполнять домашнее задание.

В этот же период изменяется и отношение к ребёнку со стороны окружающих – если раньше ребёнка любили «за просто так», то после поступления в школу от него ждут определённых успехов и достижений. Изменяется оценивание его действий и поступков. Часто в этот период ребёнок начинает слышать от окружающих «Ты уже взрослый, ты должен…».

Всё это для ребёнка, который сталкивается с подобным впервые в жизни, является колоссальной нагрузкой. Он может испытывать страх, неуверенность, тревожность, любая, даже самая мелкая неудача приобретает для него глобальное значение. Не зря начали говорить, что напряжение, которое испытывает первоклассник, сравнимо с напряжением, которое испытывают космонавты.

Но, в отличие от опытных взрослых, ребёнок ещё не обучен самостоятельно справляться со свалившимся на него стрессом. Хорошо, если первоклассник может сам разобраться с этим и без особых проблем приспосабливается к школьной жизни, но иногда ему требуется для этого помощь и поддержка старших.

Адаптация к школе

- (3 слайд) -

Таким образом, главной задачей для первоклассника, особенно в первой половине года, становится не столько школьная успеваемость, сколько привыкание к изменившимся обстоятельствам жизни, новой социальной роли и правилам, которые появляются вместе с ней.

- (4 слайд) -

Об успешной адаптации первоклассника в первую очередь говорит его положительное отношение к школе и всем аспектам, связанным с ней. Разумеется, в какой-то момент настроение ребёнка может измениться, если он сталкивается с какими-то трудностями в обучении или поссорился с кем-нибудь из одноклассников, однако после решения возникшей проблемы его отношение вновь возвращается к позитивной оценке.

Адаптированный ребёнок не имеет проблем в общении с одноклассниками и учителями, хорошо о них отзывается. Он без напряжения самостоятельно выполняет домашнее задание, принимает и понимает правила школьной жизни, адекватно реагирует на замечания учителя. Новый режим дня для него комфортен – ребёнок легко засыпает и просыпается, чувствует себя выспавшимся по утрам.

Признаки дезадаптации в первом классе

- (5 слайд) -

Если же ребёнок по тем или иным причинам оказывается не способен адаптироваться к новым обстоятельствам, у него может начать формироваться так называемая школьная дезадаптация – нарушение процесса приспособления к условиям обучения. Для того, чтобы ребёнок комфортно чувствовал себя в школе и был успешен, необходимо постараться как можно раньше выявить и начать работать с подобными нарушениями.

Главное, на что следует обратить внимание – возникшее после начала обучения негативное изменение поведения или особенностей жизнедеятельности ребёнка по сравнению с тем, что было до школы. Если ребёнок в детском садике показывал себя активным и любопытным или, наоборот, спокойным и неторопливым, и продолжает вести себя также в школе, речь идёт, скорее всего, об уже сложившихся особенностях его личности и поведения, а не проблемах с адаптацией.

- (6 слайд) -

При школьной дезадаптации ребёнок начинает часто испытывать негативные эмоции, особенно в тех вопросах, которые связаны со школой. Он агрессивно или недовольно рассказывает о своём дне в классе, об одноклассниках или учителе, о своих школьных успехах или неудачах. Либо вовсе отказывается обсуждать школьную жизнь, замыкаясь в себе или, напротив, реагируя очень эмоционально – с истерикой, слезами и криками. Ребёнок неохотно собирается в школу, отказывается туда идти.

Он хронически не справляется со школьной программой.

Постоянно утомлён, чувствует слабость, значительно снижается работоспособность,

Появляются нарушения сна и аппетита – ребёнок с трудом засыпает и встаёт, ест меньше или вовсе отказывается от еды.

Начинает страдать здоровье ребёнка – он часто болеет, испытывает головные боли и боли в животе, могут возникнуть тошнота, понос, энурез, возможно обострение хронических заболеваний.

Возникают невротические проявления – дрожание рук, пальцев, тики, заикание, привычка грызть ногти или жевать волосы, навязчивые движения.

Формируются явные и регулярные нарушения поведения – чрезмерная импульсивность, низкий самоконтроль, агрессивность или зажатость, отказы соблюдать школьные правила или выполнять требования учителя.

При появлении признаков школьной дезадаптации необходимо разбираться с её причинами, а не просто требовать от ребёнка изменить своё поведение – например, заставлять его есть больше при нарушениях аппетита или постоянно ругать и наказывать из-за плохого поведения. Упорные попытки лишь убрать «симптомы» дезадаптации могут усилить стресс, испытываемый ребёнком, и значительно ухудшить ситуацию.

Как помочь своему ребёнку привыкнуть к школьной жизни?

- (7 слайд) -

Для того, чтобы быстрее и легче приспособиться к школьной жизни, ребёнку часто требуется помощь окружающих и, в особенности, наиболее близких ему взрослых – родителей и семьи. В период адаптации особенно важно создать для ребёнка комфортную и безопасную атмосферу поддержки.

∙ Следует создать ребёнку правильное настроение перед школой. Утром стоит быть с ним ласковыми и нежными, не срываться на ребёнке, даже если вчера вы поссорились или он не хочет вставать или медленно собирается. Завтрак должен быть вкусным и нравиться ребёнку.  

∙ Не нужно критиковать ребёнка за его неуспеваемость, особенно при посторонних людях. Постоянные упрёки первокласснику за то, что он медленно пишет, читает или считает, не слишком аккуратен или внимателен, часто допускает ошибки, могут сформировать у ребёнка низкую самооценку или «отбить» желание заниматься неуспешной деятельностью и привести к конфликтам.

∙ Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми или, тем более, взрослыми. Это может сформировать у него искажённую (завышенную или заниженную) самооценку, чувство гордости или, наоборот, неуверенности в себе и зависти.

Полезнее сравнивать действия ребёнка с его собственными достижениями в прошлом: «Сегодня ты сделал это быстрее, или аккуратнее, или красивее и т.п., чем вчера». Но не нужно лгать или пытаться выдумать подобную похвалу – следует постараться найти в действиях ребёнка то, в чём он действительно улучшил свои навыки.

∙ Поощряйте ребёнка за любые успехи – не только связанные со школой.

∙ Не стоит в этот период нагружать ребёнка новыми домашними обязанностями. Нужно помнить, что главная задача первоклассника – освоиться со своей новой ролью школьника. Если одновременно с новыми обязанностями в школе на него навалятся новые требования дома, у ребёнка может не хватить сил на то, чтобы правильно приспособиться к изменившейся ситуации. Новые для ребёнка обязанности стоит вводить постепенно, на первых порах обязательно обучая его и помогая, и не раньше второго полугодия обучения.

∙ Не нужно также загружать день первоклассника различными образовательными занятиями, записывая его в различные кружки или секции – лучше обратиться к ним со второго года обучения, когда ребёнок уже достаточно привыкнет к школьной жизни.

∙ Обязательно надо поддерживать режим дня – ребёнок быстрее привыкнет организовывать свой день и деятельность, если будет твёрдо знать, когда и что он должен делать.

∙ Если первоклассник устаёт в школе, стоит выделить время на дневной сон.

∙  Следует, при этом, не забыть оставить ребёнку время «для себя», когда он сможет поиграть, погулять, пообщаться с друзьями и заняться другими своими любимыми занятиями.

∙ Не нужно при ребёнке критиковать школу, учителей или одноклассников, рассказывать ему «страшные» истории о том, какие неприятности могут приключиться с ним или происходили с кем-то ещё в школе. Тем более не стоит пугать ребёнка тем, какие наказания могут ожидать его в школе, если он будет плохо себя вести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учимся понимать своего ребёнка ПЕРВОКЛАССНИК

Слайд 2

ПЕРВЫЙ РАЗ Новая обстановка – школа, кабинет. Новые знакомства – учителя и одноклассники. Новые требования и обязанности – усвоение знаний, ограничение игрового времени, подчинение правилам, домашние задания. Новое отношение со стороны взрослых – оценка успешности.

Слайд 3

ЗАДАЧИ ПЕРВОКЛАССНИКА Привыкание к новому социальному статусу. Усвоение новых требований. Привыкание к процессу обучения. Адаптация к школьной жизни .

Слайд 4

ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ Положительное эмоциональное отношение к школе. Нет проблем в общении с одноклассниками и учителями. Без напряжения выполняет домашнее задание. Принимает правила школьной жизни. Комфортно себя чувствует при новом режиме дня.

Слайд 5

ШКОЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ Школьная дезадаптация – нарушение процесса приспособления ребёнка к условиям обучения.

Слайд 6

ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ Часто испытывает негативные эмоции, говорит о школе с агрессией, недовольством или отказывается говорить. Не справляется с программой. Постоянно утомлён. Нарушения сна и аппетита. Нарушения здоровья. Нарушения поведения. Невротические проявления (дрожащие конечности, тики, заикание, привычка грызть ногти и т.п.)

Слайд 7

ПОДДЕРЖКА РЕБЁНКА ДОМА Создать правильное настроение перед школой. Не критиковать – оказывать помощь и поддержку. Не сравнивать с другими – только с ним самим. Поощрять за любые успехи. Не нагружать новыми домашними обязанностями. Не записывать в новые кружки и секции. Поддерживать режим дня. Оставить ребёнку время «для себя». Не критиковать при ребёнке школу, не запугивать его тем, что может происходить там.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей:"Понимаете ли Вы своего ребёнка?"

Тест для родителей: "Понимаете ли Вы своего ребёнка?"...

Понимаем ли мы своего ребёнка?

Что означает «быть ответственным родителем»?Устанавливать жесткую дисциплину или стать другом своему ребенку? Оберегать или дать возможность учиться на своих ошибках?  Направлять развитие ре...

Методическая разработка родительского собрания "Как мы понимаем своих детей"

Методическая разработка родительского собрания в 1 классе...

Родительское собрание на тему: «Всегда ли мы понимаем своих детей».

middot;         Познакомить родителей с особенностями поведения детей;·         обсудить причины возникновения проблем во взаимоотно...

Родительское собрание "Учимся понимать своего ребёнка (2-4 кл.)"

Цель: помощь родителям в осознании психологических особенностей ребёнка в младшем школьном возрасте. Задачи:- прояснить психологические особенности ребёнка в младшем школьном возрасте;- предложит...