Статья на тему: " Гиперактивность и её коррекция"
статья

Лютикова Юлия Геннадьевна

В данной статье представлены практические рекомендации  по преодолению гиперактивности у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_giperaktivnost_i_eyo_korrektsiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему : « Гиперактивность и её коррекция»

        Учебная деятельность является ведущей деятельностью для учащихся общеобразовательных школ, так как определяет уровень их психического и интеллектуального развития, а также обеспечивает становление личности в целом.                 Вопросы формирования учебной деятельности становятся еще более актуальными, когда речь идет о школьниках с ограниченными возможностями здоровья. Эти учащиеся отличаются рядом особенностей, таких, например, как пониженная работоспособность, трудности с восприятием, мышлением, недостатки памяти, неустойчивость внимания, импульсивность, слабость речевой регуляции  и т. п. Данных школьников характеризует  низкий тонус познавательной активности, обусловленный несформированностью мотивационной сферы.                               Таким образом, большую трудность для учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет любой вид деятельности, особенно если нужно проявить умственное усилие и трудолюбие.                                                                    Для преодоления проблем учителю необходимо формировать у учащихся знания, умения и навыки с использованием конкретного материала, разрабатывать и применять различные виды помощи для успешного решения поставленных педагогических задач. Часто проблему усугубляет чрезмерная активность, подвижность , так называемая гиперактивность некоторых учащихся.                                        Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной – деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание  более длительное  время, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.                                                                                                                              

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:                                                                1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.                                                                                                                                      2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.                3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.                                                                    4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).                                              5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.                      6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).                                   7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.                                  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.                                9. Не может играть тихо, спокойно.                                                            10. Болтливый.                                                                                                             11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).                                                                                                    12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.                                                                                                                       13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.   14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).                                                                           Гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, и  в будущей и в настоящей учебной деятельности. В повседневном поведении им свойственны непоследовательность, импульсивность, непредсказуемость. Все это делает их нежелательными членами детского коллектива, осложняет взаимодействие со сверстниками, а дома с братьями, сестрами, родителями.

Как семья может помочь гиперактивному ребёнку?                                                       Семья  может обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит изменить взаимоотношения его с близкими , и прежде всего с мамой. Этому будут способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.                                                                            Задачей психологов и педагогов становится изменение отношения близких родственников и прежде всего матери к ребенку, с тем чтобы лучше его понять и снять излишние напряжение, формирующиеся вокруг него.                                                 Матери нужно объяснить, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального медикоментозного  лечения,  но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к самому ребёнку.                                В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д.                                                Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей значительно распространены и не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией, а  как следствие неправильного воспитания и неблагоприятного проживания.                 Какие же рекомендации можно дать родителям гиперактивного ребенка и тем самым помочь им в процессе его воспитания?                                                            1.Стараться по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.                                                           2. Эмоционально поддерживать  детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были.              3.Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.      4.Избегать категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. 5.Стараться  реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробовать переключить внимание ребенка , и сделайте это легко, с юмором.                        6.Следить за своей речью, стараться  говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулировать чувствами ребенка и не унижать  его.                                                                         7.Если есть возможность, постараться  выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и вокруг ребенка не должно быть отвлекающих предметов, лишних игрушек.  Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.                                                                                                                          8.Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним  необходимо составить  распорядок дня, следуя которому, проявлять одновременно гибкость и упорство.                                                    9.Определить для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держать  под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечать и хвалить его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.              10.Активно взаимодействать друг с другом, развивать способность как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.                         11.совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели".                                                                                                                                12. Хвалите его, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.                      А так же:                                                                                                                                  1)Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.                                                                                                   2)Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию.             3)Поощрять  ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).                4)Поддерживать дома чистоту и четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.                                                                                                  5)Избегать, по возможности, скопления людей, пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.                                                                           6)Во время игр ограничивать ребенка одним партнером.                                              7) Избегать беспокойных, шумных приятелей.                                               8)Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.                                                       9)Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.                                                                                  10)Следить за правильным питанием , приёмом поливитаминов. Не забывать об овощах и фруктах.

Учитывая вышеизложенные рекомендации можно снизить гиперактивность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивные дети и коррекция их поведения (самообразование)

В данной работе рассматривается феномен гиперактивного поведения детей и его причины, первичная диагностика гиперактивности. Также здесь представлен комплекс упражнений для лечения и коррекции гиперак...

Статья на тему: "Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте".

Раскрываются основные причины тревожности, направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с тревожными детьми, памятка учителю и рекомендации родителям....

Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»

Введение:Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение к...

Конспект родительского собрания на тему: "ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ"

В конспекте раскрываются проблемы обучения гиперактивных детей в школе и  причины их возникновения; даются рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей....

Статья на тему: " Гиперактивность и её коррекция"

В данной статье даются рекомендации по коррекции гиперактивности....

Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"

Статья на тему "Роль родителей при коррекции звукопроизношения у младших школьников"...