Родительское собрание
материал (1 класс)

Поговорим о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста.

Все мы знаем, что ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Возрастные индивидуальные особенности младшего школьника».

Слайд 2

Анатомо-физиологические особенности

Слайд 3

Костно-связочный аппарат Гибкий Податливый Много хрящевой ткани Процесс окостенения не закончен Правильная посадка Правильная мебель Правильное питание Свежий воздух Физический труд

Слайд 4

Мышечная система чрезмерное напряжение вредно отражается на жизнедеятельности всего организма Недостаточная работа отдельных групп мышц ведёт к нарушению условий нормального физического развития

Слайд 5

Органы дыхания Гимнастика Физический труд Слабо развитая мускулатура грудной клетки

Слайд 6

Сердечно-сосудистая система Гимнастика Физический труд Подвижные игра на свежем воздухе Несоответствие в развитие сердца и сосудистой системы

Слайд 7

Нервная система Процесс возбуждения преобладает над процессом торможения Неустойчивость внимания у детей Наглядно-образная память Дети впечатлительны, эмоциональны

Слайд 8

Развивать речь Расширять запас слов Следить за чистотой речи Следить за правильностью речи Задания на развитие логического мышления Развитие памяти Развитие способности критически относится к своей работе

Слайд 9

Утомление

Слайд 10

Тест: Девочки более послушны, чем мальчики. Девочки лучше относятся к слабым и больным людям, животным, растениям. Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически. Мальчики испытывают большее желание отличиться. Мальчики больше одарены в математике. Девочки более чувствительны к среде, обстановке, в которой живут, тяжелее переносят боль, страдание. Девочки умеют лучше выразить свои мысли. У№ мальчиков лучше развита зрительная память, а у девочек – слуховая. Мальчики лучше ориентируются в пространстве. Мальчики агрессивнее.

Слайд 11

Тест: Девочки мене активны. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей. Девочки более ласковы. Девочки легче попадают под чужое влияние. Мальчики более предприимчивы. Девочки более трусливы. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности. Девочки реже соперничают между собой. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности. У мальчиков больше склонности к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

Слайд 12

Ласковое, доброе отношение Умение считаться с мнением ребёнка Уважать его личность Уважать достоинство

Слайд 13

Типы нервной системы: ФЛЕГМАТИК САНГВИНИК ХОЛЕРИК МЕЛАНХОЛИК

Слайд 14

Флегматик Уравновешенный Малоподвижный Работоспособный Медлительный Слабовозбудимый Терпение Выдержка Поощрение за активность и быстроту в движении

Слайд 15

Сангвинник Уравновешенный Подвижный Работоспособный Быстрый Не доводит начатое до конца Переоценивает свои способности Поддерживать жизнерадостность, чуткость, отзывчивость Учить жить и работать в коллективе Приучать доводить начатое дело до конца Хвалить, но знать меру

Слайд 16

Холерик Неуравновешенный Работоспособный С быстрой реакцией Большой запас энергии Не умеет сдерживать свои чувства Вырабатывать выдержку Приучать обдумывать свои действия, поступки Учить анализировать свои действия

Слайд 17

Меланхолик Быстро устаёт Не уверен в себе Застенчив Легко травмируется Молчалив Необщителен Поддерживать начинания ребёнка Подбадривать во время работы Поощрять добрым словом

Слайд 18

Можно изменить и развить недостающие качества



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о возрастных и индивидуальных особенностях детей младшего школьного возраста.

Все мы знаем, что ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста и веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека.

Каковы же анатомо-физиологические и психические особенности ребёнка семи-одиннадцати лет?

Мир чувств младшего школьника значительно богаче, чем дошкольника. Он особенно восприимчив к красоте окружающих его предметов, природ, человеческих отношений. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. Утомление наступает вследствие истощения - снижения работоспособности клеток коры головного мозга. Первый признак утомления организма - ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Индивидуальные особенности ребёнка в первую очередь обусловливаются типом нервной системы. Выделяются 4 основных типа нервной системы: ФЛЕГМАТИК, САНГВИНИК, ХОЛЕРИК И МЕЛАНХОЛИК. Остановимся немного на них.

ФЛЕГМАТИК.

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, но медлителен и в работе, и разговоре с другими людьми. Эмоционально возбудим слабо, но чувства глубокие постоянные.

Воспитание ребёнка с данным типом нервной системы должно быть направленно на закрепление положительных черт его характера: настойчивости, добросовестности, выдержки. Если же родитель будут постоянно попрекать ребёнка за медлительность, он может замкнуться, начать проявлять равнодушие, а иногда и грубость.

В работе с детьми этого типа надо иметь терпение и выдержку. Поощрять детей надо за проявление активности, быстроты в движениях.

САНГВИНИК

Сильный, уравновешенный, подвижный тип; характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в любую работу. Ребёнок с данным типом нервной системы подвижный, с выразительной мимикой, всё делает довольно быстро, может быстро переключится с одного вида деятельности на другой. Нередко бросает то дело, которое требует терпения и выдержки. При воспитании ребёнка этого типа нужно поддерживать в нём такие положительные черты, как жизнерадостность, чуткость и отзывчивость, умение жить и работать в коллективе. Но если ребёнка с этим типом нервной системы не учить доводить начатое дело до конца, из него может выйти поверхностный человек, без особых интересов, безразлично относящийся к своим неудачам. Ребёнок этого типа тяжело переносит суровый разговор, а резкий эмоциональный тон может вызвать у него перевозбуждение, озлобление. Поощрение детей этого типа возбуждает их творческую активность, повышает работоспособность. Но важно не перехвалить их, так как они по природе своей склонны переоценивать свои способности.

ХОЛЕРИК

Сильный, но неуравновешенный тип. Ребёнок с этим типом нервной системы характеризуется большой работоспособностью, быстротой реакции на происходящее вокруг него, большим запасом жизненной энергии. У него процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Такой ученик не всегда умеет сдерживать свои чувства, обладает подвижной мимикой и жестами, движения его резки напористы.

Воспитание такого ребёнка должно быть направленно на выработку выдержки, умения обдумывать свои действия и поступки, анализировать их. Частая похвала такого ребёнка развивает у него самонадеянность, тщеславие. Требуется большой такт в применении поощрений и наказаний.

МЕЛАНХОЛИК

Слабый тип нервной системы. Ребёнок с этим типом нервной системы быстро устаёт, не уверен в себе, застенчив, легко травмируется, молчалив, необщителен. Чувства глубокие, но внешне слабо проявляются. В воспитании таких детей требуется поддержка его начинаний, подбадривания во время работы, поощрение добрым словом. Дети со слабым типом нервной системы тяжело переносят резкую оценку их работы, взыскания. В качестве стимула лучше пользоваться одобрением, похвалой, но умеренно.

Дети этого типа нервной системы больно реагируют на резкий крикливый тон. Это может привести к полной заторможенности, тяжёлому состоянию угнетенности и подавленности.

Таким образом исходя из характеристик каждого типа нервной системы вы уже можете скорректировать общение с вашим ребёнком и действовать в правильном направлении.

Но следует помнить, выделенные типы темперамента в чистом виде почти не встречаются, обычно у человека сочетаются черты отдельных темпераментов. Необходимо помнить, что при воспитании детей, тип нервной системы можно в какой - то мере изменить, то есть развивать недостающие качества.

Назвать один тип темперамента хорошим, а другой плохим нельзя. Каждый темперамент содержит в себе такие предпосылки, которые в известных условиях нужны человеку. Например, есть профессии, для которых необходимы внимательность, тщательность и аккуратность или, наоборот, большая эмоциональность.

На основе темперамента идёт формирование характера, в котором сочетаются наиболее устойчивые, существенные особенности личности. Темперамент является базой для формирования черт характера ребёнка. Например, с раннего возраста у детей надо воспитывать такое нравственное качество личности, как доброта. Оно воспитуемо у детей с разными темпераментами.

Воспитание навыков культуры общения, готовности прийти на помощь товарищу, отзывчивости на чужую беду необходимо у детей с разными темпераментами. Однако средства воздействия со стороны родителей должны быть индивидуальны для каждого ребёнка в зависимости от его темперамента.

Мне бы хотелось, чтобы наша сегодняшняя встреча и информация, которую я донесла до вас, принесла пользу вам и помогла бы правильно построить вам взаимоотношения с вашими детьми, избегая конфликтов и непонимания, как с вашей стороны, так и со стороны ваших детей. Я надеюсь памятки, которые мы вам раздадим помогут в этом.

ПРАИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ФЛЕГМАТИКОМ

Демонстрация практического результата выполняемой работы.

Контроль выполняемой работы (на каждом этапе деятельности).

Использование положительных методов воздействия.

Отсутствие в речи взрослых ярлыков

Поддержка начинаний ребёнка, проявления им собственной инициативы.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С САНГВИНИКОМ

Чёткая постановка целей деятельности.

Возможность демонстрации ребёнком его достижений.

Одобрение и поддержка взрослого.

Учёт интересов ребёнка в порученном деле.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЛАНХОЛИКОМ

Эмоциональное поглаживание и эмпатия.

Создание условий для выполнения совместной групповой работы.

Демонстрация достижений ребёнка.

Объективная оценка вклада его действий в общее дело.

ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ХОЛЕРИКОМ

Спокойный ровный тон взрослого.

Предъявление чётких и обоснованных требований.

Демонстрация перспектив деятельности.

Положительная оценка деятельности ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...