Статья "Адаптация ребёнка к ношению слуховых аппаратов"
статья

Калиновская Мария Сергеевна

Сурдопедагог является активным участником процесса настройки и адаптации ребёнка к слуховым аппаратам, но в данном процессе немаловажна роль родителей. В связи с чем одной из задач взаимодействия сурдопедагога и родителей является информирование родителей о том, как проходит процесс адаптации, с какими труднотями они могут столкнуться, как поддержать ребёнка в данной ситуации, как оценить качество слухопротезирования. Данный аспект работы с родителями важен, потому что адекватная настройка слуховых аппаратов и процессора кохлеарного импланта определяет эффективность образовательного процесса, поэтому данная тема актуальна для специалистов данной профессии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа-интернат № 31 Невского района г. Санкт-Петербурга

Статья
на тему «Адаптация ребёнка к ношению слуховых аппаратов»

Подготовила: воспитатель
Калиновская М.С.


Адаптация ребёнка к ношению слуховых аппаратов

В адаптации малышей к ношению слуховых аппаратов важнейшую роль играют родители и сурдопедагог. С самого начала необходимо разъяснить родителям ошибочность мнения о том, что использование слуховых аппаратов приводит к дальнейшему снижению слуха. Адекватное слухопротезирование не вызывает ухудшения слуха. Мнение о вредном влиянии раннего слухопротезирования вызвано тем, что у 30% детей слух ухудшается в течение первых лет жизни. Поэтому необходим постоянный контроль слуха у ребёнка и оценка эффективности слуховых аппаратов. При ухудшении слуха ребёнок может нуждаться в перенастройке слуховых аппаратов или его замене на более мощную модель.

Сурдолог и сурдопедагог должны научить родителей надевать слуховые аппараты ребёнку, ухаживать за слуховыми аппаратами, менять батарейки, проверять его работоспособность, оценивать реакции ребёнка на звуки в слуховых аппаратах, важно объяснить родителям как их ребёнок будет реагировать на звуки в слуховых аппаратах, рассказать о постепенности появления таких реакций, о возможных отрицательных реакциях на громкие резкие звуки.

Первое время ребёнок носит слуховой аппарат только по 20 минут несколько раз в день. Через неделю время увеличивается до 30 минут. В течение месяца большинство детей начинают носить слуховые аппараты постоянно.

После надевания слуховых аппаратов ребёнку родители отмечают изменения в его поведении – ребёнок становится настороженным, прислушивается к звукам, увеличивается голосовая активность. Ребёнок при ношении слуховых аппаратов первое время может стать более капризным, раздражительным, быстрее уставать, беспокойно спать. Всё это важно объяснить родителям ребёнка, убедить их в необходимости быть терпеливыми и настойчивыми в приучении ребёнка к слуховым аппаратам и развитию у него умения слушать.

Эффективная настройка слуховых аппаратов у маленьких детей возможна только при взаимодействии аудиолога-сурдолога с сурдопедагогом и родителями, которые занимаются реабилитацией ребенка. Сурдопедагог должен научить родителей вызывать у ребенка интерес к звукам и наблюдать за реакциями на звуки.

Сурдопедагог и родители оценивают:

  • развитие у ребенка реакций на низко-, средне- и высокочастотные звуки речь и бытовые звуки;
  • реакции на тихие звуки и звуки на расстоянии;
  • появление возможных отрицательных реакций на громкие звуки;
  • развитие понимания речи;
  • развитие голосовых реакций, имитаций интонации и речи взрослого, собственной речи у ребенка.

Родителем рекомендуется вести дневник наблюдения за слуховыми реакциями ребенка (на какие звуки, на каком расстоянии и как он реагирует) и его предречевыми вокализациями (анкета «Оценка слухового поведения детей раннего возраста» LittlEARS, MED-EL). Эту информацию используют аудиолог-сурдолог для уточнения и коррекции настройки слуховых аппаратов.

Необходимо объяснить родителям значения этой работы для достижения цели слухопротезирования:

  • установка оптимального уровня настройки слуховых аппаратов;
  • постоянное ношения ребенком слуховых аппаратов;
  • обучения ребенка слышать окружающие звуки и речь в слуховых аппаратах.

Ребенок нуждается в периодическом контроле и уточнении настройки слуховых аппаратах:

  • Повторно через 1 месяц после первичной настройки;
  • Каждые 2-2 месяца после этого в течении первого года;
  • Каждые 4-6 месяцев до 5-го возраста;
  • Ежегодно после 5 лет .

Если отмечены колебания/ухудшения слуха и/или если отсутствует прогресс в слуховом и речевом развитии, контроль осуществляют чаще.

Ребенок должен носить слуховые аппараты постоянно, что бы иметь возможность все время слышать звуки и речь, - обязательные условия для развития у ребенка понимания речи окружающих людей и собственной речи. Особое значение имеет обучение родителей тому, как привлекать внимания ребенка в слуховых аппаратах к звукам, вызывать к ним интерес, развивать умения, узнавать звуки и реагировать на них. Благодаря этому ребенок начинает осознавать значения звуков и слуховых аппаратов, начинает просить надеть слуховые аппараты.

Сурдопедагог принимает активное участие в настройке слуховых аппаратов и адаптации ребёнка к использованию слуховых аппаратов, а так же оценки адекватности его настройки, поэтому при оценке степени снижения слуха, эффективности слуховых аппаратов, адекватности настройки слуховых аппаратов / кохлеарного импланта в сурдопедаогогическом исследовании используются:

  • определение разборчивости речи с помощью речевых таблиц слов (для детей со словарным запасом);
  • оценка спонтанных реакций на звуки;
  • условно-рефлекторная двигательная реакция на звуки;
  • анализ особенностей речи, голоса, поведения ребёнка;
  • опрос родителей с помощью специальных анкет.

В практике сурдопедагога речевая аудиометрия является дополнительным объективным исследованием эффективности и адекватности настройки слуховых аппаратов.


Список информационных источников:

  1. https://infopedia.su/1x143a.html
  2. https://centerlori.ru/459/_aview_b21
  3. https://blog.medel.com/wp-content/uploads/2021/03/litearsru.pdf
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-pedagogicheskoi-diagnostiki-kachestva-nastroiki-procesora-sistemy-kohlearnoi-implantaci.html
  5. https://adu.by/images/2016/08/spec-sluh-kohlearnyj.docx

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Обувь. Ношение обуви и правила ухода за ней (конспект урока с применением ИКТ)

Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида, 1 класс...

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ НОШЕНИИ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ

Внимание,  родители, прошу вас ознакомиться с важной информацией о световозвращающих элементах.С 1 июля 2015 года обязательно ношение световозвращающих элементов (фликеров) в темное время суток в...

Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке

Выступление на дефектологическом всеобуче по теме" Создание условий для развития слухового восприятия и произносительной стороны речи учащихся со слуховой депривацией на самоподготовке"...

Родительское собрание на тему: Особенности реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом по сравнению с детьми со слуховыми аппаратами

При реабилитации маленьких детей с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей с качественными слуховыми аппаратами. Однако есть ряд особенностей....

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....